УРОК №1.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете теории строения атомов. Распределение электронов по энергетическим уровням. Характеристика состояния электронов в атомах.
Цель урока: Углубить знания учащихся о состоянии электронов в атомах.
Ход урока:В начале урока учитель организует беседу, направленную на воспроизведение основных опорных знаний. В качестве плана может быть использована система следующих вопросов:
- Формулировка периодического закона, данная Д.И.Менделеевым. Современная формулировка.
- Периодическая система как графическое отображение периодического закона. Период. Группа. Главные и побочные подгруппы.
- Характеристика частиц, входящих в состав атома.
- Относительная атомная масса элемента. Понятия: "изотоп" ("равное место") - как разновидность атомов с одинаковым зарядом ядра; "изотон" ("равная тяжесть") - как разновидность разных атомов различных химических элементов с одинаковой атомной массой (например, изотопы аргона, калия, и кальция с относительной атомной массой 40; "изобар" ("равное давление") - как разновидность атомов различных химических элементов с одинаковым числом нейтронов (например, изотопы ксенона, бария, лантана и церия, содержащие по 82 нейтрона)
Внимание учащихся акцентируется на взаимосвязи периодического закона и теории строения атома. Завершая беседу, учитель подводит учащихся к выводу, что при химических явлениях состав ядер атомов не изменяется, что на характер элемента и свойств его соединений решающее воздействие оказывает особенности строения его электронной оболочки.
Тезисы урока.
Урок ведется в виде лекции по следующему плану.
- Определение понятия "орбиталь". Графическое обозначение орбитали (ячейка Хунда).
- Запас энергии - основное отличие электронов друг от друга в электронной оболочке данного элемента. Квантовые числа как характеристика запаса энергии и характера движения электрона в поле ядра.
- Главное квантовое число характеризует количество энергетических уровней в электронной оболочке. Физический смысл номера периода, в котором расположен элемент. Обозначение. Расчет максимально возможного числа электронов на данном энергетическом уровне по формуле N=2n2, где n - главное квантовое число (или номер периода, в котором находится элемент)
- Орбитальное квантовое число как характеристика запаса энергии электронов данного энергетического уровня. Обозначение, способ расчета. Физический смысл числа как форма орбиталей.
- Магнитное квантовое число определяет направленность орбиталей в пространстве. Физический смысл как количество определенного вида орбиталей. Обозначение, способ расчета.
- Спиновое квантовое число как характеристика направления вращения электрона вокруг собственной оси. Принцип Паули. Обозначение; графическое изображение орбитали и электронов, находящихся на ней.
Необходимые схемы учитель заготавливает заранее и в нужное время предоставляет учащимся, давая необходимые пояснения, повторяющие в сжатом виде лекционный материал. В конце урока учащимся предлагается внести в свои тетради обобщающую таблицу по материалам лекции (ПРИЛОЖЕНИЕ №1).
Домашнее задание: работа с лекционным материалом; выучить базовые понятия.
УРОК №2.
Распределение s-,p-,d- и f - электронов по энергетическим уровням и подуровням.
Цель: закрепить и углубить знания учащихся о строении электронной оболочки атома; сформировать понятие о s-, p-,d- и f- элементах.
Ход урока: Урок начинается с фронтальной беседы, в которой повторяются базовые определения предыдущего урока и разбираются следующие вопросы:
- Определение "химический элемент"
- Каков состав ядра атома; как определить число протонов и нейтронов в ядре
- Как определить количество энергетических уровней в электронной оболочке атома
- Как рассчитать максимально возможное число электронов на данном энергетическом уровне?
- Определение "химический элемент"
- Каков состав ядра атома; как определить число протонов и нейтронов в ядре
- Как определить количество энергетических уровней в электронной оболочке атома
- Как рассчитать максимально возможное число электронов на данном энергетическом уровне?
- Каково количество подуровней на энергетическом уровне? Как они обозначаются?
- Что называется орбиталью? Какую форму имеют орбитали?
- Каково возможное количество орбиталей на подуровнях?
- Что обозначает термин "спин"?
- При каком условии на одной орбитали могут двигаться два электрона?
При ответе на вопрос №13 ученики должны мотивировать свой ответ с точки зрения своих знаний, полученных на уроках физики при изучении темы "Вихревые магнитные поля", учитывая, что электрон является отрицательно заряженной частицей.
Тезисы урока:
Изучение нового материала ведется в лекции-беседе. Следует обратить внимание учащихся на то, что электроны заполняют уровни и подуровни в порядке возрастания запаса энергии.
Для классов гуманитарной направленности можно предложить следующий алгоритм действия.
