Тема: «Жизнь России в послевоенный период».
Цели урока:
- углубление представления учащихся о разрыве между возникшими надеждами на перемены в России после Отечественной войны в 1812 г. и реалиями российской жизни (крестьянство, абсолютизм, беспросветность существования освободителей Отечества), которые остались неизменными и не допускали никаких надежд на перемены.
- развитие навыков анализа исторических документов и литературных произведений, развитие умения сравнивать и решать проблему.
- формирование умений учебного сотрудничества (умения работать в группе, договариваться, распределять работу и др.)
- воспитание уважения к историческому прошлому, воспитание культуры взаимодействия.
План урока:
- Народ – победитель и российская действительность. Крестьянский вопрос: проекты и реалии.
- Преобразования государственного строя: проекты и эксперименты.
- А. А. Аракчеев: всесильный властитель или покорный исполнитель?
Термины и даты: конституция Царства
Польского, сейм, военные поселения, аракчеевщина,
«Уставная грамота Российской империи».
1815 г. – разработка Конституции Царства
Польского, 1820 – разработка «Уставной грамоты
Российской империи» Н.Н. Новосильцева, 1816-1818 гг. –
введение военных поселений.
Оборудование: портреты Александра I, А. А. Аракчеева, Н. Н. Новосильцева, карта Российской империи в первой половине XIX века, фломастеры, ватманы для работы в группах.
Подготовительный этап урока: класс разбивается на три группы. В ходе урока группы получают вопросы и задания по своей тематике.
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности
– Сегодня завершаем вопрос о внутренней
политике Александра I в 1815-1825 гг. В народе ему дали
прозвище «Победитель».
– Кому из князей и царей давались еще прозвища, и
какие?
– «Победитель» – что это значит? Какой смысл
вложен в это понятие?
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
– Закончилась Отечественная война 1812 г.,
заграничный поход 1813-1815 гг.
– Какие вопросы могли возникнуть у крепостных
крестьян, вынесшие тяжесть войны, у командиров,
дворян по возвращении на родину после
заграничного похода 1813 г.?
(Работа в группах: каждая группа обсуждает либо
вопросы крепостных крестьян, либо
командиров, либо дворян).
– Как вы думаете, почему в этот период между
крепостными крестьянами и помещиками не было
вооруженных столкновений?
III. Постановка учебной задачи
– А. С. Пушкин так писал об Александре I. (На доске)
«Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
Он человек. Им властвует мгновенье
Он раб молвы, сомнений и страстей,
Прости ему неправое гоненье,
Он взял Париж, он основал Лицей».
– Какие черты российской действительности безошибочно указал поэт?
(Работа в группах).
– В результате работы мы подошли к теме: «Жизнь
России в послевоенный период».
– Об Александре I говорили: «Реформы Александра I
остановил страх…». Хотя, как вы знаете, в народе
его прозвали «Победителем»…
IV. Построение проекта выхода из затруднений
1. «Мозговой штурм» (кластер).
Работа в группах:
а) этап «вызова»
– Зафиксируйте на ватманах все, что может подтвердить слова П. А. Тучкова об Александре I (его внутренней политике в 1815 – 1825 г.): «Республиканец на словах и самодержец на деле». (По окончании работы ватманы вывешиваются и учитель подводит итог о том, что ребята уже знают о внутренней политике Александра I.)
б) этап «осмысления» – идет работа с текстом (источниками). Каждая группа рассматривает один из пунктов плана.
1 группа: Крестьянский вопрос: проекты и реалии. Проекты отмены крепостного права А. А. Аракчеева и Н.С Мордвинова.
Вопросы и задания:
1. Назовите общие черты проектов отмены
крепостного права.
2. Почему проекты носили печать незавершенности и
половинчатости?
2 группа: Преобразования государственного строя: проекты и эксперименты.
Вопросы и задания:
1. На основе текста составьте схему, отражающую
систему высших органов власти Царства Польского.
2. На основе текста составьте схему, показывающую
систему органов государственной власти по
«Уставной грамоте».
3 группа: А.А Аракчеев: всесильный властитель или покорный исполнитель?
Вопросы и задания:
1. На основе текста источника выделите черты
характера Аракчеева и определите его
взаимоотношения с Александром I.
2. Что разумного было в создании военных
поселений?
При работе над текстом учащиеся отмечают: V (знаю), – (не знаю), + (это интересно), ? (не понял).
– Какие вопросы у вас возникли во время работы с источниками?
V. Первичное закрепление во внешней речи
– Почему не было отменено крепостное право?
– Пользу или вред получила Россия, реализуя
проект «военных поселений»?
– Почему Польша получила широкую автономию?
– Сравните проект М. М. Сперанского и Н. Н.
Новосильцева. Какой из проектов был более
приемлем для России?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Выполнение теста (по проекту Н. Н. Новосильцева, «военным поселениям», по проекту А.А. Аракчеева).
VII. Включение в систему знаний и повторения
Анализ записи на доске.
1812 г. – отставка М. М. Сперанского.
1815 г. – запрещение крепостным крестьянам
«отыскивать вольность».
1816-1819 г. – личное освобождение от крепостной
зависимости без права на землю прибалтийских
крестьян.
1815 г. – Дарование Конституции Польше.
1822 г. – право помещикам без суда ссылать
крепостных крестьян в Сибирь за «дурное
поведение».
– О чем свидетельствует данный перечень? Как
его можно озаглавить?
– Спрогнозируйте последствия отсутствия
твердой линии во внутренней политике Александра
I.
VIII. Рефлексия деятельности. Самооценка
– Что нового вы узнали на уроке?
(Учащиеся возвращаются на этап «вызова»)
– Каково ваше отношение к народному наречению Александра I «победителем»? Ответ обоснуйте.
IX. Домашнее задание
Опережающее чтение текста § 25 «Движение декабристов».