Тема урока: «Радостная весть звучала в небесах...» «Рождество. Русские народные праздники».
Цели урока:
- формирование умений и навыков подготовки и сервировки праздничного стола, презентации подготовленных блюд, знакомство с правилами во время трапезы;
- формирование социально-адаптированной творчески думающей и активнодействующей личности.
- развитие творческих способностей и познавательной активности, учащихся при выполнении творческого проекта; расширение политехнического кругозора.
- воспитание уважения к народным традициям и культуре, эстетического просвещения и развития художественного вкуса детей.
Преобладающие методы и технологии:
Дифференцированный
Поисковый
Объяснительно-иллюстрированный
Метод проектов плюс дельностный подход
Авторская технология преподавания «Технологии»
А.В. Крылова (теория поэтапного формирования
умственных действий, создание творческих
проектов).
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: технология сотрудничества
Наглядные пособии:
Оформление кабинета в соответствии с темой
Выставка книг и журналов
Декор для украшения ёлки и сервировки стола
Памятка по технике безопасности
Список используемой литературы:
- Г.К. Селсвко, Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. Москва НИИ Школьных технологий, 2005 г.
- Г.К. Селевко, Технологии развивающего образования, Москва, НИИ Школьных технологий, 2005 г.
- Русская кухня. Кулинарный календарь./ Сост. Н.Д.
Затеева. М.: ОЛМА-Пресс, 2002 г.
Журнал. Сборник сценариев для библиотек. Читаем, учимся, играем, Выпуск 7, 2000 г.
Журнал «Домашний очаг». Выпуск 12, 2006 г. - Журнал Воспитание школьников. Сценарии школьных праздников. М.: Школьная пресса, 2000 г.
- Газета для организаторов внеклассной работы. Последний звонок. Номера 5/99, 11/2002, 10/2003,9/2006.
- Газета Педсовет для учителей начальной школы. 9/2006 г
- М.С. Галинский, Энциклопедия Нового года и Рождества, Москва ОЛМА Пресс, 2007
- Л. Ляховска, Энциклопедия православной обрядовой кухни, Москва ., 1996 г.
- В.М. Ковалев, Н.П. Могильный, Традиции, обычаи блюда русской кухни, Москва, 1998 г.
- Н.Б. Голонадрева, Поурочные планы по учебнику «Технология» 9 класс В.Д. Симоненко и др.
- Чудо ёлка. Сборник. Москва 2001 г.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Основной вопрос
– Здравствуйте! Тема нашего урока: «Радостная
весть звучала в небесах...» «Рождество. Русские
народные праздники» Сегодня нам предстоит
вспомнить и закрепить те знания, умения и навыки,
которые вы приобрели в процессе изучения раздела
«Кулинария». Еще вам предстоит показать
сервировку праздничного стола, презентацию
подготовленных блюд и правила поведения во время
трапезы. Мне хочется быть уверенной, что когда вы
станете взрослыми и обретете семью смогли бы
ввести народные традиции своей национальности,
или места где вы будете жить в праздники,
застолье. Научились принимать гостей быть
творчески думающими, активными и добрыми людьми.
«...Из года в год с одинаковой яркостью переживали
мы праздник Рождества и создание того, что весь
этот месяц границы между взрослыми и малыми
ребятами, стираются, что они начинают понимать
друг друга, радоваться общими радостями, ожидать
всеобщего счастья...
Мне и теперь кажется, что декабрь является тем
месяцем года, когда добрые феи сходят на землю и
вмешиваются в жизнь людей.
В детстве праздник Рождества и волшебная ёлка
подтверждают правду сказок, чудес, преображения
мира» – этап вспоминания о рождественских
радостях великий русский писатель Иван Шмелёв в
романе «Лето господне»
С чередой зимних праздников связано множество
легенд, преданий, поверий и примет. Можно
веровать или не веровать во Христа, но день Его
рождения отмечают все: ведь даже современное
летосчисление ведется «от Рождества Христова».
Когда наступает Рождество, люди поздравляют друг
друга, делают подарки, стараются не ссориться и
никогда не обижать.
