Тема урока: "Гидросфера. Воды суши. Реки"

Разделы: География

Класс: 6

Ключевые слова: виды вод суши, строение реки


Учебно-воспитательные цели:

  1. Сформировать у учащихся понятия: «река», «русло», «исток», «устье», «речная система», «бассейн реки», «водораздел реки».
  2. Научить описывать строение реки (по плану), определять исток, устье, притоки, речные системы, речные бассейны, водоразделы рек по карте.
  3. Продолжать отрабатывать умения учащихся работать со схемами, картой; выполнять все работы последовательно, аккуратно.

Оборудование: физическая карта России, атласы, «рабочий листок» (вопросы по теме), учебник, схема строения реки (на доске и на столах у детей), кроссворд по теме на каждого учащегося.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (устный опрос).

  • С какими водами суши мы познакомились на прошлом уроке?
  • Какие воды называются подземными?
  • Благодаря чему появляются подземные воды?

III. Изучение нового материала.

1. Постановка темы и цели урока.

- Темой сегодняшнего урока будет отгадка на загадку:

«Течёт, течёт – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит». (река)

- Вы уже поняли, что тема урока … (запись темы урока в тетрадь).

- Сегодня мА с вами будем не просто учениками, а юными помощниками «гидрологов».

Нам предстоит сегодня ответить на вопросы, которые записаны у вас на вашем рабочем листке. (листок с вопросами у детей на столах)

- На какие вопросы мы должны ответить? (дети поочередно зачитывают вопросы: что называется рекой, что такое исток и устье реки, что называется руслом реки, речной системой, бассейном и водоразделом реки?).

- На сложные вопросы нам предстоит ответить. Но мы справимся, если будем внимательны, усидчивы.

2. Слово учителя.

- Реки покрывают земной шар, словно голубой паутиной. Они играли и играют в жизни человека большую роль. По их берегам селились племена, возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека была связана с реками. Реки кормили и поили людей. Они были преградой от врагов. Люди не только использовали реки, но и изображали их на картинах. Это такие художники как: Васнецов, Левитан, Ремизов. Любили реки и поэты, писатели. На дом вам было задано творческое задание: найти художественные описания реки. Кто справился с этим заданием?

- Кто хочет прочитать художественное описание реки? (чтение детьми отрывков из художественных произведений о реках).

- посмотрите, как прекрасно писали о реках писатели и поэты. Они передавали в своих произведениях красоту, мощь, великолепие рек; сравнивали их с богатырём, силачом; поэтически повествовали о характере реки: гневна, бурлива, солидна, кичится, озорница; но и ласково, уважительно говорили о реке.

- Да, разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а с вами попробуем в прозе рассказать, «что такое река»?

- Как по вашему, что такое река? (ответы детей)

- Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике. Откройте учебник на странице 87, прочитайте определение.

- Так, что называют рекой? (ответ)

3. Знакомство со строением реки.

- Каждая река имеет своё строение. Запишите в тетрадь заголовок «Строение реки».

- Река течет по уклону земной поверхности: её начало выше, чем окончание.

Работа со схемой реки на доске:

- Одна река вытекает из болота, другая река начинается из родника, третья зарождается на склонах гор, четвертая берёт начало из озера.

Строение реки:

- Место, где река берет начало – называется истоком реки. (название частей реки записывается детьми под цифрами в тетрадь по ходу объяснения).

- А почему исток назвали истоком, а не иначе? Подберите к слову исток однокоренные слова.

Показ на карте.

- Например: истоком р. Волга является родник на Валдайской возвышенности, р. Ангара – озеро Байкал, р. Лена – Байкальский хребет, р. Обь – слияние двух рек Бия и Катунь, р. Нева – Ладожское озеро.

- Что называется истоком?

- Течет река сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку. Место впадения реки в море, озеро, другую реку называется устьем реки.

- Устья рек имеют разную форму:

  1. воронкообразную форму, расширяющуюся к морю
  2. веерообразную форму: устье делится на несколько притоков, которые впадают в море.

Показ на карте. Устья рек: Лены – море Лаптевых, Оби – Обская губа, Волги – Каспийское море, Северной Двины – Белое море.

- Что называется устьем реки?

- по ходу своего течения река принимает в себя различные реки, речки, ручьи, которые называются притоками реки. У реки может быть несколько притоков.

- посмотрите на схему и скажите где исток главной реки? Где берет начало один из притоков7 Другой приток?

- Сколько всего притоков?

- Как их будем различать?

- Нужно определить какой правый, какой левый приток?

- Как вы думаете, как это сделать?

- Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает в главную реку справа, то это правый приток, а если слева, то это левый приток. Если несколько притоков впадает с одной стороны, то тот который впадает первым называют притоком первого порядка, а тот который впадает в приток первого порядка – притоком второго порядка. (показ на карте).

- Главная река со всеми её притоками образует речную систему.

4. Практическая работа. Определение частей реки по схеме.

- А теперь самостоятельно на карточке подпишите части реки.

- Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.

- А теперь по схеме у доски покажите части реки.

5. Описание реки по плану.

- Откройте физическую карту России в атласе. Найдите на востоке России реку Лена. Давайте вместе попытаемся описать речную систему реки Лена по плану. (план описания у детей на столах).

Учитель вместе с детьми описывает речную систему реки Лена по пунктам плана.

- Кто самостоятельно повторит описание реки Лены? (ответ)

-Посмотрите внимательно на карту и скажите, что называется речной системой р. Лена? (ответ)

- Русло реки протекает по определенной территории земной поверхности, и притоки протекают по участкам земной поверхности. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку называют бассейном реки. Каждая река имеет свой бассейн. А границу, разделяющую соседние речные бассейны, называют водоразделом реки. По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую сторону – в другую реку. Водоразделом р. Волга и р. Обь являются Уральские горы.

IV. Закрепление.

- Разгадайте кроссворд, по вертикали должно получиться слово, которое определило тему нашего урока.

Кроссворд раздается каждому учащемуся.

По горизонтали:

  1. Углубление на дне реки, по которому течет вода?
  2. Место впадения реки в озеро, море?
  3. Как называется речка, ручеек, впадающие в главную реку?
  4. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку?

- Какое же слово получилось?

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание: п. 30.