- Для выбранного элемента по его местоположению в периодической таблице химических элементов Д.И.Менделеева необходимо записать матрицу строения электронной оболочки атома, соответствующую данному периоду. Например, элемент иод:
127
53I 1s2s2p3s3p3d4s4p4d4f5s5p5d5f- По таблице, последовательно переходя от элемента к элементу, заполнить матрицу в соответствии с порядковым номером элемента и порядком заполнения подуровней:
127
53I 1s22s22p63s23p63d104s24p64d104f05s25p55d05f0
Необходимо обратить внимание учащихся, что подуровни заполняются в последовательности s-f-d-p, и в периодах можно выделить элементы, в электронных оболочках которых заполняются данные орбитали, что является основой классификации элементов по этому признаку.
Для классов физико-математической направленности можно объяснить порядок заполнения уровней и подуровней электронами, используя понятия основного принципа - принципа наименьшего запаса энергии: наиболее устойчиво состояние атома, при котором его электроны имеют наименьшую энергию.
Это положение подтверждается следующими постулатами:
- Принцип минимума энергии : электрон поступает на ту орбиталь, энергия которой минимальна.
- Запрет Паули : в атоме не может быть двух электронов, четыре квантовых числа которых одинаковы (т.е. каждая атомная орбиталь не может быть заполнена более чем двумя электронами, причем с антипараллельными спинами.)
- Правило Хунда : электроны располагаются на одинаковых орбиталях таким образом, чтобы суммарное спиновое число их было максимальным, т.е. наиболее устойчивому состоянию атома соответствует максимально возможное число неспаренных электронов с одинаковыми спинами.
- Правила Клечковского :
А) Заполнение электронных слоев электронами начинается с уровней и подуровней, обладающими самыми низкими значениями n и l, и идет в порядке возрастания n+l;
Б) Если для двух орбиталей сумма n+l окажется одинаковой, то в первую очередь электронами заполняется орбиталь с меньшим значением n.
Для иллюстрации изложенных принципов и правил учащимся предоставляется таблица, которую рекомендуется перенести в тетрадь. Для экономии времени урока можно предоставить учащимся копии заранее сделанной таблицы для размещения ее у себя в рабочих тетрадях (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
В процессе урока учащиеся самостоятельно выбирают элементы, электронные оболочки которых заполняют при совместном обсуждении. Можно выполнять эту работу самостоятельно с последующим обменом тетрадями и взаимопроверкой.
Домашнее задание: составить схемы расположения электронов по орбиталям и энергетическим уровням элементов №№ 56, 63, 82, 74, произвести классификацию этих элементов.
УРОК № 3.
Валентность. Степень окисления.
Цели урока: Обобщить знания учащихся о валентности. Скорректировать понятие "степень окисления элемента".
Ход урока. В начале урока проводится либо письменный фронтальный опрос по темам предыдущих двух уроков (ПРИЛОЖЕНИЕ №3) либо письменный опрос учащихся по материалам домашнего задания с вызовом к доске 4-8 человек поочередно, выполнения заданий по вариантам фронтального опроса. Остальные учащиеся ведут беседу с учителем по темам прошедших двух уроков.
Тезисы урока:
- Качественная и количественная интерпретация понятия валентности.
- Степень окисления элемента как характеристика его поведения в химическом соединении.
- Разграничение понятий "валентность" и "степень окисления" элемента.
Способность атомов химического элемента присоединять или замещать определенное число атомов другого элемента с образованием химической связи называется валентностью элемента.
Количественно валентность определяется как число неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне этого атома в основном и возбужденном состояниях.
Валентность элементов главных подгрупп определяется количеством электронов на внешнем энергетическом уровне, а у атомов побочных подгрупп валентными могут быть и электроны предвнешнего уровня. Валентность элементов выражают целым положительным числом, лежащим в интервале 1-8. Валентности равной 0 и больше 8 нет.
Исходя из вышеизложенного, максимальная валентность, проявляемая элементом, равна номеру группы. При изложении данного тезиса необходимо упомянуть о нескольких исключениях и предоставить учащимся таблицу исключений (ПРИЛОЖЕНИЕ №4).
Степень окисления определяется количеством общих электронных пар связи, смещенных к более электроотрицательному элементу. Степень окисления может иметь положительное, отрицательное, целое или дробное значение не более 8
В завершении урока учитель предлагает учащимся определить валентность и степень окисления элементов в соединениях: Cl2 (В= 1, с.о.= 0), N2 (В= 3, с.о.= 0), CO2 (Вс= 4; с.о.с= +4; Во=2, с.о.о= -2); KMnO4 (Вк= 1, с.о.к= +1; ВМп= 7, с.о.Мп= +7, Во=2, с.о.о= -2); HNO3 (Вн= 1, с.о.н= +1; ВN= 4, с.о.N= +5, Во= 2, с.о.о= -2).
Домашнее задание: определить валентность и степень окисления элементов в соединениях: H2SO4, K2Cr2O7, H2SO3, Na[Al(OH)4].
