Киевская Русь на рубеже X–XI веков. Первые русские князья

Разделы: История и обществознание


Цели урока.

Образовательные:

  • познакомить учащихся с основными направлениями внутренней и внешней политики первых русских князей;
  • раскрыть цели и показать результаты походов первых русских князей;
  • дать представление об организации власти князя над покорёнными народами.

Воспитательные:

  • прививать интерес к изучению истории родной страны;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Развивающие:

  • продолжить работу по формированию мыслительных операций: группировка, классификация, установление причинно-следственных связей;
  • по развитию речи, мышления, внимания.
  • совершенствовать умение работать с картой.

Ресурсы к уроку:

  • карта "Киевская Русь в IX - XII вв.",
  • портреты первых князей,
  • карточки с датами, терминами,
  • презентация 1. "Первые русские князья",
  • тестовые задания.

Содержание урока.

I. Организация начала урока.

1) Приветствие.

2) Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

Постановка проблемного задания.

Что способствовало становлению русского государства?

Определить основные этапы формирования единого государства, опираясь на анализ деятельности первых князей.

1. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.

Проведение проверочных упражнений.

Работа в группах сменного состава. Состав групп был определён заранее. Каждая группа в начале урока получает оценочный лист. По ходу урока и мере выполнения заданий, учащиеся дают самостоятельно оценку своей деятельности. Приложение 1.5.

1 задание. Каждая группа получает фрагмент карты. Надо назвать географические объекты, через которые проходил известный торговый путь. Каждая группа должна назвать по 2-3 объекта, которые уже определены. Приложение 1.1.

После выполнения задания собираются результаты.

Финский залив.

Ладожское озеро.

Река Волхов.

Озеро Ильмень.

Река Западная Двина.

Река Днепр.

Чёрное море.

Константинополь (Царьград).

Река Ловать

- Назовите этот торговый путь?

- Почему он так назывался?

- Какого было значение этого торгового пути и почему?

- Покажите на карте этот торговый путь.

2 задание. Показать на карте города - поселения, которые возникли в результате развития торговли у восточнославянских племенных союзов.

1 группа - у полян

2 группа - у северян

3 группа - у кривичей

4 группа - у радимичей

5 группа - у ильменских словен

По 2 человека от каждой группы выходят к карте показывают и называют города. Название городов появляется на доске.

Правильные ответы:

1 группа - Киев

2 группа - Чернигов

3 группа - Смоленск, Полоцк

4 группа - Любеч

4 группа - Новгород.

Правильные ответы.

Поляне - Киев

Северяне - Чернигов

Кривичи - Смоленск, Полоцк

Радимичи - Любеч

Ильменские словене - Новгород.

- Почему города Киев и Новгород выделены красным цветом?

- Какой князь объединил эти центры, положив начало складыванию единого государства? Когда это произошло?

- Как называлось государство после объединения этих центров?

По мере ответов учащихся на доске запись:

Киев Новгород

Киевская Русь

Олег

882 г.

3 задание. Работа с терминами. Ответить на вопросы кроссворда. Каждая группа отвечает на 2 вопроса в кроссворде. Приложение 1.2. В центре кроссворда, если все ответы были верными, появится слово

ГОСУДАРСТВО

Ответы на задания кроссворда.

По вертикали: 1. Олег.2. Быт. 3. Колонизация. 4. Дань. 5. Рюрик. 6. Вече. 7. Русы.

По горизонтали: 1. Договор. 2. Князь. 3. Язычество.

- Что такое государство?

- Когда появилось государство у восточных славян?

- Какие вы знаете теории возникновения государства у восточных славян?

- Какой из них придерживаетесь сами?

III. Изучение нового материала.

Каждая группа получила задание подготовить материал об одном князе:

Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Презентация.

На доске по мере выступления учащихся появляются:

- портрет, годы правления.

Работа с учебником. Самостоятельная работа.

Работа с документом стр. 35-36.

- Как вы думаете, почему княгиня Ольга так жестоко отомстила за убийство мужа?

Мы должны выяснить, какую политику проводили эти князья внутри страны и за её пределами. (Определить внутреннюю и внешнюю политику).

1. Упражнения на освоение новых знаний.

Самостоятельная работа.

Работа с учебником стр. 29-35. Возможно привлечение дополнительного материала, который был заранее подготовлен учащимися. Деятельность князей. Мероприятия внутренней и внешней политики.

2. Упражнения творческого характера.

Работа проводится в группах. Учащиеся составляют таблицу. "Деятельность первых князей".

Князь (княгиня) Внутренняя политика Внешняя политика
Рюрик    
Олег    
Игорь    
Ольга    
Святослав    

После выполнения задания на доске появляется материал о деятельности каждого князя по 2 направлениям политики внутренней и внешней.

Презентация 1 (Слайды № 3-7).

3. Словарная работа.

С какими новыми словами вы встретились при подготовке материала?

Погосты, уроки, реформы.

Объясняем смысл слов и записываем новые слова в словарь.

На доске записываются новые слова и их значение.

IV. Обобщение и закрепление полученных знаний.

Что же было общего в деятельности первых русских князей а) внутри станы (внутренняя политика) б) за пределами страны (внешняя политика)?

1 ученик на доске составляет таблицу.

Внутренняя политика на жёлтом фоне (собирание, объединение, солнце).

Внутренняя политика на зелёном фоне (мир, порядок, спокойствие).

Внутренняя политика Внешняя политика
Собирание земли русской Укрепление внешнеполитических позиций государства
Подчинение восточнославянских племён, которые первоначально не вошли в состав Древнерусского государства Походы
Проведение первой

государственной реформы

(полюдье, уроки, погосты)

Заключение мирных договоров
  Получение русскими купцами права на беспошлинную торговлю
  Взимание дани

Итоговая табличка раздаётся каждому ученику. Вклеить в тетрадь. Приложение 1.3

Закрепление.

1 вариант. Фронтальная работа.

- Показать на карте направления походов первых русских князей.

- Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей?

- На что была направлена деятельность всех первых князей?

2 вариант. Индивидуальная работа. Выполнить контрольный тест. Приложение 1.4 .

Теперь мы можем ответить на задание в начале урока.

- Что способствовало становлению русского государства? Определить основные этапы формирования единого государства, опираясь на анализ деятельности первых князей.

Определите цели нашего урока.

V. Итог урока. Домашнее задание.

Оцениваю работу учащихся на уроке. Выставляю оценки за урок. Анализ деятельности проводится с учётом результатов зафиксированных в оценочном листе каждой группы.

Домашнее задание.П. 4. к. к. 2.

Приложение.