Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. В связи с этим значительное место в своей педагогической практике мы уделяем организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.
Материалы по организации исследовательской деятельности младших школьников, публикуемые в педагогической и методической литературе, опыт работы отдельных учителей начальной классов помогли нам создать свою систему работы в данном направлении. При организации исследовательской деятельности младших школьников учитываем следующие условия:
– целенаправленность;
– систематичность;
– мотивированность;
– психологический климат (благоприятный для напряженной исследовательской деятельности);
– создание творческой атмосферы;
– учет возрастных особенностей детей.
Организуя исследовательскую деятельность учащихся, мы придерживаемся того, что работа по развитию исследовательских умений детей может проходить как на уроках, так и во внеурочное время. С целью формирования исследовательских умений детей чаще используем материал уроков окружающего мира, литературного чтения, краеведения, трудового обучения. Также постоянно используем исследовательские методы в преподавании отдельных тем в рамках уроков русского языка и математики. Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволяют дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.
Работу во внеурочное время по организации исследовательской деятельности учащихся строим по трем направлениям.
Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает работу в двух аспектах:
– индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.;
– работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок и т.д. Более подробное описание данной работы ниже.
Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.
Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся заседания школьного научного общества учащихся начальной школы (НОУ) (Приложение 1), школьные олимпиады. Ежегодно проводятся конференции учебно-исследовательских работ младших школьников.
Индивидуальную и групповую работу с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности выстраиваем в виде следующей технологической цепочки, состоящей из нескольких этапов.
На первом этапе выявляется группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью, либо дети, в которых учитель, организатор исследовательской деятельности с детьми, увидел искру исследовательского таланта. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла детей по нужному руслу.
Кроме того, на первом этапе осуществляется помощь детям в выборе темы предстоящего исследования. Эта тема может быть близка или интересна ребенку в силу его увлечений. Например, ребенок желает исследовать поведение попугая потому, что в его доме появился волнистый попугайчик. Тема может быть выбрана из желания узнать что-то доселе неизвестное, непонятное ребенку. Например, при изучении на окружающем мире темы “Спутник Земли” один ребенок задался вопросом “А почему Луна постоянно меняет свою форму?”. Это стало предметом его исследования. Наблюдая за осенним листопадом, другой второклассник заметил, что листья на разных деревьях меняют окраску листьев не в одно время. Он провел наблюдения, изучил с помощью родителей литературу и ответил на волнующий его вопрос. На занятиях краеведения часто возникают вопросы, ответы на которые невозможно найти в учебниках. Поэтому появляется необходимость проведения собственного исследования по поиску ответа на возникший вопрос. Так у группы детей появилась тема исследования “История одной улицы”. Иногда мы сами, “невидимо” для ребенка выбираем тему предстоящего исследования, но так, чтобы эта тема заинтересовала ребенка, не оставила его равнодушным. При выборе темы исследования важно, чтобы работа по данной теме, в силу особенностей детей младшего школьного возраста, не занимала много времени, не требовала долговременных исследований, а предполагала быстрый и яркий результат. Еще очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения.
На втором этапе вместе с ребенком мы формулируем проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования, и которые являются мощной движущей силой процесса дальнейшего исследования. А. И. Савенков пишет, что поиск проблемы – дело непростое, а способность творчески одаренного человека видеть проблемы – особый дар. Поэтому на данном этапе большая роль отводится учителю, помощнику, наставнику ребенка. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понял, осознал проблему, но не обязательно требовать ясного словесного оформления этой проблемы. Для того чтобы у ребенка формировать умение видеть проблемы, проводим с детьми тренировочные занятия и упражнения в ходе индивидуальной и групповой работы. Эти задания и упражнения, как и многое другое по организации исследовательской деятельности младших школьников мы позаимствовали из книги А. И. Савенкова “Содержание и организация исследовательского обучения школьников”. Прежде чем проводить тренировочные занятия с детьми, проводим тренировочные занятия с педагогами в ходе проведения мастер-классов, практических занятий по организации исследовательского обучения, в ходе проведения организационно-деловых игр.
