Методическая работа в школе

Разделы: Администрирование школы


Школа в наши дни переживает серьёзные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Методическая работа приобретает особое значение. В связи с этим в школе проведена реорганизация методической работы. Помимо методических объединений в структуру методической работы включены методические службы, организованные по приоритетным направлениям деятельности школы, определённым «Программой развития КГСОУ «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №8» до 2012 года.

  1. Доступность образования, его качество.
  2. Здоровье обучающихся (воспитанников).
  3. Безопасность всех участников образовательного процесса.
  4. Переход на государственно – общественную модель управления развитием образовательного учреждения, изменение форм и содержания кадровой политики.

Организовано пять методических служб:

  1. Коррекционно-развивающая служба.
  2. Служба мониторинга качества образования.
  3. Служба здоровья и здорового образа жизни.
  4. Служба трудового воспитания, профориентации и профподготовки.
  5. Служба досуговой занятости.

Создано нормативное обеспечение деятельности служб, разработан пакет документов:

  1. Приказ по учреждению об организации методических служб.
  2. Положение о деятельности методической службы.
  3. Должностная инструкция руководителя методической службы.
  4. Долгосрочное планирование работы методической службы.
  5. Краткосрочное планирование работы методической службы.

Деятельность коррекционно-развивающей службы направлена на содействие педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические требования для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и решает следующие задачи:

  • полноценное психическое и социальное развитие учащихся, сохранение их психологического здоровья на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к воспитанию;
  • осуществление индивидуального подхода к каждому учащемуся и в соответствии с этим  психолого-педагогического, медико-социального изучения на протяжении всего периода обучения;
  • коррекция и преодоление отклонений в интеллектуальном, психологическом, социальном и личностном развитии учащихся, разработка системы социальных, педагогических, психологических, логопедических мероприятий для создания психологически безопасной, развивающей образовательной среды и нейтрализации негативных влияний школьных факторов риска;
  • повышение социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса (специалистов и руководителей образовательного учреждения, учащихся, их родителей (законных представителей), позволяющей повысить адаптационные возможности обучающихся (воспитанников), обеспечить психологически грамотный подход к воспитанию и обучению со стороны педагогов и родителей и осуществить профилактику различного рода дидактогений, а также «профессионального выгорания» в педагогической среде, обеспечить экологичный подход к процессу обучения и воспитания.

Работа  коррекционно-развивающей службы осуществляется в следующих направлениях:

  • информационно-просветительское – активное внедрение и актуализация имеющихся психологических, логопедических, специальных знаний и социальной информации в среде педагогов и воспитателей;
  • психодиагностическое – контроль эффективности обучения, выявление нарушений интеллектуального, личностного и социального развития учащихся;
  •  психопрофилактическое – предупреждение возникновения неблагоприятных функциональных состояний у учащихся, педагогов, воспитателей и родителей;
  • психокоррекционное – коррекция отклонений в развитии личности и познавательной сферы учащихся;
  • консультативное – оказание оперативной социально-психологической помощи педагогам, учащимся и родителям;
  • профориентационное – активизация процесса формирования психологической и социальной готовности учащихся к профессиональному и социальному самоопределению;
  • теоретико-методическое – разработка методик ведения социальной и психологической работы;
  • просветительское – информирование родителей об особенностях интеллектуального развития детей, консультации специалистов, педагогов.
  • методическое – обучение родителей способам взаимодействия с детьми с нарушением интеллекта, способствующим его социализации в обществе; практические занятия с участием педагогов, родителей, ребенка; открытые занятия.
  • организационное – привлечение родителей к организации жизни детей в школе; создание попечительского совета родителей; организация совместных мероприятии;
  • диагностико-коррекционное –  изучение семейной микросреды и коррекция детско-родительских отношений; анкетирование родителей; наблюдение психолога, социального педагога; тестирование по заявкам родителей и по усмотрению специалистов, индивидуальные консультации.

Служба мониторинга качества образования осуществляет проблемный анализ состояния и оценку качества образовательного процесса, разрабатывает организационно-педагогические рекомендации по оптимизации образовательного процесса, подбирает методики оценки качества образования и обрабатывает полученные данные. По каждому из видов мониторинга формулируются выводы о тенденциях развития образовательного учреждения в вопросах обеспечения качества образования и причинах как положительной, так и отрицательной динамики в обучении, коррекции, воспитании учащихся школы.

Деятельность Службы досуговой занятости направлена на формирование творческой личности ребенка через различные виды деятельности в зависимости от творческого потенциала педагога, здоровья и способностей ребенка; возможность удовлетворить познавательные потребности учащихся, а также получить подготовку в интересующем виде деятельности; получение социально значимого опыта деятельности и взаимодействия, научиться самоутверждаться социально одобряемым способом; формирование межличностных коммуникаций, наличие положительного эмоционального отношения и интереса к совместной деятельности со взрослыми, а также с детьми разных возрастных категорий.

