Учебно-воспитательные цели:
- Сформировать у учащихся понятия: «река», «русло», «исток», «устье», «речная система», «бассейн реки», «водораздел реки».
- Научить описывать строение реки (по плану), определять исток, устье, притоки, речные системы, речные бассейны, водоразделы рек по карте.
- Продолжать отрабатывать умения учащихся работать со схемами, картой; выполнять все работы последовательно, аккуратно.
Оборудование: физическая карта России, атласы, «рабочий листок» (вопросы по теме), учебник, схема строения реки (на доске и на столах у детей), кроссворд по теме на каждого учащегося.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (устный опрос).
- С какими водами суши мы познакомились на прошлом уроке?
- Какие воды называются подземными?
- Благодаря чему появляются подземные воды?
III. Изучение нового материала.
1. Постановка темы и цели урока.
- Темой сегодняшнего урока будет отгадка на загадку:
«Течёт, течёт – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит». (река)
- Вы уже поняли, что тема урока … (запись темы урока в тетрадь).
- Сегодня мА с вами будем не просто учениками, а юными помощниками «гидрологов».
Нам предстоит сегодня ответить на вопросы, которые записаны у вас на вашем рабочем листке. (листок с вопросами у детей на столах)
- На какие вопросы мы должны ответить? (дети поочередно зачитывают вопросы: что называется рекой, что такое исток и устье реки, что называется руслом реки, речной системой, бассейном и водоразделом реки?).
- На сложные вопросы нам предстоит ответить. Но мы справимся, если будем внимательны, усидчивы.
2. Слово учителя.
- Реки покрывают земной шар, словно голубой паутиной. Они играли и играют в жизни человека большую роль. По их берегам селились племена, возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека была связана с реками. Реки кормили и поили людей. Они были преградой от врагов. Люди не только использовали реки, но и изображали их на картинах. Это такие художники как: Васнецов, Левитан, Ремизов. Любили реки и поэты, писатели. На дом вам было задано творческое задание: найти художественные описания реки. Кто справился с этим заданием?
- Кто хочет прочитать художественное описание реки? (чтение детьми отрывков из художественных произведений о реках).
- посмотрите, как прекрасно писали о реках писатели и поэты. Они передавали в своих произведениях красоту, мощь, великолепие рек; сравнивали их с богатырём, силачом; поэтически повествовали о характере реки: гневна, бурлива, солидна, кичится, озорница; но и ласково, уважительно говорили о реке.
- Да, разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а с вами попробуем в прозе рассказать, «что такое река»?
- Как по вашему, что такое река? (ответы детей)
- Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике. Откройте учебник на странице 87, прочитайте определение.
- Так, что называют рекой? (ответ)
3. Знакомство со строением реки.
- Каждая река имеет своё строение. Запишите в тетрадь заголовок «Строение реки».
- Река течет по уклону земной поверхности: её начало выше, чем окончание.
Работа со схемой реки на доске:
- Одна река вытекает из болота, другая река начинается из родника, третья зарождается на склонах гор, четвертая берёт начало из озера.
Строение реки:
- Место, где река берет начало – называется истоком реки. (название частей реки записывается детьми под цифрами в тетрадь по ходу объяснения).
- А почему исток назвали истоком, а не иначе? Подберите к слову исток однокоренные слова.
Показ на карте.
- Например: истоком р. Волга является родник на Валдайской возвышенности, р. Ангара – озеро Байкал, р. Лена – Байкальский хребет, р. Обь – слияние двух рек Бия и Катунь, р. Нева – Ладожское озеро.
- Что называется истоком?
- Течет река сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку. Место впадения реки в море, озеро, другую реку называется устьем реки.
- Устья рек имеют разную форму:
- воронкообразную форму, расширяющуюся к морю
- веерообразную форму: устье делится на несколько притоков, которые впадают в море.
Показ на карте. Устья рек: Лены – море Лаптевых, Оби – Обская губа, Волги – Каспийское море, Северной Двины – Белое море.
- Что называется устьем реки?
- по ходу своего течения река принимает в себя различные реки, речки, ручьи, которые называются притоками реки. У реки может быть несколько притоков.
- посмотрите на схему и скажите где исток главной реки? Где берет начало один из притоков7 Другой приток?
- Сколько всего притоков?
- Как их будем различать?
- Нужно определить какой правый, какой левый приток?
- Как вы думаете, как это сделать?
- Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает в главную реку справа, то это правый приток, а если слева, то это левый приток. Если несколько притоков впадает с одной стороны, то тот который впадает первым называют притоком первого порядка, а тот который впадает в приток первого порядка – притоком второго порядка. (показ на карте).
- Главная река со всеми её притоками образует речную систему.
4. Практическая работа. Определение частей реки по схеме.
- А теперь самостоятельно на карточке подпишите части реки.
- Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.
- А теперь по схеме у доски покажите части реки.
5. Описание реки по плану.
- Откройте физическую карту России в атласе. Найдите на востоке России реку Лена. Давайте вместе попытаемся описать речную систему реки Лена по плану. (план описания у детей на столах).
Учитель вместе с детьми описывает речную систему реки Лена по пунктам плана.
- Кто самостоятельно повторит описание реки Лены? (ответ)
-Посмотрите внимательно на карту и скажите, что называется речной системой р. Лена? (ответ)
- Русло реки протекает по определенной территории земной поверхности, и притоки протекают по участкам земной поверхности. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку называют бассейном реки. Каждая река имеет свой бассейн. А границу, разделяющую соседние речные бассейны, называют водоразделом реки. По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую сторону – в другую реку. Водоразделом р. Волга и р. Обь являются Уральские горы.
IV. Закрепление.
- Разгадайте кроссворд, по вертикали должно получиться слово, которое определило тему нашего урока.
Кроссворд раздается каждому учащемуся.
По горизонтали:
- Углубление на дне реки, по которому течет вода?
- Место впадения реки в озеро, море?
- Как называется речка, ручеек, впадающие в главную реку?
- Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку?
- Какое же слово получилось?