Использование ИКТ в практике учителя-логопеда

Разделы: Начальная школа


1. Актуальность использования ИКТ в практике учителя-логопеда как перспективного и эффективного средства коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения различной степени выраженности.

В последние годы врачами отмечается увеличение нарушений развития и явлений физиологической незрелости новорождённых. В дальнейшем такие отклонения в развитии часто проявляются в виде речевых нарушений различной степени выраженности. Практика моей логопедической работы подтверждает вышесказанное.

Во-первых, количество первоклассников с речевыми нарушениями за последние пять лет, по данным моих обследований, увеличилось почти на 10% (слайд 2). Так, если в 2004 году в первых классах на начало учебного года было 70,2 % логопатов, то в 2008 году – 79, 3 %.

Во-вторых, следует отметить, что речевые нарушения стали более выраженными, более тяжёлыми. Об этом свидетельствуют данные следующей таблицы (слайд 3):

Сравнительный анализ результатов первичного логопедического обследования учащихся первых классов  МОУ СОШ № 7 г. Мончегорска в периоды 2004-2005, 2008-2009 уч. годы

Диагнозы 2004-2005 г.г. 2008-2009 г.г.
Фонетический дефект 10,6% 4,7%
ФН,ФФН 10,6% 2,3%
НОНР 10,6% 7%
     
ОНР (третий уровень речевого развития) 36,1% 69,8%
ОНР (третий уровень речевого развития). Стёртая форма дизартрии 0% 14%
Заикание 2,1% 4,7%
Ринолалия 0% 4,7%
Сенсо – моторная афазия. Дизартрия 0% 2,3%

 Коррекция таких речевых нарушений, как фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, стёртая форма дизартрии, дизартрия, заикание, ринолалия имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным. Вышесказанное доказывают результаты коррекционно-логопедической работы (слайд 4):

 

 2. Основные направления работы по использованию ИКТ (из опыта работы).

В своей практике я выделяю следующие направления использования ИКТ:

1)Использование стандартного набора программ Windows (слайд 5)

Общение с компьютером у школьников вызывает большой интерес. Этот интерес лежит в основе формирования познавательной мотивация, учебной деятельности. В процессе занятий с применением компьютера дети учатся контролировать свою деятельность, стремятся к достижению положительных результатов.

Программа Paint (рисование) – позволяет закреплять в игровой форме знания о цвете и геометрических фигурах, развивать мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно – моторную координацию. Программа особенно полезна в целях коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения моторики, пространственного восприятия;

Работа с текстовым редактором word for Windows способствует усвоению учащимися навыков грамотного письма, формированию навыков звуко-буквенного анализа слов.

На курсах повышения квалификации (слайд 6) в Кольском Филиале Петрозаводского Государственного Университета (г. Апатиты) по программе

“Современные технологии разработки мультимедийных обучающих курсов” в 2008-2009 учебном году я освоила ряд компьютерных программ. Это позволило мне создавать ЦОРы непосредственно при подготовке к занятиям путём применения педагогического дизайна. Это такие программы, как:

Power Poin позволяет создать презентации разнопланового содержания, в зависимости от целей занятия. Это могут быть и разнообразные задания, направленные на повторение или изучение нового материала, фрагменты урока. Создание презентации в программе Power Point – одна из новых форм отчёта по проведённому открытому занятию или выступлению. (Фрагменты презентации интегрированного логопедического занятия с элементами логоритмики по теме

“Дифференциация букв и-у” – слайды 7-12).

Программа Movie Maker обрабатывает видео – кадры, фотографии.

Так, в серии занятий по развитию речи по теме “Осень”я использовала созданные мной видиоролики”Осенние листья”, “Север – территория чудес””, которые, благодаря соответствующему музыкальному оформлению, создали у ребят лирическое настроение, побудили их к творческой деятельности.

Видиоролик”Природа Африки”помог мне на занятии по развитии речи по теме”Зоопарк”, когда после просмотра и короткой беседы о животных, работы по словоизменению, мы плавно перешли к работе по тексту “Боба – Зоопарк”. Мальчик получил такое прозвище, потому что в разных ситуациях вёл себя со взрослыми то как тигр, то как крокодил, заяц, лиса. Прав ли он? Бывали ли дети в таких же ситуациях? Как себя вели? Какие чувства при этом испытывали? На эти и многие другие вопросы отвечали ребята. Занятие прошло увлекательно и результативно.

В настоящее время я продолжаю работу по созданию и накоплению видиороликов.

Отдельно хочу выделить работу с программой Звукозапись. Для логопеда данная программа – инструмент для отслеживания динамики коррекционной работы по исправлению недостатков произношения, развитию связной речи. Работа с микрофоном, наушниками с прослушиванием своего голоса через колонки компьютера вызывает у детей живой интерес, способствует созданию положительной мотивации для дальнейшей работы по исправлению речевых нарушений.

