В своей статье на тему “Реализация проектного метода обучения в профильном классе” я изложу собственный опыт практической деятельности по данному направлению в 10–11"Г" профильных классах нашего лицея. Профиль класса – информационно-технологический, но, вы все прекрасно понимаете, дело не в названии профиля, а в технологии практической работы по данному направлению.
Ведущее место среди обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат, опыт деятельности, становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Проекты могут быть классифицированы по продолжительности:
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Такой проект был реализован мной как один из этапов годичного проекта – “Создание логотипа Фирмы”. Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. Примером такого проекта для каждого учащегося моего класса была разработка АРМ (Автоматизированного Рабочего Места) работника, чья профессия, по мнению учащихся, на сегодняшний день не автоматизирована. <Приложение 1>.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Одним из основных средств достижения таких целей, как формирование у учащихся навыков самообучения, способности к самостоятельной исследовательской работе, является выполнение каждым учащимся в течение учебного года персонального проекта.
В большинстве случаев персональный проект принимает форму отдельных, зафиксированных на бумаге или других информационных носителях, исследований.
Персональный проект должен удовлетворять следующим условиям:
- наличие социально или личностно значимой проблемы;
- наличие конкретного социального адресата проекта “заказчика”;
- самостоятельный и индивидуальный характер работы учащегося;
- проект надпредметный, т.е. не ограничивающийся рамками одной учебной дисциплины.
Выполнение персонального проекта предполагает использование методов, характерных для научных исследований: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.
Обсудив ряд тем для разработки проекта, мои ученики остановились на теме “Открываем фирму”, которая наиболее заинтересовала их. Каждый ученик получил задание тщательно обдумать, какую Фирму он будет “открывать”: род деятельности Фирмы, ее название, возможен ли спрос на услуги Фирмы в современном обществе и т.д.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является поэтапная разработка проекта.
Здесь я пришла к выводу, что оптимальным станет привязка выполнения каждого этапа творческого персонального проекта к изучению соответствующих тем профильного образовательного предмета.
По этой логике, первым этапом работы над проектом явилось создание логотипа Фирмы при изучении темы “Технология обработки графической информации”. Ребятами были созданы логотипы своих Фирм. Вот некоторые из них:
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена учениками-проектантами.
При изучении следующей темы учебной программы “Разработка мультимедийных презентаций” ученики приступили к разработке второго этапа проекта – созданию электронной рекламы своей Фирмы. Для поиска необходимой информации ученикам пришлось “выйти в народ” - общаться с гражданами, организациями и фирмами. Немало времени потребовалось им и для обработки собранного материала: сделать видеоролик, обработать фото-, аудио- и видео- материал, подготовить необходимый для рекламы текст, создать презентацию. В работу включились и родители. Это и есть реальные шаги к социализации личности, общение с окружающим социумом.
Работу над вторым этапом проекта можно смело отнести к категории краткосрочных проектов.
На стадии выполнения третьего этапа проекта учащиеся разработали пакет документов Фирмы <Приложение 2> в теме “Технология обработки текстовой информации” программы профильного курса, а также выпустили рекламный листок своей фирмы <Приложение 3>.
На следующем, четвертом этапе работы над проектом, создавалась База данных Фирмы, (электронная картотека сотрудников Фирмы), а также базы данных по специфике содержания деятельности фирмы <Приложение 4>. Этот этап был реализован в процессе изучения темы “Технология хранения, поиска и сортировки данных”.
Изучая тему “Технология обработки числовых данных”, проектанты смогли реализовать пятый этап проекта, на котором составляли электронные таблицы по расчету заработной платы сотрудникам своей фирмы <Приложение 5> и определяли Расходы, Доходы и Прибыль от деятельности своей Фирмы <Приложение 6>.
И так этап за этапом, в привязке к темам учебной программы.
Количество этапов может быть заранее не определено, все зависит от выбранной темы, поставленной проблемы, цели и задач, реализуемых в процессе выполнения проекта.
При изучении профильного курса, наряду с обязательными теоретическими и практическими заданиями, предусмотренными учебной программой, мы с ребятами в каждой теме находили место для реализации конкретного этапа выполняемого проекта. Творческий подход к решению поставленной задачи и ответственность за качественно выполняемую работу подтолкнули учеников обратиться к наукам, которые в школьном курсе данного профиля не изучаются, таким, как юриспруденция, экономика, социология, менеджмент, бизнес и др.
Оценивание проекта осуществляется на основе критериального подхода. Критерии оценки проектных работ должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности и доступности для учащихся.
Критерии должны определять качество как проекта в целом, так и каждого этапа работы над проектом. Следовательно, система оценки должна соответствовать специфике и сложности каждого, отдельно взятого, этапа проектной работы с возможностью включения самооценки проектанта и оценки группы в общую оценку проекта.
В ходе работы над проектом оформляется проектная папка (портфолио проекта), как один из обязательных выходов проекта и являющаяся составной частью портфолио ученика.
Грамотно составленная проектная папка позволяет:
- четко организовать работу каждого проектанта;
- стать удобным коллектором информации и справочником в ходе работы над проектом;
- объективно оценить ход работы над завершенным проектом (этапом);
- судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта в процессе его выполнения;
- сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали проектанты для разрешения поставленной проблемы.
По данным некоторых отечественных и зарубежных исследований:
- интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. 68% школьников отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя;
- 58% учащихся выделяют как самый интересный - исследовательский этап; 26% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 16% - презентацию;
По итогам выполнения проектов 78% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности.
На вопрос “Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?” школьники чаще всего дают следующие ответы:
- “распределять правильно время”;
- “анализировать собственные действия”;
- “представлять результаты своего труда”;
- “доводить все до конца”;
- “достигать поставленной цели”;
- “рассматривать тему с разных позиций”.
Теперь о профильном классе.
Читаю строчки из “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”.
“На старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. …Создать систему профильного обучения, ориентированную на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда”.
В вышеизложенном – “реализации проектного
метода обучения” – присутствует вся эта
триада:
индивидуализация;
И далее по тексту Концепции:
“Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями”.
Что имеем в итоге?
- Есть конкретный профильный класс.
- Есть профильные общеобразовательные предметы.
- Есть реально работающее на будущее каждого обучающегося портфолио – зеркало творческих достижений ребенка, формирующее его будущее.
- Каждый обучающийся выполняет добровольно и очень заинтересованно большой персональный проект, состоящий из ряда мини-проектов с последовательной фиксацией всех этапов работы в своем портфолио.
При выполнении персонального проекта автоматически реализуется главная цель – полноценное усвоение содержания профильного общеобразовательного предмета (и в целом – полного среднего образования на профильном уровне) с учетом индивидуальных интересов и склонностей каждого обучающегося.
Таким образом, я изложила здесь действующую модель внутришкольной профилизации, где ведущей технологией является проектная деятельность учащихся.