Цель урока:
- познакомить учащихся с сообщающимися сосудами.
- сформулировать закон сообщающихся сосудов для однородных и неоднородных жидкостей.
- узнать, где на практике нашли применение сообщающиеся сосуды.
Вашему вниманию я предлагаю кроссворд (см. приложение №1), который мы решим коллективно.
Вопросы:
- Чем создаётся давление в газах?
- Физическая величина, измеряемая в паскалях.
- Учёный, открывший закон передачи давления жидкостями и газами.
- Как называется давление, оказываемое покоящейся жидкостью?
- Аппарат, для исследования морских глубин.
Прочитаем слово, которое у нас получилось в столбце по вертикали: "Удача".
Я вам всем желаю удачи в изучении нового материала, и чтобы каждый получил пять за активную работу на уроке!
Демонстрация кадра из диафильма: "Сообщающиеся сосуды"
- Ребята внимательно рассмотрите картинку.
Что изображено на ней? (после заслушивания ответов): на картинке изображены сосуды, которые имеют разную форму, но их объединяет то, что они имеют общее соединение, заполненное жидкостью.
Определение: Сосуды, соединенные между собой, называются сообщающимися
Приведите примеры сообщающихся сосудов: чайничек, лейка, кофейник и т.д.
ОПЫТ №1: Соединим два сосуда трубкой, зажав трубку в середине, нальем в один из сосудов воду. Теперь откроем зажим и проследим за протеканием воды из одного сосуда в другой, сообщающимся с первым.
Вода протекает из одного сосуда в другой. До каких пор? (пока поверхности воды в обоих сосудах не установятся на одном уровне).
Один из сосудов оставить закрепленным в штативе, а другой поднимать, опускать или наклонять в сторону, то все равно, как только движение воды прекратится, ее уровни в обоих сосудах окажутся одинаковыми.
Закон сообщающихся сосудов:
В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости находятся на одном уровне.
Доказательство:
ОПЫТ № 2: В одно колено сообщающегося сосуда нальем воду, а в другое нефть, мы видим, что уровни жидкостей в коленах разные. Почему?
Поскольку жидкости будут покоиться, то можно утверждать, что давления, создаваемые и правыми, и левыми столбами жидкостей (на уровне АВ) равны.
Смотрим рисунок:
Из полученного выражения мы видим, что чем > жидкости, тем < уровень этой жидкости в сообщающихся сосудах.
Вывод: В сообщающихся сосудах, содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей плотностью будет < высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
Высота столба отсчитывается от поверхности соприкосновения жидкостей друг с другом!
Физпауза! Встали, потянулись на носочках, глубоко вздохнули, глазами влево, вправо, вверх, вниз, вдаль, поработали пальчиками.
Закрепление: Сформулируйте закон сообщающихся сосудов:
- для однородной жидкости
- для неоднородной жидкости
Задание №1: (на доске)
Для всех трех случаев, изображенных на рисунке, сравните давление жидкости на кран слева и справа. Будет ли жидкость переливаться из одного сосуда в другой, если открыть кран?
Применение сообщающихся сосудов.
1. (по кадрам диафильма) Недалеко от Санкт-Петербурга находится Петергоф - ансамбль парков, дворцов и фонтанов. Фонтаны, а их более ста, уникальны в своем роде. Это единственный ансамбль, фонтаны которого работают без насосов и сложных водонапорных сооружений. Здесь используется принцип сообщающихся сосудов - разница в уровнях, на которых расположены фонтаны и пруды - хранилища.
ОПЫТ №3: демонстрация модели фонтана.
Самостоятельная работа с учебником. (7 мин.)
2. Откройте учебник на странице 100
- I ряд: задание №5 (по рис. 108 объяснить принцип действия водомерного стекла)
- II ряд: задание №6 (по рис. 109 объяснить принцип действия артезианского колодца)
- III ряд: задание №7 (по рис. 110, 111 объяснить принцип действия шлюза)
Проверка выполнения задания , рассказ учащихся по таблицам.
Вопрос классу:
Как с помощью сообщающихся сосудов, наполненных жидкостью, начертить на доске строго горизонтальную линию? Продемонстрируйте! Подумайте, где на практике вы можете столкнуться с такой проблемой?
(нанесение филенки: линии, отделяющей окраску панели от верхней части стены)
Закрепление: выполнение тестовых заданий по вариантам. (приложение №1).
Самопроверка, взаимопроверка.
Оценки:
- все задания - 5
- три задания - 4
- два задания - 3
- одно задание - 2
Подведение итогов.
Домашнее задание: параграф 39, прочитать, уметь отвечать на все вопросы на стр. 100. Выполнить действующую модель фонтана.