Как понять друг друга, или использование соционических знаний в обучении и воспитании

Разделы: Школьная психологическая служба


Как часто мы слышим друг от друга: "Я тебя не понимаю". Почему одни люди понимают, а другие, может, никогда не поймут?

Каждый год первого сентября мы встречаемся вновь со своими учениками. Кого-то мы знаем уже не первый год, а кого-то видим впервые. К кому-то сразу проникаемся симпатией, а кого-то сторонимся. Как часто учителя или ученики сетуют друг на друга: "Объясняю для всех одинаково, а Иванова или Петрова научить не могу", - удивляется учитель. "Она меня не любит, все время придирается ко мне", - в ответ можно услышать от ученика. Почему одним интересно на уроке, а другим нет? Почему с одними нам общаться легко и приятно? А с другими общение - тяжкий труд. Почему одни понимают с полуслова? А другие только тогда, когда им объясняют все очень подробно и несколько раз. Почему так происходит? Часто на этот вопрос мы не можем ответить, как не стараемся. В одном довольно старом фильме про школу "Доживем до понедельника" один из главных героев на вопрос: "Что такое счастье?" ответил так: "Счастье - это когда тебя понимают".

Что же надо знать о человеке, чтобы его лучше понять? В этом пособии для классных руководителей, педагогов и психологов вы сможете найти ответ на этот вопрос.

Обратимся к молодой, но уже достаточно популярной науке - соционике. Она наряду с психологией может оказать огромную помощь в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей.

Ключевым понятием данной науки является социотип.

Социотип - это тип личности, отличающийся от других способом переработки информации, поступающей в наше сознание [3].

Всего выделено 16 социотипов. Поступающая информация рассматривается в четырех разных аспектах.

Попробуйте ответить на такие вопросы, как:

- Какой мир определяет нашу жизнедеятельность, внутренний или внешний?

- Какого типа информацию мы лучше усваиваем, конкретную или абстрактную?

- Какой мир нам более интересен, мир объективной реальности или человеческие отношения?

- Ну и наконец, как мы организуем нашу жизнь, как идем к намеченной цели?

Ответив на них, мы узнаем, кто мы - интроверт или экстраверт; "сенсорик или интуит"; "логик или этик"; рационал или иррационал. (С некоторыми, наиболее отличительными характеристиками вышеперечисленных признаков, вы сможете познакомиться в приложении 3 "Соционика в таблицах").

Например, рационал работает равномерно, иррационал - волнообразно. Иррациональные типы непостоянны, их настроение может меняться порой несколько раз в день. Рационалы же достаточно предсказуемы в поведении. Логиками управляют объективные законы, а этиками - чувства. Логики стремятся решать проблему, а этики стремятся к эмоциональному комфорту. Экстраверты больше отдают энергии, чем сохраняют, интроверты - наоборот. Интроверт - "освоитель", а экстраверт - "покоритель". Сенсорики лучше ориентируются в пространстве, а интуиты во времени. Сенсорики - это спринтеры, их девиз "здесь и сейчас", а интуиты - стайеры, они готовы заглядывать далеко в будущее. То, что перечислено выше, это лишь очень малая доля информации, "капля в море", которую дает соционический анализ личности.

Соединяя в различных комбинациях вышеуказанные характеристики, мы получим 16 социотипов. Каждый из них характеризуется как позитивными качествами, так и проблемными. Знание основ психологии возрастных особенностей детей, ее практических методов оказывают огромную помощь в осуществлении индивидуального подхода к учащимся. Но необходимо признать, что большинство диагностик основаны на индуктивном методе исследования, т.е. на суммировании фактического материала, а затем на его обобщении. В результате мы получаем некую констатацию фактов: он такой, т.е. "следствие". Причина, почему он такой, часто остается неизвестной. Соционический анализ основан на дедуктивном методе. Мы получаем колоссальную информацию об учащемся, правильно определив его социотип. А главное, мы узнаем причину, почему учащийся именно такой.

Современное обучение, несмотря на использование индивидуального подхода к каждому ребенку все равно предполагает классно-урочную систему обучения в целом. Поэтому, для того, чтобы мы могли увидеть потенциал каждого ребенка в своем классе, знать, что ему дано от природы, и надо развивать, а чему учить, надо проанализировать интегральный социотип класса. Сделать это можно составив соционическую характеристику класса (Приложение 4)

Соционическая характеристика класса составляется на основе данных, полученных в ходе диагностики "Определение социотипа". Фамилии учащихся заносятся в таблицу №2 соответственно их социотипу. Анализ данной таблицы показывает соотношение учащихся разных темпераментов. 16 социотипов распределяются по четырем типам темперамента, эти группы можно охарактеризовать определенным образом [1]. Знание типичных темпераментов позволяет ориентироваться в таком немаловажном вопросе, как соответствие социотипа учителя поведенческим реакциям класса. В.В. Гуленко в своих работах [1] описывает такую возможность подбора учителя классу.

