На ведущие позиции национальной доктрины образования выдвигается сохранение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Преемственность поколений в сфере образования означает сохранение основных доминант отечественной культурно-педагогической традиции - нравственного и духовного развития личности ребенка.
Именно поэтому базовым условием реализации воспитательных задач в гимназии является создание единого пространства духовно-нравственного развития личности, включающего в себя парадигму духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях реформирования современной российской школы, а также необходимые педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств целостной гармонично развитой личности.
Для комплексного решения задач гимназического воспитания создана система духовно-нравственного воспитания, которая предполагает:
- комплекс педагогических условий (активизация познавательных мотивов учащихся к восприятию и изучению традиций духовной культуры;
- обогащение содержания воспитания образцами духовной культуры;
- создание формирующей духовно-нравственной среды, ориентирующей ученика на духовно-нравственное самовоспитание и организацию жизнедеятельности;
- обеспечение эффективности и повышение качества духовно-нравственного воспитания учащихся гимназии на основе приобщения к русским культурным и христианским традициям.
Духовность - ядро воспитания, вокруг которого группируется система воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный, коммуникативный, физический и художественный.
Воспитывающая деятельность строится по трем концентрам, определяемым степенью близости решаемых задач:
- близкие: духовно-нравственное образование, включающее беседы, чтение литературы, просмотр видеофильмов, экскурсии, прослушивание духовной музыки и поэзии;
- средние: формирование годового круга традиционных дел: праздников, тематических недель, благотворительных мероприятий;
- далекие: осмысление целей и смысла своей жизни, усвоение духовных ценностей.
Духовно-нравственное образование через реализацию программ "Урал. Человек. Истоки", "Духовная культура Урала", "Нравственные основы семейной жизни" в рамках деятельности временного научно-исследовательского коллектива ИРРО для разработки и апробации программного и научно-методического комплекса "Духовная культура Урала".
Создание Центра возрождения и воссоздания духовности в гимназии через реализацию предметных циклов, спецкурсов и внеклассную работу.
Предметные циклы включают:
- уроки русской словесности (цель: формирование ученика как субъекта возрождения духовной культуры)
- уроки истории (воспитание гражданина, знающего свои корни и связанного с ними, любящего Родину, свой народ)
- уроки естественно-научного цикла (познание мира и своего места в нем)
- уроки музыки, ИЗО, МХК, хореографии (погружение в мир культуры, познание красоты, воспитание чувства прекрасного)
- уроки физической культуры (формирование здорового образа жизни)
- уроки технологии (воспитание хозяйки домашнего очага, хозяина дома).
Участие в научно-исследовательской работе по генеалогии и истории семьи и включение в работу научно-практической конференции "Семья - прошлое, настоящее и будущее".
Концептуальное культурно-просветительское мероприятие: Пушкинский лицейский бал.
Патриотическое воспитание: Календарь Дней Российской славы, празднование дней российской письменности и культуры, тематические классные часы, школьные вечера, предметные декады, конкурсы знатоков русского слова, истории, традиций.
Традиционные русские праздники: Русские православные праздники, русские игры, русская кухня, посиделки. Проведение праздников по народному календарю, которые постепенно возвращаются в дома наших учеников ("Рождественские посиделки", "Святки", "Масленица" и др.). Дети знакомятся с фольклором, обычаями и традициями своего народа.
Работа с семьей: Создание "школы для души и сердца" не только для детей, но и для родителей. Для этого освоены новые формы работы с родителями: открыта "Школа для родителей", где практикуется посещение любых уроков, совместные праздники, письма родителям, общение по телефону и в режиме "online", индивидуальные консультации, родительские семинары, нестандартные родительские собрания (конференции пап, задушевные разговоры с бабушками и дедушками).
Этика малых дел, направленных на помощь конкретным людям, благотворительность.
Система классных часов, направленных на этическое и нравственное воспитание.
Экскурсионно-паломническая деятельность.
Результатами воспитывающей деятельности в рамках системы духовно-нравственного воспитания являются:
- повышение эрудиции и интеллектуальное развитие;
- осмысление отечественной истории и современных проблем России, исходя из самобытности ее духовного исторического пути;
- изменение духовно-нравственных ценностей воспитанников;
- проявление ответственности, инициативности, милосердия в поступках учащихся;
- формирование здорового эмоционально-психологического климата в коллективе;
- эстетическое воспитание, развитие художественного вкуса и способности к творчеству через ознакомление с высокими образцами духовной культуры;
- социальная адаптация, подготовка учащихся к встрече с различными проявлениями религиозности в окружающей действительности.