Медиаэкскурсия в Третьяковскую галерею "Шедевры русской живописи"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  1. Познакомить учащихся с картинами Третьяковской галереи.
  2. Содействовать диалогу учащихся с изучаемым материалом.

Задачи:

  1. Создать полелогию по изучаемому материалу.
  2. Расширить знания учащихся о творчестве художников второй половины 19 века В.М. Васнецовым, И.Е. Репиным, И.В. Суриковым.
  3. Реализация ИКТ на уроках национальной культуры.

Оборудование: проектор, экран, слайдовый материал.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день ребята, гости, родители! Мы все с вами живем далеко от культурных центров России. Сегодня у нас есть возможность совершить экскурсию в Третьяковскую галерею. Увидеть шедевры Росси живописи, узнать биографию художников, познакомиться с историей создания полотен, имеющих мировое значение.

2. Объявление темы, цели, задач

(слайдовый показ иллюстраций Третьяковской галереи, слайд «Тема, задачи урока».)

Учитель: Кто же такой Третьяков? Что побудило его собрать такую прекрасную коллекцию картин?

Матвеева Оксана- ученица 10 класса

(показ слайдов фото, слайд текста)

3. Третьяков Павел Михайлович

«Его тонкое тихое лицо, глядящее на нас с портретов Крамского, Репина, Серова, казалось бы должно было принадлежать скорее мыслителю, чем практику. Его задумчивость из тех, что превращает «тихонь» в фанатиков и героев. Он был фанатиком своей благородной цели. Чувствуя свою принадлежность к просвещенному купечеству, к поколению таких собирателей, как Мамонтов, Щукин. Смолоду, он был поглощен идеей создания национального музея русской живописи. Этот тихий человек обладал твердой волей. Несравненным вкусом, удивительной интуицией и решительным характером – особенно, если это касалось приобретения картин. Он собирал их 40 лет: скупал на выставках, в мастерских художников, у коллекционеров. Истратил полтора миллионов рублей и положил начало гигантской национальной галерее, создал этот великолепный памятник русской культуры.

Государственная Третьяковская галерея – национальная галерея русской живописи, художественный музей мирового значения, Основанный Третьяковым Павлом Михайловичем 151 год назад (1856). Фасад здания оформлен в 1901-1902 годах по проекту художника Виктора Михайловича Васнецова. В 1892 году 31 августа коммерции советник Третьяков обращается в Московскую городскую думу о безвозмездном передаче картин для бесплатного обозрения всеми желающими.

Отец Павла Михайловича Михаил Захарович умер сорока лет от роду, успев дать хорошее образование сыновьям. Сыновья унаследовали родовое имущество и доходное дело, успешно вели торговые дела.

Поздней осенью 1852 года Павел попросил разрешения посетить Петербург, который его восхитил. Он побывал в Академии Художеств, ежевечерне бывал в театрах. Особый интерес вызвал Эрмитаж. Увиденное привело в величайший восторг.

Через год юноша снова отправился в Петербург, где познакомился с Прянишниковым- крупным коллекционером картин, директором почтового департамента. Прянишников посоветовал Павлу изучить книги по изобразительному искусству, монографии, приобретать каталоги. Первую картину для коллекции он купил у Шильдера картину «Искушение». Почти одновременно с этой картиной Третьяков приобретает полотно «Стычка с финляндскими контрабандистами». Эти две работы положили начало Третьяковской галерее.

Во второй половине ХIХ в. ведущим в живописи стал бытовой жанр, который охватил все наиболее существенные стороны действительности. Третьяков покупает картину В.Г.Петрова, художника, который в этом жанре достиг неведомой силы. «Сельский сход» картина, по мнению горожан, богохульного содержания (демонстрация картины Перова «Тройка»). Собранные Третьяковым картины Перова – наиболее полное из всех собраний работ удивительного мастера.

Занятый торговыми делами, Павел Михайлович прекрасно представлял себе культурную жизнь России. Он поддерживал дружеские отношения с молодежной артелью, оказывал материальную помощь, постоянно приобретал и заказывал картины.

