Урок "Тела вращения". 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11


Цели урока:

образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Тела вращения»;
  • проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков учащихся.

воспитательные:

  • показать, что источник возникновения изучаемой темы – реальный мир, что она возникла из практических потребностей;
  • воспитание вычислительных навыков;
  • показать связь с историей;
  • воспитание самостоятельности;
  • воспитание стремления к самореализации.

развивающие:

  • совершенствование, развитие, углубление знаний, умений и навыков по теме;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, обобщать, классифицировать.

1 этап – организационный

Тема сегодняшнего урока «Тела вращения».

2 этап

Цель урока: повторить формулы вычисления объемов тел вращения и их площадей поверхностей, рассмотреть практическое применение этих формул. (3 мин.)

3 этап

Ребята! Вначале урока мы с вами просмотрим видеофильм, который напомнит нам, как получаются тела вращения.

Запуск видеофильма.

Теперь вспомним формулы объемов тел вращения и площадей поверхностей.

На экране вы видите названия тел вращения и формулы объемов. Поставьте в соответствие формулы объемов тел и названия фигур.

Закончили сопоставление, а теперь сравните свои ответы с таблицей.

Высвечивается слайд с таблицей соответствия по объемам тел вращения.

Аналогично, проведите работу по сопоставлению формул вычисления площадей поверхностей и названий фигур.

Высвечивается слайд с таблицей соответствия по площадям поверхностей тел вращения.

4 этап – самостоятельная работа

Высвечивается слайд с самостоятельной работой. Учащиеся решают задачи самостоятельной работы.

Проверка работы (самопроверка). Высвечивается слайд с ответами к самостоятельной работе.

5 этап – решение задач

1. Практическое применение объемов тел вращения. (10 мин.)

А сейчас, рассмотрим задачи на практическое применение формул объемов тел вращения.

Высвечивается слайд с текстом задачи. На ваших столах лежат листы с текстами задач. Оформите решение задач на этих листах. Высвечивается слайд с формулами объемов тел вращения.

Вызвать к доске двух учащихся по желанию на решение этих задач. Ребята работают за закрытой доской.

Задача №1.

Для проведения посевной руководству хозяйства нужно закупить горюче смазочные материалы, а именно дизельное топливо в количестве 45000 литров. Сколько цистерн дизельного топлива нужно заказать хозяйству, если тело цистерны состоит из цилиндрической поверхности, а боковые части - две полусферы и имеет следующие размеры: диаметр полусферы – 1,5 м, длина цилиндрической части – 4 м. (π≈3,14).

Ответ: 10 цистерн.

Задача № 2.

Для содержания одной коровы фермеру требуется заготовить на зиму 3 т сена. Он заготовил стог сена в виде конуса с радиусом основания 5 м и образующей 7 м. Хватит ли корове сена на зиму, если плотность сена равна 0,03 г/см3.

Ответ: хватит.

Прослушать учащихся у доски. Учащимся сравнить решение задач с решением на доске.

2. Нахождение отношения объема или площади поверхности цилиндра к объему или площади поверхности вписанного в него шара. (10 мин.)

Эпиграфом к видеофильму, который мы с вами просмотрели в начале урока, были слова Лейбница о том, что внимательно читая сочинения Архимеда, перестаешь удивляться новым открытиям геометров. Именно Архимед, живший в 3 веке до нашей эры, вывел формулы вычисления объема и площади поверхности шара, цилиндра и в честь этого на его могиле в Сиракузах установлена надгробная плита, на которой изображен цилиндр с вписанным в него шаром. Конечно, им было сделано много открытий в математике, и мы сегодня с вами попробуем сделать некоторые из этих открытий.

Но вначале нам необходимо вспомнить при каком условии шар можно вписать в цилиндр? (Ответ: если осевое сечение цилиндра – квадрат)

Ребятам предлагается найти отношение объема цилиндра к объему вписанного в него шара и отношение площадей поверхностей этих фигур.

Вызвать к доске двух учащихся по решению этих задач.

1 вариант.

Найти отношение объема цилиндра к объему вписанного в него шара.

Ответ: 3/2.

2 вариант.

Найти отношение площади поверхности цилиндра к площади поверхности вписанного в него шара.

Ответ: 3/2.

Спросить у учащихся ответы, которые они получили, сравнить полученные результаты и сделать выводы.

Вывод: найденные отношения не зависят ни от размеров фигур, а только зависят от условия, что шар вписан в цилиндр.

А теперь, основываясь на полученный результат, ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: Из деревянного равностороннего цилиндра выточили наибольший возможный шар. Сколько процентов материала сточено?

Ответ: 33%.

6 этап – домашнее задание с комментариями

Задача 1:

Найти отношение объемов тел, полученных при вращении ромба вокруг каждой из его диагоналей.

Ответ:  

Задача 2:

Найти площадь поверхности тела вращения, полученного вращением прямоугольного треугольника с катетами и вокруг прямой, параллельной гипотенузе и проходящей через вершину прямого угла.

Ответ:

7 этап – выставление оценок и подведение итога урока

Объявить оценки за урок.

Подвести итог урока: На сегодняшнем уроке мы с вами повторили формулы вычисления объемов тел вращения и их площадей поверхностей, выяснили, что данные тела имеют широкое практическое применение и сделали небольшое открытие, которое еще в 3 веке до нашей эры сделал Архимед.

Высвечивается слайд с формулами и слайд с изображением на надгробной плите на могиле Архимеда.

Спасибо вам ребята за работу на уроке. До свидания.

Презентация