Использование сказок на логопедических занятиях способствует формированию личностно-развивающей среды и навыков коммуникативной культуры. Особое значение сказка приобретает в связи с коррекционно-развивающим обучением. Учителя, работающие со специальными (коррекционными) классами VII вида для детей с задержкой психического развития (ЗПР), сталкиваются с проблемой нарушения коммуникативной функции речи у учащихся. Речевое развитие детей соответствует общему недоразвитию речи (ОНР). У школьников отмечаются затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, нарушении связности и последовательности изложения. Недоразвитие речи учащихся отрицательно сказывается и на межличностных отношениях со сверстниками, возникают трудности общения со взрослыми. Все это приводит к потере эмоциональных контактов другими людьми, искаженному восприятию и пониманию их. При общем недоразвитии речи наблюдается недостаточность коммуникативной деятельности. Это усложняет процесс учебной коммуникации, поскольку именно коммуникативная способность является одним их условий успешности в школе.
Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, нет такого идеального расположения трудно-произносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся детьми.
Сказки как форма проведения логопедического занятия является уникальным средством достижения коррекционно-развивающих задач. Слушая (читая) сказки ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух детей.
Коммуникативная компетенция представляет собой умения, позволяющие осуществлять обмен информацией, проявление рефлексивного поведения. Коммуникативная компетенция учащихся первого специального (коррекционного) класса VII вида составляет такие умения как: поддержание обратной связи; ориентировка на партнера, учет его личностных особенностей.
Сказка совершенствует просодические компоненты речи детей, помогает уточнить речевое сообщение и заложенную в нем информацию. Логопедическое воздействие направлено на развитие речевого дыхания, модуляции голоса, формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных тонов с развитием эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства, настроения.
На занятиях создаются положительные мотивации к общению детей, с этой целью по сюжету сказки проводятся игры на развитие выразительности движений, мимики и речи, раскованности и произвольности. Логопед предлагает при помощи мимики и пантомимы изобразить персонажей сказки. Например, персонажи к сказке «Волк и семеро козлят», к сказке «Репка» или хитрую лису, хвастливого зайца и пр. детям нравятся игры в парах, когда один из них изображает известных персонажей сказки (Кваки, Дюймовочки), а другой отгадывает, кто же находится перед ним. С помощью мимики и пантомимики первоклассники изображают ситуации, в которых формируются коммуникативные навыки. Логопед моделирует ситуацию общения между персонажами сказки, а ученики разыгрывают их встречи, поведение, эмоции при помощи выразительных действий (радость, удивление, интерес, жалость, обида и т.д.). Затем в процессе беседы выясняется, поняли ли дети смысл разыгранной ситуации, настроение, эмоции. Логопед пересказывает (если в классе есть хорошо читающие дети, то читают они) отрывок сказки, а ученики проверяют себя. Эти упражнения направлены на развитие способности понимать эмоциональное состояние партнера, умение адекватно выразить свой внутренний настрой, формируют коммуникативные навыки.
На занятии педагогом ставится цель развития восприятия и понимания сказки детьми. Осознание прямого и переносного смысла сказки дает возможность ребенку активно поддерживать контакт со сверстниками и логопедом. Развитие средств общения на логопедических занятиях сочетается с познанием окружающего мира. В восприятии речевых сообщений идет коррекция слухоречевой памяти, лексико-грамматического строя речи, развитие сенсорно-перцептивного уровня речи.
Упражнения на развитие слухового восприятия учат детей концентрировать внимание на звуковой и интонационной стороне речи, анализировать ее.
На логопедических занятиях по сказкам дети учатся активно слушать, воспринимать и декодировать содержание текста сказки путем расположения картинок или силуэтов персонажей на магнитной доске. Использование приема изложения сказки от лиц персонажей помогает преодолеть трудности и межличностного общения со сверстниками. Все это направленно на усвоение навыков коммуникативной деятельности. Дети учатся воспринимать текст с учетом особенностей персонажа сказки, его эмоционального состояния.
Обращается внимание учащихся на используемые говорящим невербальные средства общения: грим, маски, костюмы и др., обговариваются и коммуникативные действия в ходе общения: мимику, пантомимику сказочных героев их жесты.
Для учащихся данной категории развитие понимание текста сказки основывается на знании значения отдельных слов (с учетом стилистических особенностей каждого типа сказки); усвоения синтаксических отношений, в которые вступают данные слова, формирование общего смысла сказки.
В процессе работы над лексическим и грамматическим значениями слов и развитием соответствующих понятий у учащихся формируются способности объединять предметы на основе установления их функциональных признаков (медведь, лиса, волк – дикие животные).
Свой выбор учащиеся аргументируют. При смысловом анализе сказки у младших школьников развиваются навыки речевого мышления и познавательной деятельности в целом.
Таким образом, использование сказки при формировании коммуникативных умений развивает слуховую и произносительную культуру речи (инсценировка сказки, ролевые игры, чтение по ролям и пр.). Учащиеся усваивают элементы интонации фразы. Слухо-произносительные упражнения учат интонировать собственную речь. Инсценировки сказок совершенствуют индивидуальные особенности голоса детей, их ритмико-мелодическую структуру речи. В ходе логопедической работы просодические компоненты речевых сообщений учащихся становятся информационно и эмоционально значимыми, формируют коммуникативную культуру.
Приобщение младших школьников к золотому фонду народной культуры (к сказке) решает проблемы обогащения речи детей и совершенствует их внутренний мир, делает его более духовным.
О целесообразности использования сказок на коррекционно-логопедических занятиях по формированию коммуникативных умений говорят данные мониторинга: к концу учебного года (2007-2008) у учащихся первого специального (коррекционного) класса VII вида отмечается средний и высокий уровень сформированности коммуникативной функции речи и адаптации личности школьника к социальным условиям, сохранению приобретенных навыков общения успешному вхождению в коллектив класса.