Цели урока:
- познакомить с новыми буквами и звуками;
- дать характеристику новых звуков;
- ввспомнить и познакомить со сказкой А.С. Пушкина;
- закрепить знания в составлении схем слов и предложений;
- умение видеть новую букву в словах, слышать новые звуки;
- совершенствовать навыки чтения.
Оборудование:
- Сказка А. С. Пушкина;
- Иллюстрации к сказке;
- Тексты на столах у детей;
- Мультфильм по сказке.
Ход урока
1. Организационный момент.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит … .
А.С. Пушкин
(На доске дуб. Под ним кот учёный)
У. – Кто знает, чьи это стихи?
Д. – А. С. Пушкина.
У. – Правильно, он написал много стихов и сказок для детей и взрослых. И сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по одной из этих сказок.
Посмотрите на эти иллюстрации.
(На доске: Три девицы, белка, бочка, лебедь, комар, тридцать три богатыря и др.)
У. – Из какой сказки эти герои, кто знает?
Д. – Сказка о Царе Салтане… (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь)
2. Новая тема.
Посмотрите, под нашими картинками появились надписи.
Давайте прочитаем, что здесь написано.
Белка, лебедь, кораблик, остров Буян, баба Бабариха, бочка.
У. – Скажите, какие согласные звуки повторяются в каждом из этих слов.
Д. – [ б, б’]
У. – Перед нами два слова: Баба, белка.
– Приготовьте свои коробочки со звуками, составляем на партах схемы слов. (Двое детей у доски.)
Проверьте. У ребят все верно.
– С каких звуков начинаются эти слова?
Д. – Звуки [б, б’]
У. – Какой буквой они обозначаются на письме?
Д. – Буквой б.
У. – Посмотрите вот эти буквы. Скажите, а почему их две?
Д. – Заглавная и прописная буква.
У. – Давайте ещё раз посмотрим на персонажи, прочитайте название тех, где слышится согласный твёрдый звук [ б} ?
Д.
– Бочка,
Кораблик,
Богатыри,
Баба,
Бабариха,
Буян.
У. – Теперь с мягким согласным звуком [ б’] ?
Д. – Лебедь,
Белка.
У. А какие слова начинаются с заглавной буквы? Почему?
Д. – Буян – название острова,
Бабариха – имя.
Давайте отправимся с царём Салтаном в гости к Гвидону.
“Но ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить. …”
У. – Поможем царю Салтану преодолеть препятствия и повидать сына и жену.
Отправимся на КОРАБЛИКЕ. В этом слове есть звук, который мы сегодня проходим, охарактеризуйте его?
Д. – [ б ] – согласный, твёрдый, звонкий.
Молодцы! Плывём дальше.
3. Физкультминутка.
“Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах”.
(Дети выполняют движения, произнося эти слова,)
4. Чтение слогов.
У. – Ой! Смотрите, бочка плывёт и задания несёт.
Надо буквы нам сложить,
Чтобы слоги получить.
Рисунок бочки с написанными на ней слогами: ба, бу, бо, бы, би, бе.
Прочитайте слоги.
– Где слышится твёрдый согласный звук [б] ?
– ба, бо, бу, бы.
– Где слышится мягкий согласный звук [б’] ?
– би, бе.
Читаем:
По порядку,
В разнобой,
Только с мягким согласным звуком,
Только с твёрдым согласным звуком.
У. – Составляем схему слова бочка. Какой здесь звук обозначает буква Б?
Д. – согласный, твёрдый, звонкий?
У. – Имеет ли этот звук пару по звонкости? Какую?
Д. – Звук [п] – согласный, глухой,
У. – Отгадайте ребус.
Рисунок бочки с зачёркнутой буквой Б, вместо её буква П.
Бочка, Почка.
5. Физкультминутка для глаз. Водим глазами по волнам.
(Рисунок на доске)6. Распознавание звуков [б, б’] .
Молодцы! Поплыли дальше. Злится баба Бабариха: “ Со следующим заданием вам точно не справиться!”
У. – Смотрите, рыбка плывёт. Составьте схему слова.