УРОКИ №№4-5.
Типы химической связи.
Цель уроков: Обобщить знания о природе химической связи.
Ход урока: В начале урока №4 проводится письменный фронтальный опрос для определения усвоения учащимися понятий "валентность", "степень окисления". (ПРИЛОЖЕНИЕ №5)
Тезисы уроков:
1) Обсуждение вопросов:
- Что обозначает термин "химическая связь"?
- Какие силы действуют при сближении двух атомов?
- Какие изменения запаса внутренней энергии сопровождают образование химической связи?
- Как характер образования связи зависит от электроотрицательности взаимодействующих атомов?
2) Основное положение, которое лежит в основе теории химической связи: Устойчивым является такое состояние атома, при котором его внешний энергетический уровень завершен, т.е. содержит 8 электронов (для элементов 1 периода -2), т.е. в процессе химических реакций атомы стремятся его завершить путем:
- Образования общих электронных пар
- Отдачи или присоединения электронов
- Обобществления электронов.
Различают четыре основных типа химической связи: ковалентную, ионную, металлическую и водородную
Химическая связь, осуществляемая путем образования общих электронных пар, называется ковалентной. Существуют два механизма образования ковалентной связи - обменный и донорно-акцепторный.
Ковалентная химическая связь образуется либо между одинаковыми атомами, либо атомами элементов, незначительно отличающихся значениями электроотрицательности (E =0-1,7).
В первом случае общая электронная пара (электронное облако связи) расположена симметрично между ядрами атомов, что приводит к совмещению плотности положительных и отрицательных зарядов. Такая ковалентная связь называется неполярной, и молекула вещества также является неполярной, т.е не имеющей зарядовых полюсов. В качестве примеров приводятся молекулы хлора, азота, водорода и т.д (E=0).
Во втором - общая электронная пара смещается в сторону более электроотрицательного атома, симметрия распределения зарядов нарушается, и связь становится полярной. На атоме, от которого смещена электронная пара возникает некоторый положительный заряд, а на атоме, к которому смещена электронная пара, - некоторый отрицательный заряд, что приводит к формированию полярной молекулы (диполя). В качестве примера можно привести примеры строение молекул метана, карбида алюминия, бромоводорода и т.д.(0<E< 1.7)
Ковалентная химическая связь характеризует длиной, прочностью, полярностью и направленностью.
Связь, осуществляемая за счет сил электростатического притяжения, называется ионной.
При большом различии электроотрицательностей элементов (E>1,7), образующих химическую связь, электронная пара практически полностью смещается к более электроотрицательному атому, что приводит к образованию отрицательного иона. В тоже время менее электроотрицательный атом теряет валентный электрон, превращаясь в положительный ион. В отличие от ковалентной связи ионная связь является ненаправленной и ненасыщаемой. У каждого иона сохраняется способность притягивать ионы противоположного знака по другим направлениям. Это приводит к тому, что, например, в кристалле NaCl каждый ион Na+ связан с 6 ионами Cl- и наоборот.
Химическая связь, осуществляемая между всеми атомами в кристаллической решетке металла совокупностью обобществленных валентных электронов, называется металлической.
Образование кристаллической решетки металлов происходит за счет перекрывания внешних орбиталей атомов, в результате чего валентные электроны получают возможность беспрепятственно переходить от атома к атому, т.е. обобществляться. Эта совокупность электронов, совершающих хаотическое движение по всему объему металла, называется электронным газом. Необходимо обратить внимание учащихся, что эта связь схожа с ковалентной тем, что осуществляется путем обобществления электронов, однако в данном случае происходит обобществление валентных электронов всех атомов, образующих кристалл, а не только двух соседних атомов. Характеризуя металлическую связь, надо отметить, что прочность металлической связи растет с увеличением числа валентных электронов и заряда ядра атома. Именно наличие "электронного газа" обеспечивает такие свойства металлов, как электро - и теплопроводность, ковкость, пластичность и т.д.
Химическая связь с участием атома водорода одной молекулы и сильноотрицательного атома другой молекулы называется водородной связью.
Различают межмолекулярную и внутримолекулярную (например, образование аммоний-иона). Атом водорода одной сильнополярной молекулы взаимодействует с неподеленной электронной парой сильноотрицательного атома другой молекулы, обобществляя ее. В результате атом водорода участвует в образовании дополнительной, более слабой, чем ковалентная, связи. Чем больше электроотрицательность и меньше размеры этого атома, тем прочнее эта связь. Водородная связь характеризуется направленностью в пространстве и насыщаемостью.
Домашнее задание: сравнить и объяснить различие физических свойств металлов алюминия и вольфрама.
УРОК №6.
Типы кристаллических решеток.