Коммерческие дела братьев Третьяковых процветали и в 1865 году Павел Михайлович женится на Вере Николаевне Мамонтовой, молодые стали проживать в Абрамцево, бывшее имение писателя Аксакова. Эта старинная московская усадьба давно привлекала многие знаменитости (художники, писатели, поэты, музыканты). Здесь же Третьяков познакомился с художником Серовым. («Девочка с персиками»).

Возведение галереи Третьяков поручил С.А.Каминскому, чуть позднее они стали родственниками. В 1874 году работы закончились, на строительство ушло 28 тысяч рублей.

Во второй половине VIII ВЕКА освобожденное указом «О вольности дворянской от обязательной службы» дворянство занялось устроением своих запущенных поместий. Желая подтвердить древность и знатность родов, вельможи и другие помещики создавали галереи семейных портретов. Что привело к расцвету портретной живописи. Из-за дороговизны работ иностранных мастеров многие дворяне прибегали к услугам «доморощенных» крепостных художников. Такие, как Аргуновы, Левицкий.

Левицкий Дмитрий Григорьевич родился в Киеве, окончил семинарию, затем духовную академию. К 28 годам Левицкий приобрел репутацию хорошего портретиста. Сама императрица Екатерина II, а за ней и вся знать предпочитали портреты Левицкого работам иностранных портретистов. Сам Дидро, приезжавший в Петербург, был им изображен лучше, чем это удалось в то время французским живописцам.

В Третьяковской галерее есть и полотна живописца 19 века Венецианова Алексея Гавриловича. Мастер бытового жанра и портретист писал картины религиозного содержания. Все творчество Венецианова исполнено веры в красоту и величие русского крестьянина. («На пашне». «Весна»)

Кипренский Орест Адамович живописец, рисовальщик, портретист, академик художеств, представитель романтизма в русской живописи. В портретной живописи Кипренского, виртуозной по мастерству, особое место занимают автопортреты. Портрет А.С.Пушкина работы Кипренского- наиболее известного изображения великого поэта. Благодаря искусным гравюрам Уткина портрет был очень популярен и послужил образцом для большинства изображений поэта. Портрет Кипренский писал в 1927 году в Петербурге. Портрет заказ Антон Дельвиг.

\ «Великий Карл» - так полушутливо называли Карла Брюллова. Брюллов работал быстро, фантазия его казалась неистощимой. Талант художника проявлялся во многих сферах изобразительного искусства. Писал декорации, эскизы театральных костюмов, занимался лепкой. («Последний день Помпеи»). После выставки этой картины в Италии, Брюллов был встречен с триумфом.

Павел Андреевич Федотов стремился стать художником еще будучи офицером лейб-гвардии Финляндского полка. С юмором, иронией, а порой и с трогательным сочувствием, с задушевностью относился Федотов к героям своих картин, кисть его изображала быт Петербурга, России. 37 лет жизни. 8 из них посвящены искусству. («Сватовство майора»).

Вот такое путешествие в мир Третьяковской галереи. Его подарил нам Павел Михайлович Третьяков.

Слово учителю:

«Великая тройка, так называли этих художников в семье Третьяковых. Репин, Васнецов, Суриков были связаны не только общим интересом к живописи, но они были и настоящими друзьями. Васнецов и Суриков только поступили в АК Художеств, когда Репин уже заканчивал ее. Не смотря на разницу в возрасте, дружба их была крепкой до конца их жизни. Репин как старший и более опытный опекал своих друзей не только советами, но и помогал материально. Еженедельные собрания по пятницам у Репина многому научили молодых художников, и в тоже время давали все получали большой заряд энергии для дальнейшего творчества и молодых, и более зрелых.

А сейчас познакомимся с творчеством великого сказочника Виктора Михайловича Васнецова.

4. Васнецов Виктор Михайлович

Кузнецова Ирина, ученица 10 класса

(показ слайдов фото, текста)

Выходец из семьи сельского священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 — член Товарищества передвижных художественных выставок.

Творческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В первом он следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Среди героев картин — петербургская беднота, например, чета обнищавших стариков, меняющая жилище («С квартиры на квартиру», 1876, Третьяковская галерея). Добродушного юмора полна картина «Преферанс» (1879, там же), иронизирующая над унынием мещанской жизни. Ирония и сострадание сливаются здесь воедино, что близко поэтике Ф. М. Достоевского.

