Особенностью курса математики в образовательной системе «Школа 2100…» является то, что наряду с развитием вычислительных навыков, навыков черчения и чистописания ученики эффективно продвигаются в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и т.д.), развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности.
Основной задачей курса математики – обучение младших школьников построению, исследованию и применению математических моделей. При этом внимание уделяется трём этапам формирования и изучения данных моделей:
- этапу построения математической модели некоторого фрагмента действительности;
- этапу построения математической теории, в которой описывается свойства построения модели;
- этапу приложения полученных результатов к реальному миру.
Формирование представлений о сущности математического познания начинается с первого класса. Это значит, что приоритет в обучении предмету отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а овладению основными методами математической деятельности, самостоятельному «открытию» нового младшими школьниками, т.е. деятельностному методу обучения.
Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.
Сопоставим традиционный метод обучения с деятельностным методом, который используется в курсе математики в УМК «Школа 2100..» (пунктирная линия выделяет этапы обучения, которые должны быть включены в урок введения нового понятия):
1. Объяснительно- иллюстративный метод
2. Деятельностный метод
При данном сопоставлении четка, видна особенность деятельностного метода, которая заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» математические понятия в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути.
Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
«Хочу, потому что могу».
- 1-2 минуты;
- У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
- самопроверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- 4-5 минут;
- Возникновение проблемной ситуации.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
- 4-5 мин;
- Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
- 7-8 мин;
- Способы: диалог, групповая или парная работа:
- Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
- 4-5 минут;
- Способы: фронтальная работа, работа в парах;
- Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
- 4-5 минут;
- Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
- Выполняется письменно;
- Методы: самоконтроль, самооценка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- 7-8 минут;
- Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
- Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- 2-3 минуты;
- Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем ещё надо поработать?
Приёмы создания проблемной ситуации
Тип |
Тип противоречия |
Приёмы создания проблемной ситуации |
С удивлением |
Между двумя (или более) положениями |
1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. |
|
Между житейским представлением учащихся и научным фактом |
3. Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». |
С затруднением |
Между необходимостью выполнить задание учителя |
4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще. |
Методы постановки учебной проблемы.
1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог:
- побуждение к созданию противоречия;
- побуждение к формулированию учебной проблемы.
2. Подводящий к теме диалог.
- Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
- Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».
3. Мотивирующие приёмы:
- яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.
- актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.
Методы решения учебной проблемы
1. Побуждающий к гипотезам диалог.
Структура |
Побуждение к выдвижению гипотез |
Побуждение к проверке гипотез |
|
устной |
практической |
||
Общее |
К любым гипотезам: |
- Согласны с этой гипотезой? Мыслью? Почему? |
К плану проверки: |
Подсказка |
Решающей гипотезы (учителем приводится довод за или против гипотезы). |
Учитель сам сообщает аргумент или контраргумент. |
Плана проверки. |
Сообщение |
Решающей гипотезы |
Учитель сообщает аргумент или контраргумент. |
Плана проверки. |
2. Подводящий к открытию знания диалог.
Рассмотрим пример фрагмента урока математике в 1 классе, на котором реализуется деятельностный метод обучения.
Тема: Правило проверки решения уравнения.
Цели урока:
- научить выполнять проверку решения уравнений;
- закрепить навык определения целого и части, умение решать уравнения всех изученных типов, работать над самостоятельным комментированием, навыки решения текстовых задач, быстрого и стабильного счёта в пределах 9;
- развивать речь, логическое мышление, память, внимание, математические способности.
На этапе актуализации знаний в ходе успешного выполнения задания на установления взаимосвязи между частью и целым, решением нескольких уравнений, учащимся задаётся проблемный вопрос, ответ на который с ходу невозможен (используется мотивирующий приём постановки учебной проблемы – «актуальность»).
- За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение:
2 + х = 6 |
|
|
2 + х = 6 |
|
|
2 + х = 6 |
х = 6 + 2 |
|
|
х = 6 – 2 |
|
|
х = 6 - 2 |
х = 8 |
|
|
х = 4 |
|
|
х = 3 |
- Почему сразу не можем ответить?
- Назовите тему урока.
На этапе «Открытия нового знания» учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога. Дети высказывают следующие гипотезы:
- проверить правильность, определяя части, целое;
- проверка вычисления;
- догадка – подставить число вместо х.
Далее в процессе фронтальной работы составляется алгоритм проверки:
Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.
Литература
- Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. - Волгоград: Учитель, 2008.-118 с.
- Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М.: УМЦ «Школа 2100…», 2002. – с.55-75.
- Петерсон Л.Г., Математика, 1-й класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей. – М., ООО «Баласс», ООО «С-инфо», 1996. – с.3-7
- Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.- Вып.3.-М.: Баласс, 1999. – с. 85-93