2) Медиотека – в помощь логопеду.

Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речевых нарушений позволяет сочетать коррекционные и учебно – развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психо-физического развития младших школьников. Решению данных задач способствует использование в работе специализированной компьютерной технологии коррекции общего недоразвития речи “Игры для Тигры”(автор Л.Р.Лизунова, г. Пермь, 2004) (слайд 13)

Программа создана с учётом закономерностей и специфических особенностей развития детей с особыми образовательными потребностями, направлена на преодоление нарушений речи, проявляющихся в рамках стёртой формы дизартрии, дислалии, ринолалии, заикания, общего недоразвития речи.

Большой объём упражнений, предлагаемых программой “Игры для Тигры” позволяет построить коррекционную работу с ребёнком, исходя из индивидуальных образовательных потребностей.

Структура программы:

Программа предлагает комплексный подход к коррекции речевых нарушений и содержит более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединённых в четыре блока: “Звукопроизношение”,

“Просодика”, “Фонематика”, “Лексика”. Упражнения внутри блоков сгруппированы в модули, 3-4 модуля в блоке.

Схема упражнений программы:

1. Блок “Просодика”(слайд 14):

Блок Модуль и его упражнения Модуль и его упражнения Модуль и его упражнения Модуль и его упражнения
Просодика Дыхание Слитность Ритм Темп
  Ветерок Рыбка Машина Муравей
  Кораблики Облако Пирамидка Самолётик
  Одуванчики Пузыри Мозаика Клоун
  Воздушный змей Часы Дом  

2. Блок “Звукопроизношение” (слайд 15):

Блок Модуль и его упражнения Модуль и его упражнения Модуль и его упражнения Модуль и его упражнения
Звуко-произношение Свистящие звуки Шипящие звуки Звук “л” Звук “р”
  Межзубный

сигматизм

Губно-зубной

сигматизм

Губно-зубной

ламбдацизм

Велярный ротоцизм
  Боковой сигматизм Боковой

сигматизм

Межзубный ламбдацизм Одноударное произношение
    Произношение из нижнего положения    

3. Блок “Фонематика” (слайд 16):

Блок Модуль и его упражнения Модуль и его упражнения Модуль и его упражнения Модуль и его упражнения
Фонематика Звуки Слова Анализ Синтез
  Музыка Звуковые часы Поезд Составь слово из 3 букв
  Звук”о” Четвёртый лишний Составь слово Составь слово из 4 букв
  Звук”а” Животные   Составь слово из 5 букв
  Цирк Одежда   Составь слово из 6 букв

4. Блок “Лексика”(слайд 17):

Блок Модуль и его упражнения Модуль и его упражнения Модуль и его упражнения Модуль и его упражнения
Лексика Слова Словосочетания Валентность  
  Разложи предметы Кто сказал

“Мяу”

Чей домик?  
  Четвёртый лишний Кто живёт в лесу? Профессии  
  Найди четвёртого   Действия  
  Что из чего?   Признаки  

Упражнения каждого блока позволяют организовать логопедическую работу в необходимом направлении в соответствии с уровнем развития ребёнка. Упражнения содержат задания возрастающей сложности, при этом работа проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребёнка.

В процессе коррекционной работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи. При традиционной системе обучения ребёнок не всегда может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы – Тигрёнком способствует развитию коммуникативных навыков у детей за счёт того, что специально подобранные задания побуждают ребёнка вступить с ним в диалог. Тигрёнок хвалит ребёнка при правильном выполнении задания: “Хоррррошо!”, подбадривает, если не всё получается: “Не унывай!”, “Попробуй ещё!”, иногда сердится: “РРРРР”, но интонация при этом добрая и ребёнку тут же хочется выполнить задание лучше.

Прекрасная анимация, объёмное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи материала, простота в управлении способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям и в дальнейшем – успешном преодолении речевых нарушений.

(Контактная информация по вопросам приобретения специализированной логопедической программы “Игры для Тигры” – слайд 18)

Приобретая развивающие компьютерные игры, программы через сеть специализированных магазинов, логопед имеет возможность создать личную медиотеку.

Перечислю некоторые ПМК, образовательные и развивающие игры, сборники упражнений, мультимедийные энциклопедии, которые рекомендую использовать в работе.

Программно-методические комплексы, электронные учебники (слайд 19)

  • Программно-методический комплекс “Семейный наставник”.
    Русский язык. Начальная школа”, Инис – софт, Минск, 2005;
  • Обучающая программа – тренажёр по русскому языку “Фраза”. Гуру – софт, 2004;
  • “Мир информатики”(1-2, 3-4 года обучения) (серия “Кирилл и Мефодий”) ООО”Нью Медиа Дженерейшн”.