Работа Службы осуществляется по следующим основным направлениям:

  • художественно-эстетическое (развитие фантазии и художественного вкуса, раскрытие творческого потенциала ребенка);
  • социально-педагогическое (формирование положительного социального опыта, усвоение новых социальных ролей и установок, формирование лидерских качеств, приобретение навыков конструктивного общения);
  • эколого-биологическое (приобщение к исследованию живой природы, формирование ценностного отношения к природе и окружающему миру);
  • культурологическое (приобщение к культурным общечеловеческим ценностям, изучение культурных традиций своего народа и национальной культуры мира);
  • физкультурно-спортивное (формирование установки на здоровый жизненный стиль).

Деятельность Службы здоровья и здорового образа жизни включает:

  • Оздоровительную работу, предполагающую комплекс психогигиенических и коррекционных мероприятий, организацию двигательной активности.
  • Валеологическое образование, предполагающее:
    • обучение всех участников образовательного процесса методикам самооценки, самокоррекции и саморазвития индивидуальных резервных возможностей организма;
    • формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности;
    • обеспечение реализации потребности личности на повышение своей профессиональной квалификации.
  • Комплексную диагностику, обеспечивающую:
    • исследование состояния здоровья воспитанников образовательного учреждения, выделение «группы риска»;
    • создание банка данных диагностики;
    • определение соответствия образовательной среды (материально - техническое обеспечение образовательного процесса, характеристика педагогического коллектива, организация образовательного процесса), социума возрастным, половым, индивидуальным особенностям воспитанников, состоянию их здоровья и своевременное выявление факторов риска для их здоровья и развития.
  • Консультативную помощь всем участникам образовательного процесса по вопросам сохранения здоровья, применения средств и способов его укрепления.
  • Организационную деятельность по созданию условий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности участников образовательного процесса; по выбору форм деятельности Службы; по контролю за соблюдением правил охраны труда.

Служба трудового воспитания, профориентации и профподготовки нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания профессионально-трудового обучения и социально-бытовой ориентировки и на этой основе – на улучшение образовательного процесса в целом.

Основная цель Службы трудового воспитания, профориентации и профподготовки – организация трудового обучения, направленного на подготовку личности, обладающей социально значимыми качествами, определенными знаниями и мобильными профессиональными навыками, способную в современных экономических условиях успешно адаптироваться на производстве, в коллективе и повседневной жизни.

Свою деятельность Службы осуществляет в следующих направлениях:

  • организационно-структурная перестройка профессионально-трудового модуля;
  • реструктуризация и обновление содержания учебно-воспитательного процесса работы и повышение ее качества до уровня, соответствующего социально-экономическим условиям настоящего времени с учетом регионального компонента;
  • развитие профессиональной компетентности учителей профессионально-трудового обучения и СБО, повышение педагогической продуктивности.

Отсюда вытекают следующие задачи Службы.

  • Разработка и апробация учебных планов и программ обучения профессии учащихся, соответствующих реализации целей и задач школы.
  • Поиск новых технологий профессионального обучения учащихся, ориентированных на современные экономические условия.
  • Внедрение в образовательный процесс методик, направленных на индивидуальное продвижение, фиксацию параметров развития и обученности каждого ребенка.
  • Совершенствование процесса обучения на основе введения регионального компонента и практико-ориентированного подхода.
  • Установление связи общекоррекционной направленности обучения, учета индивидуальных и типологических особенностей обучаемых на основе целевой, энергетической и исполнительной стороне их трудовой деятельности с основами психофизиологии труда.
  • Изменение содержания и форм работы профцентра, главным направлением работы которого является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.

Критериями  оценки качества деятельности Службы считаются:

  • рост трудоустройства выпускников;
  • удовлетворенность всех субъектов учебно-производственного процесса качеством подготовки учащихся;
  • положительная динамика изменений интеллектуального, психического, нравственного состояния обучающегося (воспитанника).

С целью оказания выпускникам помощи в трудоустройства в соответствии с полученной профессией и квалификацией в школе работает профцентр, в задачи которого входят:

  • Профессиональная психодиагностика (изучение индивидуальных, трудовых возможностей и способностей, а также психофизических особенностей учащихся).
  • Сбор и анализ катамнестических сведений с целью отслеживания тенденций и прогнозирования перспектив трудоустройства выпускников.
  • Консультирование и информирование учащихся и их родителей по вопросам выбора профессии и трудоустройства.
  • Разработка системы постинтернатного консультирования, позволяющего облегчить социально-трудовую адаптацию учащихся.
  • Расширение системы договоров с коллективами учреждений, предприятий с целью повышения трудовой квалификации старшеклассников в условиях производств города.
  • Организация взаимодействия с работодателями и Службой занятости населения по подбору  рабочих мест для трудоустройства учащихся.
  • Оказание социально-правовой помощи учащимся, как в стенах школы, так и по ее окончании.

Оказываемая выпускникам помощь позволяет определить основные направления деятельности с точки зрения самореализации выпускников, решить проблему трудоустройства.