Следующий этап работы – постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования. Для того чтобы вместе с детьми сформулировать цели и задачи, также проводим предварительно тренировочные упражнения.
Четвертый этап работы с будущими исследователями – организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. При этом работа осуществляется под руководством учителя и при помощи консультантов, в роли которых часто выступают родители. В плане работы над темой исследования можно выделить следующее:
– планирование работы по исследованию;
– работа с различными источниками информации (книги, справочный материал, энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со взрослыми людьми, просмотр теле– и видеофильмов, работа с данными компьютера) и отбор нужной для данного исследования информации;
– проведение наблюдений, формулировка соответствующих выводов;
– проведение опытов, экспериментов, формулировка соответствующих выводов;
– проведение анкет и обработка их данных.
Конечно, участие взрослого, как и на предыдущих этапах работы, необходимо. Только при этом предоставляется как можно больше самостоятельности ребенку, чтобы он мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.
Пятый этап работы по формированию исследовательских умений и навыков учащихся – отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. На этом этапе мы работаем с ребенком в тесном сотрудничестве. С помощью наводящих вопросов, следуя плану исследования, вместе с детьми выстраиваем текст предстоящего выступления. При этом встает необходимость работы с новыми словами, использующимися в научной литературе. Часто на этом этапе мы приглашаем в начальную школу детей более старшего школьного возраста, которые уже имеют опыт исследовательской деятельности, чтобы проследить за логикой их выступления и представить себя на их месте. Такой вид работы более всего помогает ребенку построить свое выступление, подготовиться к предстоящему выступлению и защите.
На шестом этапе учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классе. Как правило, ребята, не участвующие в исследовании, с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Они задают множество вопросов, вступают в споры с выступающими. Одновременно авторы исследований получают практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками, отстаивая свою точку зрения. Работы, признанные лучшими, выносятся на школьную конференцию учебно – исследовательских работ младших школьников.
Седьмой этап – итог исследовательской деятельности учащихся – школьная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников, которая ежегодно проводится в конце учебного года. Проведение конференции стало одной из традиций нашей школы. Она проводится как праздник юных исследователей. На нее приглашаются дети, которые желают заниматься исследовательской деятельностью, педагоги школы, родители. На данном этапе ребенок, юный исследователь, не просто рассказывает о выполненной работе, а, как и всякое настоящее исследование, защищает публично, с привлечением как авторов других работ, так и зрителей. При этом ребенок учится последовательно и логично излагать свои мысли, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, не останавливаться перед трудностями. Выступление ребенка на школьной конференции учебно-исследовательских работ – венец его исследовательской деятельности, итог работы учащегося на всех этапах работы. Но, конечно, на этом работа учителя с данным ребенком не заканчивается, а продолжается более глубоко и осознанно, и как показывает практика, при большей доли самостоятельности детей. При организации дальнейшей работы с учащимися, получившими опыт исследовательской деятельности, иногда продолжается работа в том же направлении по той же теме. Но чаще всего дети хотят провести исследования в совершенно другой области. Мы считаем, что это происходит в силу возрастных особенностей детей.
Одной из форм организации групповой работы с детьми по развитию их исследовательских умений стало проведение кружка “Мы – исследователи” (Приложение 2). Программу данного кружка разработали мы самостоятельно. Разработанная нами программа может быть использована в практике учителей начальных классов. Для организации занятий кружка “Мы – исследователи” можно использовать тетрадь А. И. Савенкова “Я – исследователь”.
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности и создание для них условий, способствующих развитию их исследовательских умений, формированию ключевых компетентностей учащихся.
Задачи:
- Помочь детям освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований через организацию специальных игр.
- Развивать у детей умение работать с различными источниками информации и представлять результаты своих исследований на публичных выступлениях.
- Помогать детям самоутверждаться через достижение поставленной ими цели и понимания важности самостоятельно полученных результатов.
- Развивать творческие способности младших школьников.
Данный кружок рекомендуем проводить, начиная с первого класса.