Подъем общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия 19 века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода — картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве», 1880), «Аленушка» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Наибольшую известность получила картина «Три богатыря» (1881-98; все четыре — в Третьяковской галерее) с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, охраняющих границы отечества.

На смену ранним психологическим новеллам приходит монументальный эпос. Ряд произведений (напр., «Три царевны подземного царства», 1881, Третьяковская галерея) уже несет в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн, основанной на поэтике символизма, которая размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью. У русских и зарубежных ценителей (напр., у А. А. Блока и Р. М. Рильке ) творчество нового, «эпического» Васнецова находит горячий отклик как выражение «нового русского стиля».Новаторский этап в сценографии составили васнецовские эскизы к постановке пьесы-сказки А. Н. Островского «Снегурочка» (акварель, 1881-82, музей-усадьба в Абрамцеве) на домашней сцене С. И. Мамонтова в Москве и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова (акварель, гуашь, 1885, Третьяковская галерея) в Московской частной русской опере того же мецената.Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно «Каменный век» (1883-85), написанном для московского Исторического музея, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-96); стремясь по возможности обновить византийские каноны, художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом.

Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна. В русском стиле он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции (1881-82) и шутливо-сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883). Им была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре.

Поздний период творчества художника исполнен мрачных переживаний. Ужасы революционного террора начала века толкают его в лагерь правых экстремистов национал-шовинистического толка. Он вступает в «Союз русского народа», оформляя своими славянскими орнаментами издания «союзников». Полны сложного аллегорического подтекста картины «Царевна-Лягушка» (1901-18) и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1913-18); общественность воспринимала их как выражение тревожных раздумий мастера по поводу назревавшей и свершившейся социальной катастрофы. После Революции он не принимает активного участия в художественной жизни, но продолжает работать, создав, в частности, ряд значительных портретов, в том числе неоконченный портрет художника М. В. Нестерова (1926; все три — Дом-музей В. М. Васнецова, Москва), испытавшего его глубокое влияние. В 1953 московский дом Васнецова (построенный по его эскизу в 1894 году) был превращен в Дом-музей. Музей имени братьев Васнецовых был открыт в 1988-м в Кирове (бывший г. Вятка).

Слово учителю: Рассказ о создании картин.

(Слайдовый показ картин В.М.Васнецова)

«Аленушка»

«Не помню, как, впервые зародилась у меня «Аленушка». Как будто она давно жила в моей Голове, но реально я ее увидел в Артырке, когда встретил простоволосую девушку, поразившую мое воображение. «Столько тоски, одиночество и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул»- рассказывал он. И пейзаж искал там же, чтобы зрители могли понять мою «Аленушку» - девочку из сказки.

Кажется, что художник написал ее в один присест. Но стоит посмотреть предварительные наброски, этюды к ней, и мы поймем, какой труд вложен мастером.

«Богатыри»

Еще будучи в Париже, Васнецов задумал эту картину и сделал карандашный набросок, а затем небольшой эскиз красками. Эскиз увидел художник Паленов, ему он очень понравился. На предложение Васнецова подарить эскиз, Поленов сказал: «Ты должен непременно написать картину, тогда и подаришь мне эскиз».

Васнецов начал писать картину на холсте в Абрамцево, для чего построили больной сарай для мастерской с верхним светом. Несколько раз холст перевозили с Москвы в Петербург, из городской квартиры на дачу. Более 10 лет ушло на эту картину. Даже после написания художник долго не мог с ней расстаться. Самая лестная для художника оценка прозвучала из уст Л.Н.Толстого «Я никогда не задумывался какими они были наши богатыри, но увидев Ваши картины, подумал, что они именно такими в представлении народа они и должны быть.

«Роспись Владимирского собора в Киеве»

Для внутренней отделки росписи Владимировского собора в Киеве Васнецова пригласил профессор Андрей Викторович Прахов. Работа была трудной, но захватывающей. Васнецов расписал 2тыс.кв.метров, создал 15 огромных композиций, тридцать больших отдельных фигур и множество великолепных орнаментов. Падал с верхов, ломал руки и ноги, но поправившись, вновь принимался за работу. Виктор Михайлович за основу техники росписи собора взял технику русских иконописцев, сохраняя цветовую гамму черного и золотого цвета.