Цель урока: Углубить и обобщить знания учащихся о зависимости свойств веществ от природы химической связи и типа кристаллической решетки. Развить умение предсказывать свойства веществ по их строению и определять строение веществ по их свойствам.
Ход урока.
В начале урока производится опрос учащихся,который может быть проведен как фронтальный письменный, устный или путем опроса у доски 4-8 человек по следующим вопросам:
- Основное положение, лежащее в основе теории химической связи.
- Ковалентная химическая связь. Механизм образования, классификация, примеры.
- Ионная химическая связь. Механизм образования, примеры.
- Металлическая связь. Механизм образования, особенности. Примеры.
- Водородная связь. Механизм образования, классификация, примеры.
Тезисы урока.
Пространственно-упорядоченное расположение структурных единиц вещества называется кристаллической решеткой данного вещества.
Кристаллические решетки, в узлах которых находятся полярные и неполярные молекулы, называют молекулярными. Такие вещества имеют невысокую твердость и низкие температуры плавления, которые возрастают по мере увеличения поляризации молекул, располагающихся в узлах решетки. Они нерастворимы или малорастворимы в воде. Число неорганических веществ с молекулярной решеткой невелико: твердые Н2О иСО2,твердые галогеноводороды, твердые простые вещества, инертные газы, галогены, Н2, О2, Р4, S8. Молекулярную кристаллическую решетку имеет большинство кристаллических органических соединений.
Если в узлах решеток расположены ионы, то такая пространственная структура называется ионной кристаллической решеткой. Примером может служить кристалл поваренной соли (NaCl), в котором каждый ион натрия о кружен шестью ионами хлора, а каждый ион хлора - шестью ионами. Весь кристалл следует рассматривать как гигантскую макромолекулу, состоящую из равного числа ионов противоположных знаков. Вещества обладают высокой твердостью, тугоплавкостью, нелетучестью и хорошо растворяются в полярных растворителях. Плавление или растворение кристаллов приводит к разрушению кристаллической решетки, и ионы получают возможность перемещаться по всему объему, занимаемому веществом. Поэтому эти вещества являются электролитами.
Кристаллические решетки, в узлах которых находятся отдельные атомы, называются атомными. Атомы в решетке соединены между собой прочными ковалентными связями. Эти решетки характерны для веществ, образованных атомами неметаллов (С, Si, S, Р и т.д). с относительно низкими значениями электроотрицательности. Вещества с атомной структурой имеют высокие температуры плавления, прочны, тверды, практические нерастворимы в жидкостях. Атомная кристаллическая решетка характерна для бора, кремния германия и соединений некоторых элементов с углеродом и кремнием.
Металлическую кристаллическую решетку имеют металлы в твердом состоянии (все вещества, образованные одинаковыми атомами с низкими значениями электроотрицательности). Наличие электронного газа обеспечивает такие свойства веществ как пластичность, высокие электро- и теплопроводности, ковкость, пластичность, нерастворимость в растворителях.
Домашнее задание: определить характер кристаллической решетки следующих веществ в твердом состоянии: Na2O, K2S, AlCL3, FeBr2, Ca2N3, F2.
УРОК № 7.
Прогноз физических свойств веществ, обладающих разным строением.
Цель урока: Развить умение предсказывать свойства веществ по их строению.
Тезисы урока: Алгоритм прогноза физических свойств вещества.
- Выбор элементов.
- Определение типа химической связи (по разности значений электроотрицательности атомов, образующих химическую связь)
- Тип кристаллической решетки вещества.
- Прогноз физических свойств вещества.
Примеры выполнения работы приведены в ПРИЛОЖЕНИИ №6.
На основании проделанной аналитической работы ученики делают самостоятельный вывод, что физические свойства вещества зависят от типа кристаллической решетки данного соединения, которая в свою очередь зависит от природы элементов, его образующего.
Домашнее задание: составить прогноз физических свойств соединений, молекулы которых включают атомы: а) углерод и водород, б) барий и хлор.
УРОК №8.
Самостоятельная работа : "Строение вещества. Прогноз физических свойств".
Цель урока: Закрепление знаний и навыков, приобретенных учащимися при изучении темы "Строение вещества".
Ход урока: самостоятельная работа может быть проведена как индивидуальная, так и групповая. В первом случае проведение урока традиционно; во втором случае класс делится на команды по 4-5 человек, и каждая команда выполняет указанный вариант (ПРИЛОЖЕНИЕ №7).
Домашнее задание: Другой вариант самостоятельной классной работы.
ОЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ.
Предлагаемая методика использовалась мной в течение 3 учебных годов в классах с разным уровнем подготовки и разной наполняемостью (от 19 до 29 учеников в классе). Результаты опросов учащихся, проведенные в 2008 году, приведены в ПРИЛОЖЕНИИ №8.