– Сколько слогов в этом слове?
Д. – Два.
У. – Какой ударный?
Д. – Первый.
У. – Какой фишкой вы обозначили звук [б] . Почему?
Д. – Синей. Твердый, согласный.
У. – А вот и Царевна Лебедь, для продолжения пути, составьте схему этого слова.
У. – Сколько слогов в слове?
Д. – Два.
У. – Какой ударный?
Д. – Первый.
У. – Какой фишкой обозначили звук [б’] ? Почему?
Д. – Зелёной, согласный, мягкий. После [б] стоит гласная буква е , которая обозначает мягкость предыдущего согласного.
У. – Мы убедились, что буква б обозначает твёрдый и мягкий согласный звук.
7. Физкультминутка.
“Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости, …”
(Дети выполняют движения, произносят стихи).
8. Работа с текстом.
Мы добрались до острова, но почему же печален князь? Лебедь и мы должны ему помочь. В чём же дело?
(Читают подготовленные ученики или учитель)
Князь Гвидон ей отвечает:
“Грусть – тоска меня съедает –
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел”.
……………………………………..
… И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
……………………………………
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор”.
У. – Прочитайте слова написанные на доске.
БУРЛИВО (бурное, вода бурлит, кипит)
НА БЕРЕГ
БЕГ
БОГАТЫРИ
ПОДБОР (подобрали по росту, по фигуре)
У. – Хорошо! Что же ответила лебедь князю.
“Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные”.
У. – Давайте прочитаем, что случилось дальше.
(Тексты у всех детей на парте, читают читающие дети)
“Князь пошёл, забыв про горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идёт
И ко граду их ведёт.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
Дядька князю говорит:
“Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежедневно
Вместе будем неприменно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли”.
У. – Найдите в тексте слова с буквой Б, прочитайте.
– Самые внимательные, найдите слова родственники?
Д. – В беге, сбегает, бежит. (Все слова родственники слова бег)
9.
У. – Но мы забыли о бабе Бабарихе. Она, посмотрите, что сделала. Рассыпала строчки сказки Пушкина и белочка попала в беду. Разрушился её домик, спутались скорлупки и ядра орехов. Помогите собрать текст из отрывков.
(На доске в нарушенном порядке текст)
“Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладёт,
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе:
Во саду ли, в огороде.”
У. – Прочитаем получившийся текст. Белочка рада, что вы ей помогли.
10. Работа с предложением.
У. А Гвидон опять печален. Он подслушал слова бабы Бабарихи.
“За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава,
Выступает, будто пава”.
У. – Давайте поможем князю найти царевну Лебедь. Составьте из данных слов предложение из сказки.
(На доске слова)
ПОД МЕСЯЦ КОСОЙ БЛЕСТИТ
Д. – Месяц под косой блестит.
У. – Сколько слов в предложении?
Д. – 4 слова.
У. – О чём говорится в предложении?
Д. – О месяце.
У. – Что месяц делает?
Д. – Блестит.
У. – Откройте тетради. Составьте схему этого предложения.
На доске ученик составляют схему предложения, дети проверяют.
У. – Посмотрите, а вот и царевна. Все довольны. Подходит к концу наше путешествие.
11. Итог урока.
Посмотрите ещё раз на эти персонажи, что нам встречались. Как вы думаете, почему именно они?
Д. – Потому что в этих словах встречается буква б.
У. – Какие звуки обозначает эта буква?
Д. – Согласные, звонкие, мягкие и твердые [б, б’].
У. – А, вы не забыли по тексту какой сказке мы путешествовали, кто её автор?
Д. – “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и прекрасной царевне Лебедь” А. С. Пушкин.
У. – А как вы думаете, чем закончилась эта сказка? Печальный или радостный будет у неё конец? Что будет с бабой Бабарихой, которая строила столько препятствий?
Ответы детей.
– Сейчас мы это узнаем. (Учитель включат заключительную часть мультфильма)
12. Домашнее задание.
Составить рассказ по картинке в азбуке. Выучить отрывок из сказки.