Вопрос: Девочки, а как празднуется
Рождество в ваших семьях, у ваших бабушек,
знакомых? Существует ли в наше время традиции?
Учитель: Спасибо. Говорят, в народе декабрь гвоздит, мостит, приколачивает. Готовит он дорогу, но которой приедет на Русь самый веселый и радостный праздник. Главный праздник зимы – Рождество. Вот и мы с вами представим, как можно отметить этот праздник в наше время.
Гаснет свет. Зажигается свеча.
I ведущая: Какой сегодня удивительный вечер?
II ведущая: Хочется сидеть тихо-тихо и слушать музыку. А чтобы ее слышать, не нужно ни магнитофона, ни радио, ни телевизора.
I ведущая: Кажется музыку исполняют ангелы на каком-то чудесном музыкальном инструменте.
Учитель (бабушка): «Да. Дорогие мои! Сегодняшний вечер – особенный! Его называют Рождественским сочельником или Навечерием Рождества Христова. Навечерия бывают только перед важнейшими православными праздниками. Рождество Христово – праздник именно великий, а значит, светлый, радостный.
I ведущая: А давайте расскажем, об истории праздника.
II ведущая: Защита творческого проекта на тему: «Рождество Иисуса Христа».
III. Защита проектов
Зажигается звезда.
Вопросы: Почему о рождении Иисуса Христа первыми узнали самые бедные люди и кем они были?
Ответ: Иисус был послан Господом Богом во имя спасения бедных и страждущих людей. Они первыми и узнали об Иисусе. Это были пастухи.
Учитель (бабушка): Спасибо. А теперь послушайте легенду о ёлке. Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собой великую радость людям: в Вифлееме родился Спаситель мира. Не только людям, всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты протягивают ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть вовнутрь хлева, превратившегося теперь в священный храм. Счастливее других три дерева, стоящие у самого входа: им хорошо видны ясли и Младенец, окружённый сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зелёная ёлка. Всё радостнее, всё оживлённее становится шелест их ветвей, и вдруг в нём явственно слышатся слова:
— Пойдём и мы поклонимся божественному Младенцу и поднесём Ему наши дары,— говорила, обращаясь к маслине, пальма.
- Возьмите и меня с собой! — робко промолвила скромная ёлка.
- Куда тебе с нами! — окинув ёлку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.
- И какие дары можешь ты поднести божественному Младенцу,— прибавила маслина,— что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!
Промолчала бедная ёлка и смиренно отошла назад,
не осмеливаясь войти в хлев, сиявший небесным
светом.
Но ангел слышал разговор деревьев, видел
гордость пальмы и маслины и скромность ёлки. Жаль
стало ему ёлку, и он захотел помочь ей.
Великолепная пальма склонилась над Младенцем и
повергла перед Ним лучший лист своей роскошной
кроны.
— Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий
день,— сказала она. А маслина наклонила свои
ветки. С них закапало душистое масло, и хлев
наполнился благоуханием.
С грустью, но без зависти, смотрела на это елка.
«Они правы, – думала она, – где мне с ними
равняться!»
Но ангел сказал ей:
– Не печалься, милая ёлка, я украшу тебя лучше
твоих сестер!
И он взглянул на небо.
А темное небо усеяно было сверкающими звездами.
Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой
стали скатываться вниз, прямо на зеленые ветки
ёлки, и скоро вся она засияла блестящими
огоньками. И когда божественный Младенец
проснулся, то не благоухание маслины и не
роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а
сияющая ёлка. На неё взглянул Он, и улыбнулся, и
протянул к ней ручки.
Обрадовалась ёлка, но не загордилась и сиянием
своим старалась осветить пристыженных маслину и
пальму. За зло она платила добром.
Ангел видел это и сказал:
– Ты – доброе деревце, милая ёлка, и за это будешь
вознаграждена. Каждый год в это время ты, как
теперь, будешь красоваться в сиянии множества
огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя,
радоваться и веселиться. И ты, скромная зеленая
ёлка, станешь символом веселого рождественского
праздника.
