Исследовательская деятельность, ставшая неотъемлемой частью образования, направлена на формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении, в повседневной жизни. Становится важным формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.
Как же решить поставленные задачи на уроках русского языка и литературы? Как организовать исследовательскую деятельность? Прежде всего необходимо исходить из того, что это специальная учебная деятельность по овладению методами научного познания. А значит, должна быть поставлена творческая проблема.
Мы нашли такую проблему: о городе, в котором живём, мы знаем так мало, а он частица нашей огромной Родины, частица нашей великой истории. Проблема оказалось интересной, потому что город наш праздновал своё 50-летие. Таким образом у детей сложилась положительная мотивация к дальнейшей исследовательской деятельности.
Целью моей работы являлось следующее: в процессе накопления и исследования материала сформировать у учащихся основные ключевые компетенции, в процессе обработки - функциональную грамотность как универсальный способ освоения действительности, в процессе создания проекта - развитие исследовательских способностей, активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.
Целью работы учащихся стало создание собственной рукописной книги "Город, в котором мы живём", посвящённой 50-летию города, включающей в себя следующие разделы: "Наша история", "Улицы, по которым мы ходим", "Наша память", "Люди вокруг нас", "Это наша с тобой биография", "Заполярному - 100".
Работа над учебным проектом проводилась в несколько этапов и осуществлялась как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
1 этап: выбор темы, составление плана работы, определение творческих групп.
На этом этапе сформулировали проблему, определили задачи, сформировали творческие группы.
Творческие группы были сформированы с учётом желания и интересов детей. Такой подход был оправдан, поскольку группы были небольшие (2-3 человека) и сбор материала для каждой группы не был затруднительным. У каждой группы было своё исследовательское задание: например, найти материал, рассказывающий о человеке, в честь которого была названа улица; взять интервью; поработать в семейном архиве и т.п.. Кроме того, у каждого ребёнка было своё индивидуальное задание: выяснить, как история семьи связана с городом Заполярным.
В результате этого этапа дети не только выбрали себе пару, но и то поисковое задание, которое было им интересно.
У каждой группы была своя творческая и поисковая задача. В процессе выполнения задач ребята могли получить консультацию у учителя, проанализировать свои действия и скорректировать их.
2 этап: изучение литературных, исторических источников по данной теме, интервьюирование, сбор документального, фотографического материала.
На этом этапе определили источники информации (это и библиотечные фонды, и домашние архивы (фотографии, письма, дневники), и интервью с людьми, которые живут в нашем городе практически со дня основания), , способы сбора и обработки её (выписки из книг, газетных публикаций, сбор и сканирование фотографий, запись и обработка интервью), а также непосредственный сбор информации.
В результате этого этапа был собран документальный материал и систематизирован.
3 этап: создание собственного текста.
На этом этапе производили анализ прочитанной литературы, обработки полученных данных, сопоставление, обобщение, написание сочинений-страниц будущей книги, иллюстрирование.
В результате - каждая группа создала свою страницу в будущей книге в соответствии с поставленной задаче.
4 этап: защита своих работ, создание книги.
Защита творческих работ производилась на уроке. Все группы представили свой первый мини-проект, посвящённый истории города, людям, в честь которых названы улицы, историческим местам города, знаменитым землякам, так были составлены четыре первых блока будущей книги. Затем было представление индивидуальных проектов об истории семей, связанных с основанием и строительством города. Эти работы стали следующим блоком рукописной книги.
5 этап: осмысление и рефлексия.
На этом этапе обсудили полученный результат, с какими трудностями пришлось столкнуться, как преодолевать эти трудности, подвели итог, наметили дальнейшую работу и над этим проектом и над будущими. Так был определён последний блок книги, посвящённый будущему города. Это и стало новым творческим проектом. На этом работа не закончилась. Исследуя материалы, ребята сами вышли на тему нового проекта: у нашего города есть герб, но современную действительность он не отражает, поэтому они определили новую проблему: "Каким должен быть герб нашего города?" На данном этапе проводится исследовательская работа по сбору и систематизации материала, посвящённого геральдике.
Таким образом, можно сделать вывод, что учебный проект состоится лишь тогда, когда в теме будет выявлена общественно значимая проблема, определены методы исследования, спланирована деятельность ученика.
Умение пользоваться методом проектов позволяет учителю руководить исследовательской деятельностью ученика, а именно - помогать в формулировке проблемы проекта с учётом интересов и возрастных особенностей ученика, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, спланировав её этапы, помогая распределить задания для каждого участника проекта, проводить консультации, развивать навыки рефлексии, воспитывать терпимость друг к другу, умение общаться в процессе коллективной деятельности.