Урок литературного чтения по теме "Уроки сказки Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине»" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Ознакомить учащихся со сказкой “Принцесса на горошине”.

  2. Развивать навык выразительного, беглого чтения.

  3. Развивать самостоятельность на уроке.

Оборудование:

  1. Портрет Г. X. Андерсена.

  2. Иллюстрации к сказке “Кот в сапогах”.

  3. Иллюстрации к сказке “Принцесса на горошине”.

  4. Мультимедийный проектор (для показа презентации).

  5. Экран.

  6. Компьютер.

Ход урока

Проверка домашнего задания (по сказке Шарля Перро “Кот в сапогах”).

На зрительных метках находятся слова, прочитайте их.

– Составьте из данных слов пословицу.

(Учащиеся снимают карточки со зрительных меток и выставляют их на доску, получается пословица: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

– Почему сказка – это ложь?

(Потому, что в сказках очень много волшебства, того чего в реальной жизни существовать не может.)

– Дома вы читали сказку “Красная шапочка”. Скажите, а в сказке “Красная Шапочка” имеются элементы волшебства?

(Да, имеются.)

– Какие, назовите их.

(Волк разговаривает, он съел бабушку, внучку, волк хитрый, злой.)

Сказка ложь, да в ней намек ... Как вы понимаете слово НАМЕК?

(Ответы детей).

Для того, чтобы мы точно знали значение слова НАМЕК, обратимся к словарю Ожегова Сергея Ивановича.

НАМЕК – слова или поступок, которые могут быть поняты только по догадке.

УРОК – нечто поучительное, то, из •о можно сделать вывод для будущего.

НАМЕК – слово или выражение, в котором не полностью высказанная мысль может быть понята только по догадке.

Т. е. для того, чтобы понять, что хотел сказать автор, нужно поразмыслить.

– Обратимся ко второй части пословицы. ... Добрым молодцам урок.

– Какое значение имеет слова УРОК в данном выражении?

УРОК – то, что должны вынести для себя читатели.

(Т. е. это то, что должны вынести для себя читатели. Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.)

– Какой урок мы должны вынести, прочитав сказку “Красная Шапочка”?

(Не быть такой доверчивой, не доверять злым, разбираться в людях, видеть, кто перед тобой стоит.)

– Значит сказки это не просто увлекательное чтение, а чтение, наполненное скрытым содержанием.

– Давайте вспомним, какие сказки мы знаем. В этом нам поможет небольшое увлекательное задание.

– Найдите на картинке животных.

– У вас на столах лежат карточки, которую вы видите сейчас на экране. Найдите на картинке животных.

– Итак, кого вы нашли на картинке?

(Волка, медведя, птицу, козленка, лису – учащиеся выходят к экрану и показывают указкой).

– Вспомните, в каких сказках мы встречаемся с этими героями?

Волка – “Волк и семеро козлят”, “Красная шапочка” Шарль Перро, “Три поросенка”, “Айболит” К. И. Чуковский, Козленка – “Волк и семеро козлят”, Лиса – “Лиса со скалочкой”, “Приключение Буратино” А. Толстой, Птица – “Снежная королева”, “Курочка ряба”, “Конек-Горбунок” Ершов, Медведь – “Теремок”, “Машенька и медведи”, “Колобок”, “Три медведя”.

– Какой урок можно вынести из сказки “Волк и семеро козлят”? (Дети должны слушаться свою маму.)

– Какой урок мы можем вынести из сказки “Снежная королева”?

(Очень легко потерять близких людей, если сердце наполнить холодом.)

– Сегодня мы познакомимся с еще одной замечательной сказкой, автором которой является Ганс Христиан Андерсен.

(Выставка книг).

– Думаю, что вы знакомы с такими его произведениями как: ......

– Чтобы немного вспомнить знакомые вам сказки Андерсена предлагаю вам встретиться с некоторыми из его героев.

Ученица:

– Глаза мои сверкают, как звезды, но в них нет ни теплоты, ни кротости. Я прекрасна и одежда моя соткана из миллионов снежных звездочек. Я ослепительна, красива и окружает меня белый прозрачный лед. Кто я?

(Снежная королева).

(Открывается картинка или обложка книги “Снежная королева”).

Г. X. Андерсен “Снежная королева"

Ученица:

– Я появилась из маленького ячменного зернышка, который вырос в большой чудесный цветок. Я всего с дюйм ростом. У меня нежный и красивый голосок, которого еще никто никогда не слыхивал. Кто я?

(Дюймовочка.)

(Открывается картинка или обложка книги “Дюймовочка”.)

Г. X. Андерсен “Дюймовочка”

Ученица:

– Я попала в дом принца во время развиравшейся непогоды, но отдохнуть в этом доме мне так и не удалось, потому что постель была очень неудобной. Кто я?