I ведущая: Кто из вас, скажите, не любит праздники? Пожалуй, таких нет. Ведь праздник – это когда весело, когда что-то необычное, когда есть сюрпризы. Следующий проект «Свечи и украшения для ёлки».
Учитель (бабушка): Рождество – это волшебство свечи, гирлянды, бенгальские огни, хлопушки, петарды, но вы должны помнить ... (Правила пожарной безопасности).
Учитель: Готовясь к уроку, мы с вами много говорили о Рождестве и о том, как к нему готовились и праздновали. Давайте обобщим ваши знания. Я задаю вопрос, а вы отвечайте.
IV. Викторина
1. Какие христианские праздники вы знаете? (Рождество,
Крещение, Пасха, Покров, Троица, Благовещенье,
Вербное воскресенье и др.)
2. Как в разных религиях называются культовые
сооружения? (Собор, церковь, костел, синагога,
мечеть …)
3. Когда в России празднуется Рождество? (7
января)
4. Как называется день перед Рождеством
Христовым? (Сочельник)
5. Как готовились русские люди к этому празднику в
старину? (Все постились целых 40 дней. Есть
полагалось только кашу, овощи, хлеб и рыбу,
готовили пищу на постном масле. Но это внешний
пост, а был еще внутренний, который призывал
беречься от дурных мыслей, не говоря уже о словах
и злых делах...)
6. Что в старину «вторым хлебом» называли? Если
точнее: какой овощ?
А) свекла;
Б) репа +
В) капуста.
7. Сколько видов каш знали русские крестьянки в 17
веке?
При царе батюшке Алексее Михайловиче?
А) не менее 10;
Б) более 20 +
В) более 50.
Что же это за каши такие? Были каши царские, а были
и просто крестьянские. Наверное, слыхали про
тюрю? Самая крестьянская пища. Приготовить ее
проще простого. Взять квас, можно молочную
сыворотку или родниковую воду. Покрошить туда
зачерствевший хлеб, луковицу, добавить соли... Вот
и все. И такая еда была незаменима в сенокосную
пору.
8. Что считалось сигналом для завершения поста? (Постились
до первой звезды на вечернем небе. Затем
накрывался богатый стол).
9. Сколько видов пирогов пекли тогдашние
хозяйки-мастерицы?
А) не менее 10;
Б) не менее 20;
В) не менее 50 +
Еще и теперь в столичных «бистро» можно поесть
превосходных расстегаев с рыбой, кулебяку...
10. Назовите традиционное блюдо, которое
красовалось на праздничных столах у русских и
украинцев? (Поросенок с хреном).
11. Представьте: праздник кончился, хозяева
устали, а гости шумят, не
уходят. Как тут быть? Как намекнуть, что-де пора и
честь знать? (Только помните, мы в Древней).
А) культурно раскрыть двери настежь;
Б) спеть песню что-то вроде «колыбельной»;
В) выдать на прощание пряник «разгоняй» +
А, правда, хорош обычай! Когда с пряником-то
провожают? Вежливее как-то. Оно и понятно. О
гостеприимстве говорилось еще в Ветхом завете.
Старец Авраам со своей женой принял в свой шатер
на ночь трех путников. И получил за это
благословение. Ведь под видом путников принял
самого Бога.
12. Как еще называется Рождественская звезда? (Вифлеемская.
В городе Вифлееме родился Иисус Христос.)
13. Для чего в сочельник, 6 января, ходят встречать
первую звезду? (Считается, что сбудутся
желания.)
14. С какого времени ведется наше летосчисление? (С
года рождения Иисуса Христа.)
V. Учитель: На этом уроке мы с Вами должны научиться оформлению рождественского стола, продумать, как принять гостей и радостно отпраздновать этот праздник. А для этого мы должны накрыть столы и послушать защиту проекта «Рождественское застолье».
Учитель (бабушка) и две ведущих садятся за стол. Звучит музыка.
– Но вот, внученьки и стол готов, вечер наступил, только гости что-то не идут. Мимо двора ходят, а к нам не заглядывают.
