Деятельностный метод обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Особенностью курса математики в образовательной системе «Школа 2100…» является то, что наряду с развитием вычислительных навыков, навыков черчения и чистописания ученики эффективно продвигаются в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и т.д.), развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности.

Основной задачей курса математики – обучение младших школьников построению, исследованию и применению математических моделей. При этом внимание уделяется трём этапам формирования и изучения данных моделей:

  1. этапу построения математической модели некоторого фрагмента действительности;
  2. этапу построения математической теории, в которой описывается свойства построения модели;
  3. этапу приложения полученных результатов к реальному миру.

Формирование представлений о сущности математического познания начинается с первого класса. Это значит, что приоритет в обучении предмету отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а овладению основными методами математической деятельности, самостоятельному «открытию» нового младшими школьниками, т.е. деятельностному методу обучения.

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.

Сопоставим традиционный метод обучения с деятельностным методом, который используется в курсе математики в УМК «Школа 2100..» (пунктирная линия выделяет этапы обучения, которые должны быть включены в урок введения нового понятия):

1. Объяснительно- иллюстративный метод

2. Деятельностный метод

При данном сопоставлении четка, видна особенность деятельностного метода, которая заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» математические понятия в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути.

Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

«Хочу, потому что могу».

  • 1-2 минуты;
  • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
  • самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  • 4-5 минут;
  • Возникновение проблемной ситуации.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

  • 4-5 мин;
  • Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

  • 7-8 мин;
  • Способы: диалог, групповая или парная работа:
  • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

  • 4-5 минут;
  • Способы: фронтальная работа, работа в парах;
  • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

  • 4-5 минут;
  • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
  • Выполняется письменно;
  • Методы: самоконтроль, самооценка.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

  • 7-8 минут;
  • Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
  • Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  • 2-3 минуты;
  • Вопросы:
    • Какую задачу ставили?
    • Удалось решить поставленную задачу?
    • Каким способом?
    • Какие получили результаты?
    • Что нужно сделать ещё?
    • Где можно применить новые знания?
    • Что на уроке у вас хорошо получалось?
    • Над чем ещё надо поработать?

Приёмы создания проблемной ситуации

Тип
проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) положениями

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

 

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

3. Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

С затруднением

Между необходимостью выполнить задание учителя

4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Методы постановки учебной проблемы.

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

  • побуждение к созданию противоречия;
  • побуждение к формулированию учебной проблемы.

2. Подводящий к теме диалог.

  • Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
  • Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

3. Мотивирующие приёмы:

  • яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.
  • актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Методы решения учебной проблемы

1. Побуждающий к гипотезам диалог.

Структура

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее
побуждение

К любым гипотезам:
- Какие есть гипотезы? Догадки? Предположения?

- Согласны с этой гипотезой? Мыслью? Почему?

К плану проверки:
- как можно проверить гипотезу?

Подсказка

Решающей гипотезы (учителем приводится довод за или против гипотезы).

Учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.

Плана проверки.

Сообщение

Решающей гипотезы

Учитель сообщает аргумент или контраргумент.

Плана проверки.

2. Подводящий к открытию знания диалог.

Рассмотрим пример фрагмента урока математике в 1 классе, на котором реализуется деятельностный метод обучения.

Тема: Правило проверки решения уравнения.

Цели урока:

  • научить выполнять проверку решения уравнений;
  • закрепить навык определения целого и части, умение решать уравнения всех изученных типов, работать над самостоятельным комментированием, навыки решения текстовых задач, быстрого и стабильного счёта в пределах 9;
  • развивать речь, логическое мышление, память, внимание, математические способности.

На этапе актуализации знаний в ходе успешного выполнения задания на установления взаимосвязи между частью и целым, решением нескольких уравнений, учащимся задаётся проблемный вопрос, ответ на который с ходу невозможен (используется мотивирующий приём постановки учебной проблемы – «актуальность»).

- За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение:

2 + х = 6

 

 

2 + х = 6

 

 

2 + х = 6

х = 6 + 2

 

 

х = 6 – 2

 

 

х = 6 - 2

х = 8

 

 

х = 4

 

 

х = 3

- Почему сразу не можем ответить?

- Назовите тему урока.

На этапе «Открытия нового знания» учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога. Дети высказывают следующие гипотезы:

  • проверить правильность, определяя части, целое;
  • проверка вычисления;
  • догадка – подставить число вместо х.

Далее в процессе фронтальной работы составляется алгоритм проверки:

Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

Литература

  1. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. - Волгоград: Учитель, 2008.-118 с.
  2. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М.: УМЦ «Школа 2100…», 2002. – с.55-75.
  3. Петерсон Л.Г., Математика, 1-й класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей. – М., ООО «Баласс», ООО «С-инфо», 1996. – с.3-7
  4. Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.- Вып.3.-М.: Баласс, 1999. – с. 85-93