Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов, изучающих математику на профильном уровне, и рассчитана на 132 часа (66 часов в 10 классе, 66 часов в 11 классе).
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Математика практически единственный учебный предмет, в котором задачи используются и как цель, и как средство обучения, а иногда и как предмет изучения. Ограниченность учителя временными рамками урока и временем изучения темы, нацеленность учителя и учащихся на достижение ближайших целей (успешно написать самостоятельную или контрольную работу, сдать зачет) – все это никак не способствует решению на уроке задач творческого характера, нестандартных задач, задач повышенного уровня сложности, задач, при решении которых необходимы знания разделов математики, выходящих за пределы школьного курса.
Предлагаемая программа элективного курса позволяет повторить и систематизировать знания обучающихся по решению различных задач, а так же уделить внимание решению нестандартных заданий, заданий повышенного уровня сложности. Кроме этого предлагаются к рассмотрению некоторые вопросы курса математики, выходящие за рамки школьной программы, такие как рациональные и иррациональные задачи с параметрами. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы и систематизировать знания учащихся в решении задач по основным разделам математики и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена в форме ЕГЭ.
Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
- обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач;
- формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
- развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
- формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
- формирование навыка работы с научной литературой, различными источниками;
- развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
В организации процесса обучения в рамках рассматриваемого курса используются две взаимодополняющие формы: урочная форма и внеурочная форма, в которой учащиеся дома выполняют практические задания для самостоятельного решения.
Виды деятельности на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум, консультация, работа с компьютером.
Предполагаемые результаты.
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Учебно-тематический план
№ п/п |
ТЕМА |
Количество часов |
Форма контроля |
||
всего |
теория |
практ |
|||
10 класс |
|||||
1. |
Преобразование числовых и алгебраических выражений |
10 |
2 |
8 |
|
1.1 |
Арифметические действия |
2 |
0,5 |
1,5 |
Тестирование |
1.2 |
Алгебраические дроби |
3 |
0,5 |
2,5 |
|
1.3 |
Действия со степенями и |
4 |
1 |
3 |
|
1.4 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
2. |
Прогрессии |
12 |
3 |
9 |
|
2.1 |
Арифметическая прогрессия |
3 |
1 |
2 |
Зачёт |
2.2 |
Геометрическая прогрессия |
3 |
1 |
2 |
|
2.3 |
Смешанные задачи на прогрессии |
4 |
1 |
3 |
|
2.4 |
Зачёт |
2 |
|
2 |
|
3. |
Текстовые задачи |
14 |
4 |
10 |
Практикум |
3.1 |
Задачи на движение |
3 |
1 |
2 |
|
3.2 |
Задачи на совместную работу |
3 |
1 |
2 |
|
3.3 |
Задачи на проценты |
3 |
1 |
2 |
|
3.4 |
Задачи на смеси и сплавы |
3 |
1 |
2 |
|
3.5 |
Практикум |
2 |
|
2 |
|
4. |
Тригонометрия |
18 |
5 |
13 |
|
4.1. |
Основные понятия |
1 |
0,5 |
0,5 |
Тестирование |
4.2. |
Основные тригонометрические формулы |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
4.3. |
Тригонометрические функции и их свойства |
2 |
1 |
1 |
|
4.4. |
Свойства обратных тригонометрических функций |
4 |
1 |
3 |
|
4.5. |
Тригонометрические уравнения |
4 |
1 |
3 |
|
4.6. |
Тригонометрические неравенства |
4 |
1 |
3 |
|
4.7. |
Итоговое занятие |
2 |
|
2 |
|
5. |
Применение производной к решению задач |
12 |
2 |
10 |
Домашний |
5.1 |
Геометрический смысл производной |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.2 |
Физический смысл производной |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.3 |
Задачи на оптимизацию |
8 |
1 |
7 |
|
|
Итого |
66 |
16 |
50 |
|
11 класс |
|||||
6. |
Основные вопросы планиметрии |
14 |
2 |
12 |
|
6.1 |
Метрические соотношения между элементами треугольника |
4 |
0,5 |
3,5 |
Практикум |
