"Служить Отечеству всяк и по совести и
по должности обязан:"
Митрополит Амвросий
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса предназначена для изучения учащимися 9 классов и рассчитана на 17 часов, количество часов может быть увеличено за счет изучения дополнительного материала, а также расширения данного материала.
Особая значимость курса на современном этапе выражается в том, что данный курс
- уникален по своему влиянию на формирование системы мышления, давая возможность человеку свободно передвигаться в историческом пространстве и вооружая его знанием исторического опыта, что в конечном итоге позволяет правильно оценивать современные политические и социальные процессы;
- исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения личности, ее независимых оценок, но вместе с тем учат ценить и уважать мнения других;
- они воспитывают в личности такие важные для жизни в современном обществе качества, как широта мышления и мировоззрения, толерантность, гражданская смелость, творческое воображение;
- подготавливают молодежь к самостоятельной жизни в современном мире.
Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю. История нашего Отечества многолика, но она одна. Она слагалась из деятельности многих замечательных людей: государей и реформаторов, военачальников и политиков, деятелей культуры и дипломатов, купцов и врачей, промышленников и священников. Поэтому эпиграфом данного элективного курса служат слова митрополита Амвросия "Служить Отечеству всяк и по совести и по должности обязан:". А изучение истории российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить гражданские чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории.
Цель элективного курса "История в лицах" - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.
Задачи данного курса:
Углубить знания по предлагаемой проблеме, сформировать осознанный интерес к данной области знаний, помочь в выборе профиля.
Программа составлена исходя из целей обучения истории в основной школе:
- формирование у учащихся целостного представления об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического развития;
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснении событий истории и современности;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, настоящего, пользуясь приемами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:
- анализ и сопоставление фактов;
- работа с учебной, научной-поплярной и художественной литературой;
- анализ документов;
- оформление сообщений и рефератов и мультимедийных проэктов.
В связи с этим актуальным направлением является: Создание условий для самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Фактологический материал отбирается исходя из критериев, направленных на формирование личностного отношения к истории, и на стимулирование желания самостоятельного поиска и расширений знаний по истории.
Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:
- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждением документов;
- эвристические беседы; семинары - "Круглые столы"; практические работы;
- "мозговой штурм";
- викторины, конференции.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:
- умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
- умение выдвинуть гипотезу;
- умение делать обобщения;
- умение систематизировать материал;;
- умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);
-умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
- умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);
- умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать популярные формы проверки знаний - тесты, исторические диктанты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками, обобщающие вопросы и задания. Они же и являются измерителем обученности учащихся. Применение рейтинговой системы оценивания дает возможность более творчески подойти к этой работе.
По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:
- соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
- называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;
- сравнивать исторические события и исторических деятелей;
- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;
- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;
- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;
- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем | Всего часов | Лекции | Практика | Семинары | Формы контроля |
1 | Введение. Знакомство со структурой курса. | 1 | 1 | Лекция с мультимедийным сопровождением | ||
2, 3 | Российское реформаторство | 2 | 1 | 1 | Лекция - семинар. | |
4, 5 | Первые отечественные реформаторы и их преобразования: Ольга и Владимир | 2 | 1 | 1 | Практическая работа Круглый стол |
|
6, 7, 8 | Елена Глинская и Иван 4: как личности, правители, политики. | 3 | 1 | 1 | 1 | Лекция м/м Семинар Практическая работа Тестирование |
9,10, 11 |
Софья и Петр 1 - равносильные ли
величины? Петр 1 - реформатор: "чудо иль чудовище"?: "Птенцы Петрова" |
3 | 1 | 1 | 1 | Лекция м/м Круглый стол Беседа (сообщения, эссе, документы), работа с карточками. |
12, 13 |
Александр 2 и его окружение: великие реформы | 2 | 1 | 1 | Эвристическая беседа Практикум |
|
14, 15 |
Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи | 2 | 1 | 1 | Лкция-мультимедия Круглый стол Сравнительный анализ - практикум |
|
16 | Викторина "Интеллектуальный лабиринт" |
1 | 1 | "Мозговой штурм" | ||
17 | Итоговое занятие. Конференция. | 2 | 1 | Защита рефератов, мультимедийных проектов | ||
Итого | 17 | 5 | 7 | 5 |
Условия для реализации
Занятия по изучению элективного курса желательно проводить в кабинете истории, имея оборудование: комплекты настенных карт, атласов по истории, иллюстративный, справочный материал, научную и методическую литературу, дидактический и раздаточный материал, аудио- и видеоаппаратуру
В программе предусмотрены вводный и обобщающий уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении истории на уроках и на спецкурсе, лучшей организации познавательной деятельности школьников.
