Процесс обучения и воспитания младших школьников через призму гуманной педагогики

Разделы: Общепедагогические технологии


Слайд 2 (Приложение). Портрет

“Основная задача учителя в школе состоит в таком преподавании детям достижений человеческого опыта, чтобы эта нагрузка чужого опыта не подавляла собственную душу ученика”.

Государство и жизнь ставят перед школой различные задачи. Успешность их решения зависит от многих факторов, и в первую очередь – от профессионализма учителя, его умения правильно выбрать приоритетные направления деятельности, определить ее цели с учетом своих способностей и особенностей. Я считаю главными следующие цели своей работы: Слайд 3

  • заботиться о здоровье учащихся и о собственном здоровье, выстраивая бесконфликтные, доброжелательные отношения, избегая стрессовых ситуаций; Слайд 3 “Все цвета, кроме черного”
  • обучать школьников умению общаться с ровесниками и взрослыми, работать в коллективе, сохраняя свою индивидуальность;
  • обучать их важнейшим способам получения информации из различных источников (учебники, книги, справочники, рассказ учителя, сообщения СМИ);
  • добиваться максимально высокого уровня знаний, достаточного для продолжения образования после школы.

Если цели считать стратегическими задачами, то в качестве тактических можно рассматривать различные подходы к обучению, среди которых особенно важны переход от обучения к самообразованию, связь с жизнью, положительный эмоциональный фон и проблемность обучения, формирование творческого мышления, обеспечение сознательности и творческой активности учащихся. По мере накопления опыта эти общие подходы дополнялись и другими, которые я сформулировала как свои педагогические принципы.

Главный из них – безусловное уважение ученика, справедливость по отношению к нему. Учитель, ни при каких обстоятельствах не имеет права оскорблять и унижать ребенка, даже предъявляя ему жесткие требования. Каждый учащийся неповторим и обладает определенными способностями – “у ребенка нет недостатков, а есть особенности”. Без взаимоуважения, сотрудничества учителя и ученика не может быть современного урока. Помогают мне в этом и занятия факультатива “Все цвета, кроме черного”, которые провожу со второго класса.

Следующий по значимости принцип – мотивация деятельности учащихся: если ребенок не понимает, зачем идет в школу, он тратит время зря. Всегда обращаю внимание учащихся на две значимые для них цели учения: получение знаний, достаточных для продолжения образования и приобретения профессии по окончании школы, а также знаний, в той или иной степени необходимых в жизни, и развитие личности посредством изучения школьных дисциплин. Познавать окружающий мир, самому делать маленькие открытия – очень интересное занятие. В этом я убеждаю школьников на каждом уроке. Мы вспоминаем примеры из жизни, помогающие учащимся осознать смысл пребывания в школе.

Третий принцип – увлеченность учителя своим делом. Когда учащиеся чувствуют увлеченность учителя, они и сами увлекаются.

Еще один принцип – обучение, основанное на успехе и положительных эмоциях. Школьники часто опасаются, что за неудовлетворительную оценку их будут ругать родители, учителя, что из-за этого они окажутся в неловком положении, могут быть даже унижены, поэтому им приходится делать то, что заставляют, а это лишает их возможности выбора.

Процесс получения знаний должен вызывать у учеников чувство удовлетворения, если общение с учителем на уроках приносит им радость.

Слайд 4 и 5 (1-й класс, перемена и урок)

Тема качественного обучения сегодня очень актуальна в России. В проведении образовательных реформ участвуют многие общественные структуры. Президент России считает развитие образования приоритетным направлением в работе правительства. Задача учителя не только передать сумму своих знаний ученикам, но и указать путь самообразования, совершенствования, творчества.

Урок – это творческий процесс, в его создании участвуют и учитель, и учащиеся, которые обладают огромными творческими возможностями. Конечно, роль учителя в организации урока первостепенна. Он должен уметь “зажечь” класс и весь урок поддерживать это “горение”, все время чувствовать настроение класса и отдельных учащихся и умело использовать его. И, если это делается с вдохновением, то урок не утомляет, а приносит удовлетворение.

