Концепция формирования социально успешной личности

Разделы: Администрирование школы


Проблемы современного воспитания

Духовно-нравственное становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства.
Изменения, происходящие в обществе в условиях экономического кризиса, отрицательно сказываются и на семье. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны – чрезмерная занятость родителей, неблагоприятные семейные отношения обусловливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия к ним, рост социального сиротства, влекут за собой асоциальное поведение подростков.
В условиях доступности информации, распространяемой через прессу, телевидение, радио, на подрастающее поколение обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей насилие, преступность, наркоманию, праздный образ жизни.
В этих условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс.
КГСОУ «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №8» стремиться реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного воспитания – развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала.

Социальный паспорт школы

КГСОУ «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №8» расположена в рабочем микрорайоне города Красноярска.
В школе обучаются учащиеся с проблемами в развитии (с нарушением психофизического и интеллектуального развития).
Ближайшее окружение школы: жилой комплекс, ЭВРЗ, общеобразовательные школы, Центр детского творчества, Центр дополнительного образования детей, Центр образования, Городской ДК, магазины, торговые павильоны, рынок «Славянский».
Близкое расположение торговых точек, где наблюдаются случаи продажи несовершеннолетним вино-водочных и табачных изделий, низкая культура жильцов близлежащих домов создают дополнительные проблемы и негативно влияют на процесс воспитания, так как способствуют закреплению вредных привычек, тормозят формирование социокультурного опыта и общей культуры учащихся.
Специфика учебного заведения, особенности отклонений в психофизическом развитии и негативный социально-семейный опыт учащихся не способствуют активной совместной деятельности с общеобразовательными школами и внешкольными учреждениями.
Тем не менее, школа установила сотрудничество с спорткомплексом «Сибиряк», где школьники бесплатно посещают занятия в бассейне; с Центром детского творчества и Центром дополнительного образования детей, что позволяет учащимся регулярно участвовать в конкурсах, выставках, посещать различные культурные мероприятия.

Основные принципы, определяющие концепцию

Современный облик школы во многом определяется педагогическими принципами, лежащими в основе воспитательного взаимодействия учащихся и педагогов. Гуманизация и демократизация отношений особенно отчетливо просматривается в системе управления учащимися. Формируется новая культура школы, основанная в вере в возможности ребенка, уважении к личности, чувстве защищенности, успешности, что способствует положительному отношению к себе, окружающему миру, овладению учащимися нормами и правилами взаимоотношений.
Изменилась и роль воспитателя, взявшего на себя обязанность социального родителя, изучающего новые способы и технологии взаимодействия, основанные на общепринятых принципах.

  • Гуманизации и демократизации образовательной среды (личностно-ориентированный подход обучения и воспитания, расширение прав и ответственности участников педагогического процесса, повышение уровня профессионализма).
  • Природосообразности (учет индивидуальных, возрастных и психофизических особенностей развития личности).
  • Педагогического оптимизма (ожидание лучших результатов, опора на положительные качества личности, педагогическая поддержка и сотрудничество).
  • Согласованности (принятие ребенка, как данности, признание за ним права на существование таким, каков он есть, уважение и признание ценности его личности).
  • Ориентации на ценностные отношения. Формирование отношения к социокультурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию).
  • Субъектности (развитие способностей ребенка осознать свое «Я» в связи с другими людьми и миром, осмысливать свои действия и последствия их для себя и окружающих).

Воспитание предполагает непрерывный процесс социального развития: от социальной адаптации (формирования навыков и умений) через социальную компетентность к социальной успешности. В процессе воспитания ребенок осваивает способы социально-ролевого поведения, что и способствует формированию развитой социально-активной личности, законопослушного гражданина с правовыми знаниями.

Развитие школы в условиях обновления общества

Основная задача воспитания в школе – социализация личности как процесс присвоения культурных норм на основе общепринятых социально и личностно значимых правил и освоения культурно-практического опыта, социально-бытовых знаний, умений и навыков.
Изменения в социально-экономической среде, связанные с преобразованиями макросоциума (государства и общества) и микросоциума (ближайшего окружения), делают необходимым освоение новых социальных норм, правил и ролей.
Социализация, как специфическая проблема специальной школы, вытекает из особенностей развития учащихся, для которых характерно:

  • влияние первичного дефекта (стойкость нарушений познавательной деятельности) на социализацию, выражающееся в некритичности, замедленном формировании устойчивых навыков поведения, стереотипии поведения и т.д.;
  • недоразвитие эмоционально-волевой сферы (слабость и недифференцированность эмоций, внушаемость, подражаемость, отсутствие способов саморегуляции поведения, неадекватная самооценка, отсутствие навыков и способов взаимодействия, использование неадекватных способов психологической защиты);
  • неблагополучная семейная среда с искаженными, асоциальными нормами и правилами взаимоотношений, опыт неуспешности в семье и школе.

Поэтому значительная часть детей с нарушением интеллекта при отсутствии специально организованного воспитания и обучения не могут самостоятельно освоить опыт социального сотрудничества, испытывает трудности в межличностном общении, следствием чего является пассивность, агрессивность, негативизм по отношению к окружающим.
Все это показатели «незрелости» личности, социальной несформированности, которые наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте, а потом и у взрослой личности в виде социальной некомпетентности.
Однако недостатки социализации учащихся школы можно смягчить или предупредить при условии организованного специально-коррекционного воспитания, направленного на освоение социально-культурного опыта и способствующего формированию детской субкультуры.

