Цель: Формирование знаний и умений учащихся по указанной теме на репродуктивном уровне, то есть добиться понимания и воспроизведения конкретного программного материала в ходе решения задач по темам “Первый и второй признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник”.
Задачи: Формирование логического, системного мышления; овладение интеллектуальными умениями и мыслительными операциями – анализом и синтезом, доказательством, сравнением, обобщением.
Оборудование:
- ноутбук;
- мультимедиа проектор;
- плакат с таблицей для разгадывания слова;
- раздаточный материал: бланки для написания математического диктанта, файлы с геометрическими фигурами, бланки таблиц для разгадывания слова, распечатки домашних заданий;
- маркер для оформления плаката.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Постановка цели урока.
- Проверка знания базовых понятий и определений по теме в ходе решения кроссворда.
- Решение задач на готовых чертежах с целью повторения первых двух признаков равенства треугольников (устно).
- Математический диктант.
- Решение задач.
- Разгадывание фамилии великого ученого древности в ходе решения задач на повторение (устно).
- Постановка домашнего задания.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный моментПроверяется подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку.
2. Постановка целей урокаОтмечается, что данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний по темам “Первый и второй признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник”.
В ходе его будут проверены знания базовых понятий и определений в ходе решения кроссворда, практические навыки применения знаний по теме в стандартных условиях в ходе решения задач на готовых чертежах, навыки самостоятельного применения знаний по темам в ходе написания математического диктанта. А также будут предложены задания, для решения которых понадобится привлечение всего комплекса знаний и умений в том числе алгебраических методов решения геометрических задач.
3. Проверка знания базовых понятий и определенийУчащиеся разгадывают кроссворд, представленный на экране проектора
Вопросы к кроссворду:
- Луч, который выходит из вершины угла, проходит между его сторонами и делит угол пополам. “А что называется биссектрисой треугольника?” Ответ учащихся.
- Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.
- Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противолежащую сторону треугольника.
- Фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, попарно соединяющих эти точки.
- Треугольник, у которого две стороны равны.
- Треугольник, у которого все стороны равны.
- Сумма длин всех сторон треугольника.
- Как называются равные стороны равнобедренного треугольника?
- Как называется третья сторона равнобедренного треугольника, неравная двум другим?
(Ответы на вопросы кроссворда см. приложение)
4. Решение задач на готовых чертежах с целью повторения первых двух признаков равенства треугольников
Учащиеся решают устно задачи на готовых чертежах, представленные на экране проектора.
Задание: Найдите пары равных треугольников и докажите их равенство.
Наводящие вопросы:
- Обратите внимание: на чертежах одним цветом отмечены равные элементы.
- а – какой является сторона АС для этих двух треугольников?
- б – обратите внимание на углы ВСD и ЕСА. Они какие? Какое свойство вертикалых углов вы знаете?
- в – какой является сторона ВD для рассматриваемых треугольников? Каким является треугольник АВС? Чем в треугольнике АВС является высота ВD? Каким образом биссектриса ВD делит угол АВС?
5. Математический диктантУчащимся раздаются бланки для решения заданий математического диктанта. Чертежи к заданиям математического диктанта проецируются на экран, а сами задания диктуются учителем.
Учащиеся подписывают листочки.
- Какой признак равенства треугольников нужно использовать для доказательства равенства представленных треугольников
- Сколько пар равных треугольников изображено на чертеже?
3.
5.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
В каком треугольнике любая его высота делит треугольник на два равных треугольника? | В каком треугольнике только одна его высота делит треугольник на два равных треугольника? |
По окончании его написания обучающиеся меняются тетрадями с соседями по парте и проверяют правильность выполнения им работы под диктовку учителя.
Далее листочки сдаются на проверку учителю.
(Решения математического диктанта см. в приложении)
6. Решение задач
На экране проектора включается условие задачи. Один из обучающихся вызывается к доске, а остальные записывают решение этой задачи у себя в тетрадях.
Задача
В треугольнике АВС с периметром 31,2 см. АВ=ВС, АС - АВ = 6 см. найдите АВ, ВС и АС.
Решение: Пусть АВ = х см, тогда ВС = х см. Получаем АС = АВ + 6 = х + 6 (см). Составим уравнение и решим его
х + х + х + 6 = 31,2
3х = 25,2
х = 8,4
Ответ: АВ = ВС = 8,4 см; АС = 14,4 см.
7. Разгадывание фамилии великого ученого древности в ходе решения задач на повторение
Общее задание для всех задач: Найти угол DВА.
м |
р |
и |
д |
х |
е |
а |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
“Расположите буквы в клетках таким образом, чтобы градусные меры углов, соответствующих этим буквам находились в порядке убывания и заполните таблицу, находящуюся у вас на столе”.
К доске вызывается ученик для заполнения таблицы на плакате.
(Ответы к таблице см. в приложении)
8. Постановка домашнего заданияНет, не всегда смешон и узок
Мудрец, глухой к делам земли,
Уже на рейде в Сиракузах
Стояли римлян корабли.
Над математиком курчавым
Солдат занес короткий нож,
А он на отмели песчаной
Окружность вписывал в чертеж.
Ах, если б смерть – лихую гостью –
Мне так же встретить повезло,
Как Архимед, чертивший тростью
В минуту гибели, - число!
Домашнее задание находится на столах учащихся на листах с напечатанными на них готовыми чертежами (см. Приложение).
9. Подведение итогов урока
Учитель: “Итак, отработкой какой темы мы с вами занимались на сегодняшнем уроке?
А чем конкретно мы занимались, и что нам дал этот урок?”
Сообщаются оценки учащимся, отвечавшим на уроке.