5. Репин Илья Ефимович

Учитель: Мы переходим в следующий зал, зал Ильи Ефимовича Репина.

Вараксина Анна, ученица 10 класса.

Слайдовый показ фото, текстовый слайд.

Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников ( конец 1863) у Р.К.Жуковского и И.Н.Крамского и в Петербургской Академии Художеств (1864-71); в 1873-76 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции). Член Товарищества передвижных художеств, выставок. Действительный член Петербургской Академии Художеств (1893).

В годы учебы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние И.Н. Крамским и другими членами Артели художников, а также с В.В.Стасовым; познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал убежденным ее приверженцем. В 1860-е годы одаренность, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для ее образной характеристики отчетливо проявились уже в его ранних портретах (портреты Р.Х Хлобощина, 1868, и В.А. Шевцовой, 1869, - оба в Русском музее). В эти годы Репин И.Е. создал большой групповой паортрет «Славянские композиторы» (1871-72, Московская консерватория), в который добиваясь естественности группировки действующих лиц, ввел жанровые элементы.

С начала 70-х гг. Репин выступает как художник – демократ;, он отстаивает прин-ципы народности художеств, творчества, борется против далекого от жизни академического искусства. После поездок на Волгу, где Репин И.Н. наблюдал жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами он пришел к ее глубокому и яркому истолкованию в картине «Бурлаки на Волге» !1870-73г Русский музей).

В годы пребывания в Италии и Франции И.Е.Репин ознакомился с искусством Западной Европы. Во Франции Репин написал картину «Садко в подводном царстве»,воплотив в ней свои думы о родине.

В 1880-х гг. Репин много работал над темой революционного движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения («Отказ от исповеди», 1879-85, «Арест пропагандиста», 1880-92, «Не ждали», 1884-88, Третьяковская галерея).

1870-80-е гг. он создает и лучшие портреты. В 1880-1900-е годы Репин работает много над иллюстрациями.

И.Е. Репин был также выдающимся художником в области исторической живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными, историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи («Царевна Софья» (1879) Третьяковская галерея). Картина – «Иван Грозный и сын его Иван» (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличие деспотизма.

Лучшие произведения 190-1900 годов – это графические портреты, обычно изображающие людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э.Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея). А также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты- этюды к монументальному, групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета (выполнен совместно с художниками Б.М. Кустодиевым и И.С. Куликовым, 1901-03, Русский музей)

«Бурлаки, идущие в брод»

Впервые бурлаков Репин увидел на Неве. Товарищ уговорил его поехать на отдых на пароходе по Неве. Погода была чудесная, по берегам гуляли барышни. Они казались художнику «неземными существами». И вдруг навстречу пароходу движется группа грязных, оборванных бурлаков. Лица угрюмые, побуревшие от загара. Передовой бурлак приподнял бечеву своей черной рукой. От восторгов Репин не осталось и следа. Вернувшись, домой, он стал по памяти делать наброски то всей группы бурлаков, то отдельных лиц. Мысль о бурлаках неотвязно преследовала его. Чтобы писать своих бурлаков, Репин с группой молодых художников едет на эскизы на Волгу. Наблюдает жизнь бурлаков, ходит рядом с ними, беседует. Пишет портреты, наброски, рисунки. И только через 4 года Репин закончил последний вариант «Бурлаки, идущие в брод». А 15 марта 1873 года выставляет полотно «Бурлаки на Волге». К сожалению, Третьяков не смог приобрести «Бурлаков на Волге». В галереи в зале Репина находится картина «Бурлаки, идущие в брод».

«Садко»

После окончания Академии Художеств успешным выпускникам полагалась командировка за границу. Будучи в Италии, затем во Франции Репин задумал «Садко». Эта картина выражает тоску художника по России. Илья Ефимович собирает книги о костюмах эпохи Киевской Руси, рисует множество эскизов растений, рыбах. Приехавшего в Париж Васнецова, Репин уговаривает позировать для образа Садко.