I ведущая: А у нас подарки для ряженных готовы?
II ведущая:Да, ты что забыла мы вчера с бабушкой пекли.
VI. Коляда
Стук в дверь. Заходят гости, играет музыка.
– Всех поздравляем с Рождеством, желаем успехов, радости здоровья.
Бросают по старинному обычаю в гостей зерном, читают колядки.
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На ново счастье
Уродись, пшеничка,
Горох, чечевичка,
На поле – копнами,
На столе пирогами.
С новым годом, с новым счастьем!
С Новым годом, со всем родом,
Чтобы здоровы были, чтобы долго жили!
На крылечко и в сенец
Прибыл месяц овсянец.
Дома ли, дома
Хозяйка дома?
Желаем счастья и здоровья дому сему.
Дома ли, дома хозяюшка дома?
Все вместе: Желаем, счастья и достатка, уйди, горе, без остатка. Дома ли, дома хозяйка дома?
Учитель (бабушка): А, ряженные! Здравствуйте! Куда путь держите?
Мужик: Идём шутить, народ веселить, песни петь, да Христа славить! Айда ко мне!
Мужик: (открывает сумку) А хлебца дадите? Ведь нам неча горевать, будем загадки загадывать. Молодцы ребята! Дам чего душе угодно! Ведь на Руси Рождество больше отдавать – больше получишь, веселее год пойдёт.
I ведущая: А теперь я вам дорогие гости подготовила гадание – игру. Кто, какую карту вытянет, тот такую профессию получит.
Гости садятся за стол: Ну что, друзья остаемся? О-с-т-а-ё-м-с-я…
Учитель (бабушка): Садитесь, гости дорогие, садитесь ох, и любят же у нас под новый год колядовать! Целую ночь по дворам Бога славят, хозяев тешат. Привитишь шалунов, глядь, и тебе заслуга – в хозяйстве все на лад пойдет. Куры несутся, кони жеребятся, хлеб колосится, в семье мир да лад… Что крестьянину еще надо? Дорогие гости послушайте рецепты сегодняшних блюд, а потом мы все вместе отведаем. На столе у нас сегодня сочиво, оно в центре стоит, как главное блюдо.
I ведущая рассказывает рецепт приготовления кутьи.
Учитель (бабушка): Едят всего одну ложку, до того как подают блюда, чтобы в доме было, богатство, дружно жили и детей плодили. Хозяин выходил во двор бросал в небо, ложку сочива, Задабривая, угощая волхвов. А за столом подавалась гостям. В старину на праздничном столе было 12 блюд: Блины, рыба, заливное, студень из свиных и говяжих ножек, молочный поросенок, начиненный кашей. Свиная голова с хреном, домашняя свиная колбаса, жаркое, колядки, медовые пряники, пироги, взвар. Конечно. Стародавние рецепты воссоздать невозможно, но меню мы постарались соблюсти. На сегодняшнем столе присутствует рулет из домашней птицы с овощами. Для его приготовления необходимо …
II ведущая зачитывает рецепт.
Учитель: Еще мы с вами приготовили взвар.
I ведущая рассказывает рецепт приготовления взвара.
Учитель: А пирог я подаю символичный. Мы с вами и российские традиции чтим. Следующий год, год быка. Похож наш пирог на бычка? А теперь угощайтесь гости дорогие. Прошло две тысячи лет с Рождества Христова, менялись традиции, менялись блюда, но в основе всегда оставалось добро и любовь.
Вопрос: Что для вас самое главное оказалось в подготовке сегодняшнего урока?
VII. Итог урока
Девочки делятся своими впечатлениями.
Гости:
Мужик полно коляду томить,
Пора подарки всем дарить.
Подай-ка, хозяйка, подачу!
Не малу, не велику,
Либо банку круп,
Либо денег руль!
Гости:
Дай вам, Господи,
Одна-то бы всего корова по ведру доила,
Одна-то бы кобыла
По два воза возила
Спасибо этому дому,
Пойдем к другому!
Учитель и ведущие раздают коляды.