При подготовке к конкурсу по зарубежной музыкальной литературе (второй год обучения) обнаружилось много пробелов в знаниях. Пока произведения изучались по программе, каждое отдельно, ответы учеников были вполне удовлетворительными. Затем, наступил этап, когда понадобилось за короткий срок повторить весь материал.
При повторении выяснилось, что все сведения, касаемые сонат композиторов-классиков (кстати, то же самое получилось и с симфониями) перепутались в ученических умах. Для 10-11 летних детей объём информации оказался довольно большим. Если биографии композиторов ученики запомнили неплохо, то анализ трёх сонат, четырёх симфоний (а ещё и одной оперы, одной увертюры, фортепианных пьес и песен), оказался не под силу. Выручили таблицы (“Симфонии”, “Концерты”, “Сонаты”). Особенно они пригодились за несколько дней до конкурса, когда повторить весь материал по учебнику невозможно, сыграв роль памятки, в которой всё кратко и ясно.
Одна из таблиц “Сонаты” представлена на фестиваль.
Что отражено в таблице? Название произведения, год создания, тональность. Форма, тональность и темп каждой части, тональность каждой темы, характер звучания и выразительные средства тем.
Сокращения в таблице “Сонаты”:
Т. вст. – тема вступления;
Драм – драматический;
Танц – танцевальный;
ГП – главная партия;
ПП – побочная партия;
Осн. Т. – основная тема;
Ч. – часть;
Ф-но – фортепиано;
Сод-е – содержание;
Вар – вариация;
3-х ч. ф. – трёхчастная форма.