Система взаимодействия и управления коррекционно-воспитательным процессом

  • Коррекционная работа со службами школа (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог, психиатр, педиатр)
  • Работа с педагогическим коллективом:
  • повышение уровня специального образования (организация семинаров, тренингов, практикумов, мастер-классов);
  • выход на личностно-ориентированный подход в воспитании;
  • педагогическая поддержка как элемент компенсации (в отсутствии участия родителей воспитании ребенка – это не просто методика или технология, а определяющий фактор в изменении ситуации социального развития воспитанников).
  • Работа с детским ученическим коллективом:
  • сплочение школьного разновозрастного коллектива;
  • работа над организацией детских классных коллективов;
  • организация жизнедеятельности воспитанников в условиях открытой среды;
  • создание модели детского соуправления в школе;
  • введение системно-ролевой модели в формирование личности по сферам: «Я», «Семья», «Коллектив», «Общество».

Требования к участникам воспитательного процесса

Руководство воспитательным процессом осуществляется через овладение системой следующих функций.

  • Диагностика – изучение уровня воспитанности и воспитуемости учащихся, условий и среды развития.
  • Прогнозирование хода, развития личности и коллектива учащихся (выбор целей и задач).
  • Планирование организационного обеспечения воспитательного процесса.
  • Организация жизнедеятельности ученического коллектива.
  • Психологическое взаимодействие и поддержка воспитанников.
  • Контрольно-аналитическая (анализ качества воспитательной работы).
  • Координационно-коррекционная (согласование воспитательных условий всех участников воспитательного процесса).
  • Формирующая (умение формировать значимые качества, необходимые для выполнения системы социальных ролей).
  • Моделирование и проектирование коррекционно-воспитательного процесса.

Приоритеты развития школы

  • Гуманизация и демократизация образовательной среды, личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании.
  • Расширение и освоение образовательного пространства, разработка системы образовательных услуг в предшкольный и постинтернатный период развития детей.
  • Гибкость и вариативность образовательного процесса, ориентация на индивидуальное образование и индивидуально-дифференцированный подход в обучении и воспитании.
  • Комплексное сопровождение развития ребенка с учетом результатов диагностики, коррекции, профилактики, обучения и воспитания.

Наиболее существенным для гуманизации воспитания является переориентация целей школы с обучения на воспитание личности, повышенное педагогическое внимание к интересам детей, сочетаемое с их диагностикой, коррекцией и реабилитацией.

Цель концепции: создание комплекса условий, способствующих формированию социально-успешной личности, способной самореализоваться в современном обществе.

Задачи:

  • Организация социально-развивающего пространства (микро и макро социума).
  • Коррекция асоциального поведения и формирование социально-культурного опыта.
  • Сплочение разновозрастного коллектива школы через организацию совместной целенаправленной деятельности, соуправления и организации досуга.
  • Повышение педагогического мастерства участников воспитательного процесса.

Направления воспитательной работы с учащимися (воспитанниками)

  • Гражданско-правовое и нравственное воспитание.
  • Формирование социальной и жизненной компетентности через участие в различных видах деятельности (в рамках открытой образовательной среды).
  • Создание условий для личностного и профессионального самоопределения.

Формирование социально успешной личности

Основные условия для формирования социально успешной личности:

  • опора на сохранные функции ребенка, изучение личности (диагностика уровня воспитанности);
  • создание социально развивающей среды, моделирование ситуаций успеха;
  • педагогическая поддержка индивидуального развития, помощь в осознании целей, жизненных планов, эталонов, ценностей;
  • личный пример и социальная активность педагога, определение идеала для подражания;
  • закрепление ценностных ориентаций, идеалов и эталонов через освоение системы социальных ролей;
  • накопление социального опыта в различных видах деятельности; организация детского соуправления и разумного занимательного досуга;
  • закрепление успехов и достижений через демонстрацию и признание их общественно личностной значимости.

Средства формирования социально успешной личности:

  • изменение социальной ситуации развития воспитанников:
    • внедрение личностно-ориентированного и социально-ролевого подхода в воспитании и обучении учащихся;
    • формирование и сплочение общешкольного коллектива детей и взрослых;
    • обеспечение педагогической и психологической поддержки воспитанников в самореализации и самоопределении;
  • повышение социальной компетенции и социальной активности участников педагогического процесса:
    • организация совместной деятельности, соуправление, участие в общественно-значимых делах;
    • формирование и закрепление социокультурного опыта и здорового образа жизни;
  • расширение социально-развивающего пространства:
    • открытость культурно-образовательной среды, создание структуры дополнительного образования;
    • повышение общего уровня культуры школы (профессиональной, образовательной, внешней, культуры деятельности и общения).

Модель педагога

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании требует от педагога-воспитателя:

  • открытости взаимоотношений;
  • признания и принятия личности ребенка;
  • терпимости к недостаткам;
  • личной социальной активности;
  • постоянного совершенствования педагогического мастерства;
  • освоения новой технологии формирования социально-успешной личности.

Модель воспитанника-выпускника (основные качества личности)

  • способность к саморегуляции;
  • сформированность представлений о социальном устройстве жизни;
  • усвоение ценностей «Отечество», «Культура», «Творчество», «Самоактуализация», «Субъектность»;
  • знание основных положений Конституции РФ;
  • адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации в жизни