Образовательные, развивающие игры (слайды 20,21)

  • “Баба Яга учится читать”. Компания “Медиа Хауз”, 2003;
  • “Учимся с Гарфилдом” (для дошкольников, перво– и второклассников). Руссобит М, 2005
  • “Баба – Яга. Школа на курьих ножках”. Компания”Медиа Хауз”, 2007;

Электронные сборники занимательных игр, направленных на развитие познавательных процессов (слайд 22)

  • “Учимся думать” (серия “Несерьёзные уроки”);
  • “Развиваем мышление” (серия”Супердетки”)

Мультимедийные энциклопедии (слайд 22)

  • Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия -2008; ООО “Кирилл и Мефодий”.
  • Интерактивная энциклопедия науки и техники “Как устроены вещи” – ООО “Медиатрейд”, 2006.

Вышеперечисленные компьютерные программы и игры в моей практике стали представлять собой единый программно-методический комплекс, поддерживающий коррекционно-развивающий процесс на различных этапах обучения и в целом – способствовать повышению эффективности процесса преодоления речевых нарушений и развития познавательных процессов у детей-логопатов.

3)Использование возможностей Интернета.

Использование Интернет-технологий открывает логопеду разноплановые дополнительные возможности. Из опыта своей работы я выделяю следующие:

* самостоятельный поиск, обработка информации через выход на сайты педагогической, логопедической, медико-психологической направленности;

* обмен опытом работы с коллегами через различные образовательные проекты, публикации работ на сайтах, через электронную почту;

* прохождение дистанционных курсов повышения квалификации (слайд 24): в 2007-2008 учебном году мною пройдены дистанционные курсы повышения квалификации “Проблемы здоровья и школьная дезадаптация. Дифференцированные методики обучения при Педагогическом университете “Первое сентября”. Данный курс вела врач-невролог, ведущий специалист Центра лечебной педагогики (г. Москва) Елизавета Александровна Меланченко.

* участие в заочных образовательных проектах:

Всероссийский фестиваль педагогических идей “Открытый урок”,
Фестиваль исследовательских и творческих работ “Портфолио”;

История сотрудничества с Издательским домом “Первое сентября”(слайд 25):

Учебный год Образовательный проект Представленные материалы
2005-2006 Открытый урок Логопедическое занятие по развитию речи с группой учащихся 3 класса по теме:”Составление рассказа – описания. Лиса.”
2006-2007 Открытый урок Развитие мелкой моторики пальцев рук.
2007 – 2008 Открытый урок Интегрированное логопедическое занятие с элементами логоритмики по теме:”Дифференциация букв и,у”. Приложение: презентация урока в программе Power Point
Портфолио Интересный человек компании

Сказка о дружбе зверей и птиц

Целенаправленная логопедическая работа, направленная на коррекцию нарушений языкового и речевого развития детей, с использованием ИКТ по вышеназванным направлениям позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

3. Опора на здоровьесберегающие технологии – фактор успешного и эффективного использования ИКТ в практике учителя-логопеда (слайд 26).

Внедряя в практику логопедической работы ИКТ, я исхожу из принципа

“не навредить” здоровью ребёнка, забочусь о снижении неблагоприятных воздействий на организм и соблюдаю рекомендации по вопросу безопасности работы на компьютере. Возвращаясь к началу выступления, хочу ещё раз обратить внимание на то, что не все дети дошкольного и школьного возраста абсолютно здоровы, многие из них имеют те или иные отклонения от нормы, хронические заболевания. Поэтому в своей работе я опираюсь на рекомендации Института возрастной физиологии РАО.

Приложение: презентация выступления (слайды 1 – 26)

Литература (слайды 27, 28)

  1. Королевская Т.К. “Видимая речь – 3”/Т. К, Королевская//Дефектология. – 1998. – № 5.– с.63-65
  2. Королевская Т.К.Компьютерные интерактивные технологии устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски./ Т.К.Королевская// Дефектология. – 1998. – № 1. с. 47-55
  3. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы/О.И.Кукушкина//Дефектология.-1994. – № 5.
  4. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе/ О.И.Кукушкина// Дефектология.-1994. – № 6.
  5. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. – Пермь, 2005
  6. Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа”Игры для Тигры”/З.А.Репина, Л.Р.Лизунова// Вопросы гуманитарных наук. – 2004. – № 5(14). – с.285-287
  7. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы/ Ж.А.Тимофеева // Дефектология. – 1997. – № 2. – с.41-49.