(Принцесса на горошине)

(Открывается после того, как учащиеся отгадали героиню.)

Г. X. Андерсен “Принцесса на горошине”

(Открывается тема урока.)

(1805–1875)

  • Прочитать сказку.

  • Определить какие уроки она несет в себе.

  • На основе этой сказки составить свою.

– Сегодня мы обратимся к сказке Ганса Христиана Андерсена “Принцесса на горошине”.

Мы должны:

  • прочитать сказку;

  • определить какие уроки она несет в себе;

  • и на основе этой сказки попытаться составить свою.

Выразительное чтение сказки (учителем).

– Вы уже знаете, что сказка читается определенным образом. Что мы должны учесть, читая сказку?

(Существовали так называемые сказители, которые рассказывали сказки и для этого использовали определенную интонацию, сказовую.)

– А теперь вы внимательно послушаете сказку, и затем мы попробуем прочитать ее, соблюдая интонацию.

– Прочитайте сказку, соблюдая сказовую интонацию. (Чтение по частям – 3 чел.)

– Давайте посмотрим, сумел ли ... передать сказовую интонацию?

(Ответы учащихся.)

Самостоятельная работа:

– В сказке нам встретились слова, которые требуют объяснения. (Работа по карточкам).

– На ваших столах имеются карточки, прочитайте задание и самостоятельно впишите необходимые слова, используя материал сказки.

Вставь пропущенные слова.

Перевел сказку с _______________

языка на русский язык А. ________

__________ _______ мешок набитый

сеном и служащий матрасом.

_________________ мешок, набитый

пухом или перьями.

____________________ музей, собрание

редкостей, диковинных предметов.

Гагачий пух _____ пух птицы _______ .

Проверка.

– Проверяем. Итак, какие слова вы вписали?

Перевел сказку с датского языка на русский язык А. Ганзен.

Тюфяк – мешок набитый сеном и служащий матрасом.

Перина – мешок, набитый пухом или перьями.

Кунсткамера музей, собрание редкостей, диковинных предметов. (Это первый музей в России, основанный Петром 1, куда собирались редкие предметы.)

Гагачий пух пух птицы гаги.

– Какой урок мы должны вынести из этой сказки?

– Пока трудно ответить на этот вопрос, еще не разобрались, будем двигаться по порядку.

– Какой перед нами предстала принцесса? Зачитайте отрывок, описывающий ее.

(... За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и вытекали из–под каблуков.)

Автор дает нам только несколько предложений. Давайте дорисуем этот образ принцессы. (Она была совершенно одна, она была в простом платье, вся мокрая вода вытекали из-под каблуков.)

– Была ли она похожа на принцессу?

(Картинка принцессы у ворот: мокрая).

(Нет, не была).

– Что помогло определить, что принцесса настоящая?

(Горошина).

– Почему же ей так плохо спалось? (Она чувствовала эту горошину).

В чем заключается вымысел данной сказки?

(Мы понимаем, что невозможно почувствовать горошину под таким количеством тюфяков и перин, т. е. это сказочный способ определения настоящей принцессы).

– Так чем принцесса отличается от простой девушки?

(Принцесса очень нежное создание, ее все опекают, оберегают и поэтому она чувствительна, даже к тому, что находится под 12 тюфяками и 12 перинами.)

– Теперь вернемся к нашему вопросу, какой же урок мы должны вынести из этой сказки?

(1. Нельзя по внешнему виду определить сущность человека, стоя за воротами вся промокшая она мало походила на принцессу, но почувствовав горошину, доказала, что настоящая принцесса.

2. Нужно иметь верный способ узнать человека лучше. В сказке таким средством была горошина.)

Самостоятельная творческая работа:

– Придумайте еще несколько способов определить, настоящая ли перед вами принцесса или настоящий перед вами принц. Составьте свою современную сказку.

(1 вариант, например:

2 вариант, например:

Чтение самостоятельно придуманных сказок и оценивание их учащимися (4 сказки прочитать).

– Поднимите квадрат зеленого цвета, если вы оцениваете данную сказку, как удачную; поднимите квадрат синего цвета, если вы оцениваете данную сказку как интересную; и квадрат красного цвета, если эта сказка требует доработки.

Рефлексия:

– А теперь оцените свою работу. Поднимите соответствующий квадрат.

– Я вижу, что у вас получилось.

Домашнее задание:

  1.  Составьте книжку – малютку со сказкой о настоящем принце, какой он должен быть.

  2. Подготовьте выразительное чтение своей сказки.

Самооценка:

– Используя шкалу, оцените свою деятельность на уроке.

– ...(имя) как ты оцениваешь свою деятельность на сегодняшнем уроке?

– Вы согласны?

(Спросить 5 чел.)