«Портрет Третьякова»

Работа над портретами всегда привлекала Репина. Писал портреты быстро, с непобедимым желанием дать не только портретное сходство, а схватить и передать внутренний мир человека, самое сокровенное его души. Во время сеанса вызывал на разговоры, споры.

Третьяков долго не соглашался позировать, не хотел, чтобы посетители выставки узнавали его в лицо. Репин, напротив, считал, что в России и во всем мире должны знать Третьякова, такого замечательного человека, создателя первой национальной галереи. Репин изобразил Третьякова в обычной его позе, когда Третьяков сосредоточено, внимательно слушает художника, почти каждое воскресенье он бывал у Репиных.

«Портрет Мусоргского»

Репин узнал о тяжелой болезни композитора, перед которым преклонялся, Мусоргский лежал в больнице, ему казалось. Было немного лучше. Репин пришел к нему. Мусоргский обрадовался, делился новыми планами. А Репин знал, что положение его безнадежно, и понимал, что должен написать портрет композитора, должен оставить будущим поколениям Росс портрет одного из величайших композиторов России.

За три сеанса портрет был готов. Через 2 недели Модест Петрович умер. Этот портрет вызвал восхищение, радость многих лучших художников. Крамской просто ахнул от увиденного: «Что этот Репин нынче делает, просто непостижимо!».

«Не ждали»

Илья Ефимович в 22 года был свидетелем казни народовольца Каракозова. Может поэтому тема народовольцев, их жизнь, одна из главных тем творчества Репина: «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Не ждали».

Картину «Не ждали» он написал на даче под Петербургом, позировали ему его члены семьи. В первоначальном варианте из ссылки возвращается девушка- курсистка. После переделок, поисков, он начал новую картину на большом холсте на ту же тему.

«Иван Грозный и сын его Иван»

Толчком для написания этого полотна стала музыка Римского Корсакова «Месть».Репин однажды услышал это произведение. Музыка произвела неотразимое впечатление. Звуки завладели художником, и он решил воплотить ее на полотне. Илья Ефимович вспомнил о царе Иване 1У.4 года ушло на работу над этой картиной. Художник работал над ней в отдельной специально обставленной комнате. Сам кроил костюмы для Грозного и сына. Для царевича позировал писатель Всеволод Михайлович Гаршин. Натуру для Ивана Грозного искал в Царском селе, на рынке, позировал этот этюд и с художником Мясоедовым.

«Торжественное заседание»

В 1900 году Репин вторично женился и переехал в Финляндию в местечко Куоккала. Заказ на эту картину был царским, отказаться было нельзя. Помогали ему Кустодиев и Куликов. 81 портрет с фотографической точностью – последний взлет таланта художника.

6. Суриков Василий Иванович

Слово учителю: И завершаем мы свою экскурсию посещением зала, посвященного творчеству Василия Ивановича Сурикова.

Телешева Анна, ученица 10 класса

Слайды фото, текст

Выходец из семьи сельского священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 — член Товарищества передвижных художественных выставок.
Творческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В первом он следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Среди героев картин — петербургская беднота, например, чета обнищавших стариков, меняющая жилище («С квартиры на квартиру», 1876, Третьяковская галерея). Добродушного юмора полна картина «Преферанс» (1879, там же), иронизирующая над унынием мещанской жизни. Ирония и сострадание сливаются здесь воедино, что близко поэтике Ф. М. Достоевского.

Подъем общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия 19 века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода — картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве», 1880), «Аленушка» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Наибольшую известность получила картина «Три богатыря» (1881-98; все четыре — в Третьяковской галерее) с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, охраняющих границы отечества.На смену ранним психологическим новеллам приходит монументальный эпос. Ряд произведений (напр., «Три царевны подземного царства», 1881, Третьяковская галерея) уже несет в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн, основанной на поэтике символизма, которая размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью. У русских и зарубежных ценителей (напр., у А. А. Блока и Р. М. Рильке ) творчество нового, «эпического» Васнецова находит горячий отклик как выражение «нового русского стиля».Новаторский этап в сценографии составили васнецовские эскизы к постановке пьесы-сказки А. Н. Островского «Снегурочка» (акварель, 1881-82, музей-усадьба в Абрамцеве) на домашней сцене С. И. Мамонтова в Москве и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова (акварель, гуашь, 1885, Третьяковская галерея) в Московской частной русской опере того же мецената. Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно «Каменный век» (1883-85), написанном для московского Исторического музея, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-96); стремясь по возможности обновить византийские каноны, художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом.