На занятиях кружка в первом классе дети узнают о разнообразии окружающего нас мира. Они в процессе игры, в ходе экскурсий, общения со взрослыми приходят к пониманию того, что изучать окружающий нас мир можно по-разному. Главными помощниками юным исследователям могут стать взрослые, книги, компьютер. Дети убедятся в том, что познать окружающий мир можно с помощью наблюдений и при проведении опытов. Таким образом, в первом классе учащиеся узнают о методах изучения окружающего мира.
Во втором классе, в ходе проведения занятий, дети узнают, кто такие исследователи и понимают, что исследователем является каждый живущий на земле человек. Исследовать можно все, что нас окружает, опираясь на свой собственный опыт, наблюдения, с помощью взрослых, чтения разнообразных книг, энциклопедий на СD-дисках, Интернет-ресурсов, при просмотре кино– и телефильмов, в ходе проведения наблюдений и экспериментов и т. д. При проведении тренировочных занятий дети знакомятся с “техникой” проведения исследования. Они понимают, что сначала необходимо определиться с темой предстоящего исследования, затем собрать всю необходимую информацию из различных источников и, наконец, выступить по результатам проведенного исследования. На занятиях кружка учащиеся тренируются в сборе информации из различных источников: от взрослых, из компьютера, из книг, в ходе просмотра фильмов, при проведении опытов и т. д. При этом большое внимание уделяется развитию у детей умения работать с текстом, задавать вопросы по изучаемой теме, делать соответствующие выводы.
В начале третьего класса занятия кружка “Мы – исследователи” продолжаются. На первых занятиях дети рассказывают о результатах наблюдений и опытов, которые они проводили в летнее время. Затем продолжается игра в исследователей, в ходе которой большое внимание уделяется развитию у детей умения работать в команде. В ходе занятий кружка проводятся тренинги. На них происходит формирование соответствующих умений, коммуникативной компетентности, получение опыта эффективной командной работы.
На занятиях кружка в третьем классе расширяется опыт детей по проведению наблюдений и экспериментов, как важнейших методов исследования и источников информации об окружающем мире. Кроме того, юные исследователи понимают, что можно проводить исследования в мире русского языка, в мире математики. Дети продолжают знакомиться с технологией проведения исследования.
На заключительных занятиях кружка третьеклассники выступают с результатами проведенных ими исследований. При этом углубляется опыт их публичных выступлений. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, вступать в спор с выступающими, формулировать вопросы и отвечать на них.
Все занятия кружка “Мы – исследователи” (1–4 классы) проводятся в нетрадиционной форме. Так как при обучении младших школьников большая роль отводится игре, то большинство занятий проводится в форме игр (игр-исследований, игр-выступлений, игр-экспериментальных лабораторий и др.) Кроме того, для исследования окружающего мира необходимо уметь вести наблюдения. Поэтому большое внимание уделяется экскурсиям различной направленности. В ходе проведения занятий используется групповая работа. Дети учатся работать в группах разного состава.
При проведении занятий активно используются возможности компьютера, телевизор, видео, магнитофон, видео- и аудиокассеты. Дети работают с разнообразной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями, периодическими журналами для детей.
Результативность работы кружка “Мы – исследователи” определяется при помощи следующих критериев:
– наблюдение за учащимися в ходе групповой и индивидуальной работы на основе оценки доли самостоятельности ребенка в исследовательском поиске;
– с помощью разработанных нами методик в конце каждого года обучения;
– по количеству детей, участвующих в конференциях учебно-исследовательских работ учащихся начальных классов на разных уровнях (класса, школы, района);
– на основании результатов участия детей, посещающих кружок, в школьных, районных и краевых интеллектуально-творческих играх и конкурсах;
– на основании участия выпускников начальной школы (прошедших обучение на занятиях кружка) в исследовательской деятельности на второй ступени.
Итак, организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий, мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаем для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы.
Наблюдения, проводимые за учащимися в ходе групповой и индивидуальной работы, показали, что от занятия к занятию растет самостоятельность детей в проведении исследований, в осознании проблем, формулировании целей, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, умений и навыков работы с различными источниками информации. У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной.
Итак, исследовательская деятельность ребенка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.