Для реализации перечисленных целей и принципов я применяю современные технологии обучения, чередую самые различные приемы, методы, типы и формы уроков. Но типичный урок все же включает определенные этапы:

  • мотивация, актуализация знаний;
  • формулирование темы урока (иногда планирование);
  • изучение нового материала;
  • закрепление, выучивание его;
  • формирование домашнего задания;
  • самооценка учащихся, подведение итогов.

Для актуализации знаний лучше всего подходит беседа, в ходе которой изученные ранее сведения учащиеся не просто повторяют, но и уточняют, расширяют. Часто предлагаю школьникам решить какую-либо проблему.

Например: на уроке математики, при изучении темы “Метр. Соотношения между единицами длины”. Я задаю вопрос:

– Зачем нужна такая единица длины – метр?

– А почему нельзя воспользоваться только сантиметром?

Учу детей выдвигать и на основе имеющихся знаний обосновывать гипотезы, спорить, рассуждать, сравнивать свое мнение с высказыванием других.

Например: на уроках русского языка, перед объяснением нового материала, часто стоит проблемная ситуация. Слайд 6, страница учебника “Русский язык”, авт.С.В. Иванов.

Урок 43, стр. 96 .

4-й класс. “Правописание. Мягкий знак после шипящих в глаголах”.

Рубрика “Давай подумаем” помогает учить детей отбирать доказательства истинности своего высказывания, выделять существенные признаки явления.

Задание:

– Коля сказал, что нужно выучить три правила, чтобы не ошибиться в написании мягкого знака после шипящих на конце глаголов.

– А Катя сказала, что можно запомнить только одно правило.

– Как ты думаешь, кто прав? Чей способ проще? Сравни и выбери любой способ для себя.

Урок 73 стр.18 Слайд 7 “Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени”.

Задание:

– От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?

После выполнения этого задания Аня сказала, что выбор формы рода и числа глагола зависит от рода и формы числа слова, с которым связан данный глагол. Права ли Аня? Докажи.

Методы и приемы изучения нового материала выбираю с учетом его особенностей, уровня подготовленности учащихся. В начале изучения новой темы, если предмет разговора хотя бы частично знаком ученикам, провожу урок, в ходе которого выясняем, что они уже знают, чего не знают.

Иногда изучение нового материала, происходит в процессе беседы, которую необходимо вести так, чтобы учащиеся сами формулировали определения новых понятий, делали выводы. На каждом уроке использую дидактические игры, которые формируют интеллектуальные умения. Важно соблюдать одно простое правило: необходимо терпеливо выслушать все точки зрения, даже абсурдные, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Например: Слайд 7 из учебника “Русский язык”.

Урок № 36 стр.80. 4-й класс. “Правописание не с глаголами”. В рубрике “Давай подумаем”.

– Какой вывод о написании частицы не с глаголами ты можешь сделать сам?

Материал, который нужно осмыслить и запомнить, дети заучивают путем проговаривания в парах, хором, по “цепочке”, а приобретенные умения закрепляют при выполнении упражнений и заданий (преимущественно дифференцированных).

Задание на дом стараюсь дать творческое, интересное для ребят.

На каждом уроке учащиеся получают оценки. Положительная отметка может быть выставлена как за выполнение одного задания, если при этом ученик проявил трудолюбие, внимание, смекалку, творчество, так и за весь урок.

Слайд 8 (из тетради).

В рабочей тетради “Дружим с математикой”, ученики сами учатся оценивать свои знания, за хорошо выполненное задание закрашивают прямоугольник красным цветом, если сомневаются, то желтым.

Ребята быстро поняли, что, научившись объективно оценивать себя, они будут лучше видеть свои недостатки, а значит, им легче проанализировать ситуацию и внести коррективы в процесс обучения. Таким образом, самооценка – это мостик между обучением и самообразованием.

Конечно, учителю трудно судить о результатах своего труда. Но каждый день я иду в школу с желанием, общение с моими учениками доставляет мне удовольствие. А их победы и мои победы.

Слайд 9 (Приложение) (с грамотами).

Многие из них показывают хорошие результаты и это меня радует.

Благодарю за внимание!