Инновационные формы духовно-нравственного воспитания учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


На ведущие позиции национальной доктрины образования выдвигается сохранение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Преемственность поколений в сфере образования означает сохранение основных доминант отечественной культурно-педагогической традиции - нравственного и духовного развития личности ребенка.

Именно поэтому базовым условием реализации воспитательных задач в гимназии является создание единого пространства духовно-нравственного развития личности, включающего в себя парадигму духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях реформирования современной российской школы, а также необходимые педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств целостной гармонично развитой личности.

Для комплексного решения задач гимназического воспитания создана система духовно-нравственного воспитания, которая предполагает:

  • комплекс педагогических условий (активизация познавательных мотивов учащихся к восприятию и изучению традиций духовной культуры;
  • обогащение содержания воспитания образцами духовной культуры;
  • создание формирующей духовно-нравственной среды, ориентирующей ученика на духовно-нравственное самовоспитание и организацию жизнедеятельности;
  • обеспечение эффективности и повышение качества духовно-нравственного воспитания учащихся гимназии на основе приобщения к русским культурным и христианским традициям.

Духовность - ядро воспитания, вокруг которого группируется система воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный, коммуникативный, физический и художественный.

Воспитывающая деятельность строится по трем концентрам, определяемым степенью близости решаемых задач:

  • близкие: духовно-нравственное образование, включающее беседы, чтение литературы, просмотр видеофильмов, экскурсии, прослушивание духовной музыки и поэзии;
  • средние: формирование годового круга традиционных дел: праздников, тематических недель, благотворительных мероприятий;
  • далекие: осмысление целей и смысла своей жизни, усвоение духовных ценностей.

Воспитывающая деятельность в системе духовно-нравственного воспитания осуществляется в гимназии последующим направлениям:

Духовно-нравственное образование через реализацию программ "Урал. Человек. Истоки", "Духовная культура Урала", "Нравственные основы семейной жизни" в рамках деятельности временного научно-исследовательского коллектива ИРРО для разработки и апробации программного и научно-методического комплекса "Духовная культура Урала".

Создание Центра возрождения и воссоздания духовности в гимназии через реализацию предметных циклов, спецкурсов и внеклассную работу.

Предметные  циклы  включают:

  • уроки русской словесности (цель: формирование ученика как субъекта возрождения духовной культуры)
  • уроки истории (воспитание гражданина, знающего свои корни и связанного с ними, любящего Родину, свой народ)
  • уроки естественно-научного цикла (познание мира и своего места в нем)
  • уроки музыки, ИЗО, МХК, хореографии (погружение в мир культуры, познание красоты, воспитание чувства прекрасного)
  • уроки физической культуры (формирование здорового образа жизни)
  • уроки технологии (воспитание хозяйки домашнего очага, хозяина дома).

Участие в научно-исследовательской работе по генеалогии и истории семьи и включение в работу научно-практической конференции "Семья - прошлое, настоящее и будущее".

Концептуальное культурно-просветительское мероприятие: Пушкинский лицейский бал.

Патриотическое воспитание: Календарь Дней Российской славы, празднование дней российской письменности и культуры, тематические классные часы, школьные вечера, предметные декады, конкурсы знатоков русского слова, истории, традиций.

Традиционные русские праздники: Русские православные праздники, русские игры, русская кухня, посиделки. Проведение праздников по народному календарю, которые постепенно возвращаются в дома наших учеников   ("Рождественские посиделки", "Святки", "Масленица" и др.). Дети знакомятся с фольклором, обычаями и традициями своего народа.

Работа с семьей: Создание "школы для души и сердца" не только для детей, но и для родителей. Для этого освоены новые формы работы с родителями: открыта "Школа для родителей", где практикуется посещение любых уроков, совместные праздники, письма родителям, общение по телефону и в режиме "online", индивидуальные консультации, родительские семинары, нестандартные родительские собрания (конференции пап, задушевные разговоры с бабушками и дедушками).

Этика малых дел, направленных на помощь конкретным людям, благотворительность.

Система классных часов, направленных на этическое и нравственное воспитание.

Экскурсионно-паломническая деятельность.

Результатами воспитывающей деятельности в рамках системы духовно-нравственного воспитания являются:

  • повышение эрудиции и интеллектуальное развитие;
  • осмысление отечественной истории и современных проблем России, исходя из самобытности ее духовного исторического пути;
  • изменение духовно-нравственных ценностей воспитанников;
  • проявление ответственности, инициативности, милосердия в поступках учащихся;
  • формирование здорового эмоционально-психологического климата в коллективе;
  • эстетическое воспитание, развитие художественного вкуса и способности к творчеству через ознакомление с высокими образцами духовной культуры;
  • социальная адаптация, подготовка учащихся к встрече с различными проявлениями религиозности в окружающей действительности.