Учитель: история создания картин

«Утро стрелецкой казни»

Мысль написать картину возникла еще в Красноярске. О такой картине он думал и в Москве. Теперь живя в Москве, эта мысль неотступно преследовала его.

Часами он сидел в Оружейной палате, Историческом музее: изучал быт Петровской эпохи, зарисовывал костюмы, оружие, читал все, что можно было достать о Петре, его времени. Часто в эти дни вспоминалось детство в Сибири. Видел он в Красноярске и казни, и телесные наказания. Прошлое становилось для него настоящим, и он как бы сам присутствовал на стрелецких казнях, ощущал себя человеком петровского времени.

Вопросы для аудитории:

  1. Что мы помним об этой эпохе?
  2. Кто поднял бунт против молодого царевича?
  3. Как называлось место на Красной площади, где проходили казни?

Ответы уч-ся. Дополнения учителя.

«Дочь Меньшикова»

Младшую дочь Меньшикова он писал с одной барышни. Он встретил ее где-то на улице. Она так походила на созданный образ, что у него дух захватило. Он бросился за ней. Девушка добежала до квартиры, захлопнула дверь. Вышел мужчина, спросил, что здесь делает этот господин. Суриков стал объяснять кто он, и за чем ему нужна эта девушка. Скоро его пригласили в дом, и вышла та девушка, которая была ему нужна.

«Боярыня Морозова»

Дочь знатного боярина. Муж боярин Морозов – близкий к царскому двору. После раскола церкви стала сторонницей старообрядческой веры. После смерти мужа, превратила свой дом в тайный монастырь, где собирались единомышленники. Она тайно приняла монашеский постриг. Ее и ее сестру Урусову заковали в цепи, бросили в простые дровни и повезли на пытки. Затем сослали в дальний Боровский острог и посадили в земляную тюрьму, где они умерли от голода.

Почти все типажи для своей картины Суриков нашел на Преображенском старообрядческом кладбище, где был расположен женский монастырь. Долго искал лицо для Морозовой. Все, что писал терялось в толпе. К старообрядцам приехал начетчица с Урала Анастасия Михайлова. За два часа Суриков написал с нее этюд.

Вопросы для аудитории:

  1. Вспомните Церковный раскол. Когда происходили эти события?
  2. На какие группы разделилось общество во время этого раскола?
  3. Кто такой Никон?
  4. Из-за чего произошел церковный раскол?
  5. Какие испытания выпали на долю приверженцев протопопа Аввакума?

«Взятие снежного городка»

После смерти жены Суриков уехал с детьми в Красноярск. Медленно, трудно возвращался художник к жизни. Специально для него брат устроил в последний день Масленицы взятие снежного городка, уговорив молодежь соседней деревни. Как всегда Сурикову хотелось все писать с натуры. Он проделал большую работу: зарисовал родственниц, знакомых брата, сани, шапки, дуги.5 раз сооружали городок с братом, чтобы зарисовать скачущую лошадь, бросающуюся на городок. Знакомый казак верхом брал это препятствие.

«Покорение Ермаком Сибири»

Через 2 года Суриковы возвращаются в Москву. Полный силы и задумок Суриков начинает новый этап жизни, 5 лет которой будет посвящен картине «Покорение Ермаком Сибири». Суриков едет в Сибирь, чтобы проехать весь путь, который прошел Ермак. Три лета он скитается по Сибири с красками и альбомами. Тобольск, Минусинск, затем поездка на Дон. Туда от куда был Ермак. Пишет старых казаков, в музеях татарские платья, старое оружие, копья, щиты. Писал эту картину Суриков в здании Исторического музея, т.к. жил в тесной квартире. Полотно было показано на 23 передвижной выставке художников. Она буквально потрясла многих художников. О ней говорили как о чуде искусства.

7. Подведение итогов.

8. Заполнение анкеты родителями, отзывы присутствующих.

 

Презентации:

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3