Программа курса "История в лицах: РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ"
Введение. Знакомство со структурой курса (1 час).
Лекция: Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства. Требования к оформлению творческих работ: докладов, сообщений, рефератов, мультимедийного сопровождения урока.
Тема 1. Российское реформаторство (2 часа).
Лекция-беседа "Российское реформаторство", с использованием мультимедии.
Семинар "Реформы и реформаторы", "Мозговой штурм".
Что такое реформа? Кого мы назовем реформатором? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы "сверху". Роль реформаторов в развитии российского государства.
Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования: Ольга и Владимир Святославович. (2 часа).
Практическое занятие "Что такое реформа?".
Круглый стол: "Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович как личности и политики".
Происхождение и жизнь княгини Ольги и ее внука Влаимира.
Их роль в развитии русского государства. Административно-финансовая реформа княгини Ольги. Ее вклад в развитие русской истории. Религиозные реформы Владимира: Пантеон языческих богов и Крещение Руси. Значение принятия христианства Русью, его плюсы и минусы.
Тема 3. Елена Глинская и Иван Грозный (3 часа).
Лекция с мультимедией: "Реформы XVI века: Преобразования в годы правления Елены Глинской и Ивана 4"
Семинар по теме:"Елена Глинская и Иван Грозный: политики, правители и просто личности".
Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины ее возникновения и результаты.
Практическая работа: "Женщины реформаторы". Сравнительный анализ деятельности Ольги и Елены Глинской. Работа с документами. Тестирование.
Тема 4. Петр I: "чудо" иль "чудовище"? (3 часа).
Лекция с мультимедийным сопровождением "Софья и Петр 1 - равносильные ли величины?"
Круглый стол с элементами практической работы: "Петр I: чудо иль чудовище?".
Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформаторской деятельности Петра I. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели.. Итоги реформаторской деятельности Петра I.
Работа с текстом + тестирование
Семинар по теме: Петр и "птенцы гнезда Петрова" (Сообщения, эссе)
Тема 5. "Александр II и его окружение: великие реформы" (2 часа).
Эвристическая беседа "Великие реформы царя освободителя и их природа".
Личность Александра II и его окружение. Причины проведения реформ во второй половине XIX в. Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Значение реформ Александра II.
Практикум: Работа с документами, тестирование, составление эссе.
Тема 6. Последние реформаторы Российской империи (2 часа).
Лекция с использованием мультимедии "С.Ю. Витте" и "П. А. Столыпин".
Круглый стол: "Последние реформаторы Российской империи"
Личность С.Ю. Витте и П. А. Столыпина. Деятельность Витте и Столыпина. Сравнительный анализ подходов к реформированию России.
Итоги и дальнейшая судьба реформаторской деятельности С.Ю. Витте и П. А. Столыпина.
Викторина: Интеллектуальный лабиринт (1 час).
Актуализация знаний учащихся по изученным вопросам - "Мозговой штурм". Групповая работа - развитие коммуникативных навыков.
Итоговое занятие: История в лицах + конференция.(1 час).
Защита рефератов, мультимедийных проектов.
Литература
1. Аверх, А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991.
2. Анисимов, Е. В. Время петровских реформ. - Л., 1989.
3. Журнал "Преподавание истории в школе". - 1997. - № 1; 2000. - № 4.
4. Захарова, Л. Г. Александр II // Вопросы истории. - 1992. - № 6-7.
5. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н. А. Григорьева, Н. И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2004.
6. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену // сост. Л. Н. Алексашкина и др. - М.: Интеллект-Центр, 2004.
7. Князьков, С. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. - Репринт. изд. - М., 1991.
8. Кобрин, В. Б. Иван Грозный. - М., 1989.
9. Литвак, Б. Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М., 1991.
10. Лютых, А. А., Скобелкин, О. В., Тонких, В. А. История России: курс лекций. - Воронеж: Информатор, 1993.
11. Павленко, Н. И. Петр Великий. - М., 1990.
12. Троицкий, Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1999.
13. Школьная энциклопедия "Руссика". История России. XVIII- XIX вв. - М.: Олма-Пресс Образование, 2003.