Организация работы научного общества учащихся (секция физики)

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Информация  к ним поступает из разных источников. Но зачастую дети не умеют информацию превращать в знания. А обилие информации не приводит в системности. Детей необходимо научить усваивать информацию правильно и использовать ее, а для этого надо научить их выделять главное, находить причинно-следственные связи, структурировать информацию, надо научить их целенаправленному поиску, т.е. речь идет о формировании у ребят информационной компетенции. Очень важно показать учащимся их личную заинтересованность в приобретенных знаниях, которые им пригодятся.

Именно учитель может подсказать новые источники информации, может направить  мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска информации.

Как раз организация научного общества учащихся и направлена на решение этих задач. Суть организации научного общества учащихся (далее НОУ) – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам и способам их решения.

Нормативные документы, необходимые для организации деятельности НОУ

1. Положение о НОУ МОУ «Гимназия «Исток».

В положении прописано, НОУ – это добровольное творческое объединение учащихся, которые стремятся совершенствовать знания  в определенной области науки, техники, развивать свой интеллект, приобретать навыки исследовательской, экспериментальной деятельности под руководством педагогов и преподавателей ВУЗов.
В положении о НОУ прописано о задачах общества, о содержании и формах работы, членстве в обществе и его структуре, а также о правах и обязанностях членов общества.

2. Положение об исследовательской работе.

В нем говорится об исследовательской работе говорится о целях и задачах исследовательской работы.
Выбор темы исследовательской работы производится самими учащимися с учетом их склонностей и интересов, а также рекомендаций учителей-предметников. Также оговаривается такой момент как изменение темы (переформулировка) – и это может быть сделано не позднее, чем за 0,5 года до защиты исследовательской работы на научно-практической конференции.
Можно выбрать не более двух тем по различным предметам, это может быть интегрированный проект; работа может быть рассчитана на 1 или на 2 года.
Также в этом положении говорится о структуре, содержании и оформлении работы.

3. Положение о Гимназических чтениях.

В нем дается информация о процедуре проведения гимназических чтений.

4. Положение об итоговом контроле знаний учащихся переводных классов.

В нем говорится о том, что члены научного общества могут представлять свою исследовательскую работу на переводных экзаменах.
Работа учащихся  в научном обществе – это очень серьезный и ответственный шаг, потому что к ним предъявляются повышенные требования.
Ребята овладевают знаниями, выходящими за пределы учебной программы; работают с дополнительными источниками информации (учебной, научной и научно-популярной литературой), знакомятся с  приемами научного исследования и представляют результаты своей исследовательской деятельности.
Работа в рамках секции научного общества позволяет выявить  одаренных учащихся и развить их творческие способности, расширить  кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки, включить  ребят в процесс самообразования и саморазвития, повысить  уровень знаний и эрудиции учащихся, усовершенствовать  процесс обучения и профориентации.
В МОУ «Гимназия «Исток» (г. Великий Новгород) на протяжении нескольких лет успешно работает научное общество учащихся (несколько секций, среди которых и секция «физика»). (Рисунок 1) Поступить в научное общество учащиеся с 7- 8 класса. В городское научное общество принимаются только учащиеся 10-11 классов по результатам собеседования.

Направления в деятельности научного общества

– Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их интересами.
– Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
– Сотрудничество с представителями науки, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
– Организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований.
– Рецензирование научных работ учащихся при подготовке  к участию в конкурсах и конференциях.

Работу секции целесообразно построить в таком порядке:

1. Набор ребят в научное общество (по интересам).
2. Выбор темы.
3. Составление индивидуального плана работы.
4. Выполнение исследовательской работы (изучение дополнительной литературы по теме, проведение консультаций, проведение эксперимента, оформление работы).
5. Защита работы на гимназических чтениях.
6. Защита работы на городской научно-практической конференции.
7. Выступление на студенческой конференции (по рекомендации жюри).
8. Защита на региональных соревнованиях.

На первых занятиях научного общества учащиеся   выбирают  тему.
Ребятам предлагается список тем на выбор. Разумеется, предлагаемый список тем не является обязательным, он лишь призван стимулировать творческую инициативу. Предполагается, что учащийся может предложить собственную тему исследования, либо уточнить, дополнить и даже изменить какую-либо из предложенных тем, окончательно сформулировав название темы. Темой исследования может быть формулировка, анализ и теоретическое решение какой-либо физической задачи, либо теоретический анализ известного эксперимента, который учащийся не всегда имеет возможность осуществить в силу отсутствия необходимого оборудования. В этом случае особый интерес имеет компьютерное моделирование. Исследование физического явления может быть дополнено компьютерным моделированием и компьютерной обработкой результатов.