6.2 |
Четырёхугольники |
4 |
0,5 |
3,5 |
|
6.3 |
Окружность и круг |
4 |
1 |
3 |
|
6.4 |
Практикум |
2 |
|
2 |
|
7. |
Основные вопросы стереометрии |
18 |
4 |
14 |
|
7.1 |
Прямые и плоскости в пространстве:
|
4 |
1 |
3 |
|
7.2 |
Многогранники:
|
4 |
1 |
3 |
Домашний практикум |
7.3 |
Тела вращения |
4 |
1 |
3 |
|
7.4 |
Некоторые приёмы вычисления отношений и расстояний в стереометрии |
4 |
1 |
3 |
|
7.5 |
Итоговое повторение |
2 |
|
2 |
|
8. |
Уравнения и неравенства, системы уравнений и неравенств |
34 |
6 |
28 |
|
8.1 |
Рациональные уравнения и неравенства |
6 |
2 |
4 |
Тестирование |
8.2 |
Иррациональные уравнения и неравенства |
7 |
1 |
6 |
|
8.3 |
Показательные уравнения и неравенства |
6 |
1 |
5 |
|
8.4 |
Логарифмические уравнения и неравенства |
6 |
1 |
5 |
|
8.5 |
Системы уравнений и неравенств |
7 |
1 |
6 |
|
8.6 |
Итоговое повторение |
2 |
|
2 |
|
|
Итого |
66 |
12 |
54 |
|
Содержание курса и методические рекомендации
Преобразование числовых и алгебраических выражений (10 часов)
Арифметические действия. Проценты. Степени и радикалы. Действия со степенями и радикалами. Многочлены. Алгебраические дроби.
Методические рекомендации. При решении почти любой школьной задачи приходиться делать те или иные преобразования. Примеры на преобразование числовых и алгебраических выражений важны как средство развития техники преобразований, культуры вычислений. Необходимо повторить и систематизировать основные приёмы и методы преобразований: операции с многочленами и дробями, формулы сокращённого умножения, действия со степенями и радикалами, умножение на сопряжённое выражение, замена переменных и т.д.
Прогрессии (12 часов)
Понятие числовой последовательности. Решение задач на нахождение n- го члена арифметической и геометрической прогрессий при различных условиях. Нахождение суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий при различных условиях. Смешанные задачи.
Методические рекомендации. Изучение этой темы предполагает систематизацию полученных знаний по теме и углубление школьного курса.
Учителю следует обращать внимание старшеклассников на выбор наиболее рационального способа при решении задач на прогрессии. После знакомства с алгоритмами выполнения заданий, предлагаются образцы решения, навыки вырабатываются в ходе групповой, парной и индивидуальной работы.
В ходе решения комбинированных заданий систематизируются знания и умения учащихся по данной программе за 9 класс. Уровень и качество знаний проверяется в ходе выполнения зачетной работы.
Текстовые задачи (14 часов)
Задачи на сложные проценты, сплавы, смеси, задачи на части и на разбавление. Решение задач на равномерное движение по прямой, движение по окружности с постоянной скоростью, равноускоренное (равнозамедленное) движение. Задачи на конкретную и абстрактную работу.
Задачи с ограничениями на неизвестные нестандартного вида.
Методические рекомендации. В содержание этой темы включены задачи, правильное решение которых не влияет на школьную отметку, но учитывается при выставлении тестового балла. Уровень сложности рассматриваемых задач соответствует степени трудности заданий, предлагаемых на ЕГЭ. Учителю следует знакомить с различными способами решения таких задач, выделяя наиболее рациональные. Теоретический материал дается в виде лекции, основное внимание уделяется отработке практических навыков. Обращается внимание на то, что использование этого материала значительно экономит время при решении подобных заданий на экзамене.
Тригонометрия (18 часов)
Тригонометрические функции, их свойства и графики. Преобразование тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений. Решение систем тригонометрических уравнений. Комбинированные задачи.
Методические рекомендации. Изучение этой темы предполагает систематизацию полученных знаний по теме и углубление школьного курса. Систематизируются способы решения тригонометрических уравнений и систем тригонометрических уравнений. Особое внимание уделяется преобразованиям выражений, решению уравнений, систем уравнений и комбинированным заданиям, которые предлагаются на итоговой аттестации учащихся и на вступительных экзаменах в ВУЗы.
Материал излагается в форме беседы с учащимися при повторении, в форме лекции при рассмотрении сложных тригонометрических уравнений. При решении уравнений используются коллективная, групповая и индивидуальная формы работ с учащимися. Качество усвоения темы проверяется выполнением самостоятельной работы в тестовой форме на последнем занятии (предполагается использование электронных средств обучения.
Применение производной к решению задач (12 часов)
Применение физического и геометрического смысла производной к решению прикладных задач. Касательная. Нормаль. Монотонность. Экстремум. Наибольшее и наименьшее значение функции. Задачи на оптимизацию.
Методические рекомендации. Материал излагается при рассмотрении конкретных задач на оптимизацию с привлечением учащихся, при этом выделяются основные методы и приемы их решения. Учитывая сложность таких заданий, на этих занятиях преобладают фронтальные и групповые формы работы. Так как на решение заданий на применение производной требуется время, то качество ее усвоения проверяется при выполнении домашней самостоятельной работы.
Основные вопросы планиметрии (14 часов)
Теоремы синусов и косинусов. Свойства биссектрисы угла треугольника. Площади треугольника, параллелограмма, трапеции, правильного многоугольника. Величина угла между хордой и касательной. Величина угла с вершиной внутри и вне круга. Окружности, вписанные в треугольники и описанные вокруг треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиус вписанной окружности.
Методические рекомендации. Планиметрические задачи вызывают наибольшие затруднения у школьников, поэтому включение этой темы в программу элективного курса имеет большое значение. Теоретический материал в начале каждого занятия повторяется в ходе фронтальной работы по готовым чертежам. Необходимо отработать такие вопросы, как равенство радиусов одной окружности, перпендикулярность касательной и радиуса, проведенного в точку касания, взаимосвязь между касательной и секущей, свойства отрезков пересекающихся хорд. Основное внимание уделять решению комбинированных задач. Планиметрические задачи вызывают большие затруднения у старшеклассников. Поэтому сначала с учащимися фронтально разбирается условие задачи, выполняется эскиз рисунка, в группах обсуждается и подробно записывается план решения задачи, затем учащимся предлагается самостоятельно закончить решение задачи.
Основные вопросы стереометрии (18 часов)
Прямые и плоскости в пространстве:
- угол между прямой и плоскостью
- угол между плоскостями
- расстояние между прямыми и плоскостями
- угол и расстояние между скрещивающимися прямыми Многогранники. Сечения многогранников. Тела вращения. Комбинации тел. Некоторые приёмы вычисления отношений и расстояний в стереометрии
Цели: систематизация и применение знаний и способов действий учащихся по школьному курсу стереометрии.
Методические рекомендации. При решении стереометрических задач необходимо обобщить имеющиеся у учащихся знания о многогранниках и телах вращения. Теоретический материал (используемые свойства тел и формулы) кратко повторяется на первом уроке в ходе решения базовых задач по готовым чертежам. Особое внимание следует уделить умениям учащихся правильно выполнять чертёж согласно условию задачи, а также «узнать» на пространственном чертеже плоские фигуры с тем, чтобы свести решение задачи к пошаговому применению свойств плоских фигур. В качестве домашнего задания на последнем занятии предлагается решить ряд разноуровневых геометрических задач.
Уравнения и неравенства, системы уравнений и неравенств (34 часа)
Обобщенная теорема Виета. Преобразование рациональных выражений. Квадратные уравнения при особых условиях. Уравнения, содержащие взаимно обратные выражения. Уравнения высших степеней. Системы нелинейных уравнений. Нелинейные неравенства. Решение иррациональных уравнений и неравенств. Свойства показательной и логарифмической функций и их применение. Решение показательных и логарифмических уравнений. Решение показательных и логарифмических неравенств. Комбинированные задачи.
Методические рекомендации. Так как эта тема недавно бала изучена в школьном курсе, то на этих занятиях следует уделить внимание решению более сложных, нестандартных заданий. Учителю следует обратить внимание на использование монотонности функций при решении уравнений и неравенств. Показать возможность использования нестандартной замены при решении показательных и логарифмических уравнений. Использование экстремальных свойств рассматриваемых функций, оценки. Учителю на конкретных примерах необходимо показать рациональность использования метода интервалов для решения показательных и логарифмических неравенств. Рассмотреть решение логарифмических и показательных уравнений с переменным основанием. Нестандартные по формулировке задачи, связанные с уравнениями или неравенствами. Сложная экспонента и логарифм с переменным основанием. На последнем занятии проводится практикум по изученной теме в форме тестирования.