Критерии оценивания исследовательской работы

  • Оценка собственных достижений автора: актуальность поставленной задачи, новизна работы, использование знаний вне школьной программы; оригинальность методов; научное и практическое применение результатов работы; возможность их применения на практике.
  • Эрудированность автора в рассматриваемой области: использование известных результатов и научных фактов в работе; знакомство с современным состоянием проблемы; ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; компетентность учащегося при защите работы.
  • Композиция работы: логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления; структура работы (введение, цель, постановка задач, основное содержание, заключение, выводы, список литературы).
  • Умение представить свою работу и защитить ее.

Перед защитой исследования с учащимися проводится определенная работа по подготовке к публичному выступлению. Важно, чтобы учащийся имел ясное представление о целях и задачах исследования, мог детально описать процесс работы. Материал должен излагаться последовательно, в соответствии со структурой научно-исследовательского проекта. Учащийся  должен показать осознанное владение информацией, полученной из литературных источников, быть компетентным в избранной области исследования, уверенно оперировать фактами, полученными другими исследователями по направлению его работы, учитывать потенциальное направление дальнейшего исследования. Выступление должно быть не только содержательным, логичным, последовательным, но и интересным, творческим, ярким, запоминающимся.

Занятия городского научного общества проводит  доктор физико-математических наук, преподаватель НовГУ, Иванов В.Г., а также он консультирует ребят по их темам. Результатом этой работы является участие в городской научно-практической конференции.

В апреле 2007 года на городской научно-практической конференции  были отмечены дипломами лауреатов  следующие участники научного общества: Скрипачева Любовь и Матвеева Алина,  10 кл. («Кристаллы»); Бирковская Вероника и Бирковская Диана, 10 кл. («Маятники»); Ерченко Татьяна, 8 кл. («Измерение физических характеристик домашних животных»); а также дипломами участников были отмечены Михайлова Вера и Юшина Ольга, 8 кл. («Определение плотности веществ различными способами»); Денисова Елена и Иванова Юлия, 10 кл. («Интерференция»). Жюри  рекомендовано принять участие в студенческой конференции учащимся, получившим дипломы лауреатов. В апреле 2008 года  работы учащихся научного общества были отмечены дипломами участников.

Научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее»

В России по инициативе государственного технического университета им. Н.Э. Баумана создана  и с 1991 года реализуется научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее».

Ее главная цель – привлечь внимание молодежи к наиболее перспективным областям науки, способствовать раскрытию их способностей к развитию технических, естественных и социально-гуманитарных знаний. Ежегодно в рамках программы проводится около 700 научно-профессиональных мероприятий со школьниками и студентами на территории  Российской Федерации. Благодаря этой большой работе российская экономика получает целеустремленных и энергичных молодых специалистов, способных создавать высокие технологии, новую технику и фундаментальные научные разработки.

В 2007 году  в г. Мурманске с 5 по 7 декабря проводились Соревнования молодых исследователей «Шаг в будущее» в Северо-Западном федеральном  округе. 

Организаторами выступили Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, Российское молодежное политехническое общество, Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее», правительство Мурманской области, комитет по образованию Мурманской области, ГОУ ДОД  Мурманский Дворец развития творчества детей и юношества «Лапландия».

Соревнования проводились при поддержке Мурманского государственного педагогического университета; Мурманского государственного технического университета; Мурманского гуманитарного института; Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры; Северо-Западного филиала Московского гуманитарно-экономического института, Мурманского филиала Балтийского института экологии, политики и права; Кольского научного центра Российской Академии Наук.

В этих соревнованиях приняла участие ученица 11 класса Скрипачева Любовь с научно-исследовательской работой «Кристаллы», успешно защитив работу и получив спецдиплом.

Работа в научном обществе стимулирует ребят к процессу самообразования и самореализации, позволяет развивать свой интеллект, творческий потенциал, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и экспериментальной деятельности.

Высокие результаты исследовательской деятельности являются мотивацией для дальнейшей работы.

Приложение