Методическое обеспечение
В процессе изучения материала используются как традиционные формы обучения, так и самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалом.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности. Основные формы проведения занятий: беседа, дискуссия, консультация, практическое занятие, защита проекта. Особое значение отводится самостоятельной работе учащихся, при которой учитель на разных этапах изучения темы выступает в разных ролях, чётко контролируя и направляя работу учащихся.
Предполагаются следующие формы организации обучения: индивидуальная, групповая, коллективная, взаимное обучение, самообучение.
Средства обучения: дидактические материалы, творческие задания для самостоятельной работы, мультимедийные средства, справочная литература.
Технологии обучения: информационные, проектные, исследовательские. Занятия носят проблемный характер. Предполагаются ответы на вопросы в процессе дискуссии, поиск информации по смежным областям знаний.
Контроль результативности изучения учащимися программы
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: самостоятельная работа, практикумы, тестирование.
Основные формы итогового контроля:
Практикумы по темам «Основные вопросы планиметрии», «Текстовые задачи»; зачёт по теме «Прогрессии»; тестирование по темам «Преобразование числовых и алгебраических выражений», «Тригонометрия», «Уравнения и неравенства, системы уравнений и неравенств»; домашний практикум по темам «Применение производной к решению прикладных задач», «Основные вопросы стереометрии».
Возможные критерии оценивания:
- 1 балл (базовый уровень). Учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
- 2 балла (прикладной уровень). Учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может написать реферат на заданную тему.
- 3 балла (творческий уровень). Учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может разработать проект, выполнить творческое задание, публично презентовать свою работу показателем эффективности следует считать повышающийся интерес к математике, творческую активность и результативность учащихся
Литература для учителя:
- Единый государственный экзамен: Математика: 2004-2005.Контр. измерит. матер./ Л.О.Денищева, Г.К.Безрукова, Е.М. Бойченко и др.; под. Ред. Г.С.Ковалевой - . М-во образования и науки РФ. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.: Просвещение, 2005.
- А.П.Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. Разноуровневые дидактические материалы. – М.: Илекса, 2002г.
- А.Г. Клово и др. «Пособие для подготовки к ЕГЭ по математике», Москва, Центр тестирования, 2005, 2006 г.
- Ф.Ф. Лысенко «Математика. ЕГЭ 2006. Учебно-тренировочные тесты». Ростов-на-Дону, 2006г.
- Лысенко Ф.Ф., Калашников В.Ю., Неймарк А.Б., Давыдов Б.Е. Математика. Подготовка к ЕГЭ, подготовка к вступительным экзаменам.- Ростов-на-дону: Сфинск. 2004
- Л.Д.Лаппо, М.А. Попов. Математика для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию: Учебно-методическое пособие. – М.: издательство «Экзамен», 2004г.
- Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике. Учебное пособие для студентов физико-математических факультетов педагогических институтов и учителей. 2-е изд. дораб. М.: Просвещение, 1991 г.
- Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учеб. пособие для 10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
- Г.Я. Ястребеницкий «Задачи с параметрами», М.:Просвещение,1986г.
- Журнал «Математика в школе», рубрика «Готовимся к ЕГЭ».
- Электронный учебник. Сдаем Единый экзамен 2004. Серия «1С: Репетитор.» Центр тестирования.
Литература для учащихся:
- Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы. Под редакцией М.И. Сканави, 9-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и образование, 2001г.
- А.Г. Клово. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену по математике, М.: Федеральный центр тестирования, 2005г.
- Л.О. Денищева, Е.М. Бойченко, Ю.А. Глазков и др. Единый государственный экзамен: Математика: Контрольные измерительные материалы. М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2003г.
- В.С. Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1993г.
- Современный учебно-методический комплекс. Алгебра 10-11. Версия для школьника. Просвещение –МЕДИА.(все задачи школьной математики).