В таблицу №3 соционической характеристики класса записывается количество учащихся, относящихся к сенсорикам, интуитам, логикам, этикам, экстравертам, интровертам, рационалам и иррационалам. Здесь же даются основные рекомендации по работе с учащимися, которых большинство. Например: если сенсориков 24, интуитов 19, то описываются признаки сенсориков.

Сенсорные ощущения и интуиция - это два противоположных способа получения информации. Дети сенсорики узнают мир благодаря информации, которую они получают непосредственно через свои пять органов чувств. В то время как детей - интуитов главным образом интересуют значения, связи, возможности, связанные с информацией, которую они получают через свое шестое чувство. Другими словами: ребенок сенсорик замечает конкретные детали объекта, а ребенок интуит - сам объект. Ни один из способов восприятия не является неправильным, они просто разные.

Экстраверты и интроверты характеризуются различными источниками энергии: изнутри, из своих мыслей и впечатлений, или извне, из окружающих вас людей и вещей.

Два кардинально отличных друг от друга метода принятия решений - это логика и этика. Это отличие оказывает значительное влияние на тысячи решений, которые мы принимаем каждый день. Невнимание к этой сфере является причиной многих обид, конфликтов и того глубокого чувства непонимания, которого испытывают многие дети. В сущности логики и этики принимают решения противоположным способом потому, что исходят из совершенно разных критериев. Логики руководствуются объективной информацией, учитывая необходимые последствия каждого действия. Стиль их мышления является беспристрастным и аналитичным, они смотрят назад, взвешивают все "за" и "против" и затем принимают решение. Этики принимают решения более личным образом, исходя из своих субъективных ценностей.

Самое важное различие между рационалами и иррационалами заключается в уровне комфорта, которым сопровождается принятие решений. Детям - рационалам нравится жить в хорошо структурированном, организованном и распланированном окружении. Им нравится принимать решения, и они чувствуют себя комфортно тогда, когда знают, чего ожидать и что должно произойти. Дети - рационалы начинают беспокоиться тогда, когда какой-то вопрос в течение длительного промежутка времени остается нерешенным.

Они предпочитают не вносить слишком много изменений в свои планы. Им нужно немного времени, чтобы привыкнуть даже к приятным сюрпризам.

Необходимость сделать выбор вызывает беспокойство детей - иррационалов, потому что выбор означат ограничение возможностей.

Интегральный социотип класса определяется по преобладающим функциям и записывается под № 4. Например, если рационалов больше, чем иррационалов, то интегральный социотип рационален. Остальные функции определяются так же. Для определения названия социотипа можно воспользоваться таблицей №2, где написаны названия социотипов и их аббревиатура. Например, социотип "искатель" 2368 ИЛИЭ - иррационал, логик, интуит, экстраверт. Сильные и слабые стороны социотипа описаны в характеристиках, которые дает В.В. Гуленко в своих работах [1].

В таблицу № 5 заносятся фамилии учащихся соответственно их сенсорному восприятию: аудиалы, визуалы, кинестетики, речевое восприятие. При обучении детей очень важно учитывать их ведущий сенсорный канал [1]. При выборе форм и методов преподавания в том или другом конкретном классе полезно знать, какая из групп там представлена наиболее полно, а какая, может быть, требует индивидуального подхода. В рекомендациях записывается информация по работе с учащимися, которых большинство в классе.

В таблицу № 6 заносятся фамилии учащихся, которые относятся к соответствующим сферам деятельности: управленцы, социалы, гуманитарии, исследователи. Киевляне В.Гуленко и А.Овчаров в своем подходе к анализу сфер деятельности различают четыре типа ума. В соответствии с ними выделяют четыре крупных сферы деятельности соционических типов: гуманитарно-социальная, художественно-гуманитарная, объективно-управленческая, научно-техническая.

По сводной таблице № 6 определяется приоритетное профильное направление и записывается под № 7. В графе "рекомендации" записываются основные методы, которые можно использовать при работе с этим классом. Организация профориентационной работы планируется на основе знакомства с рекомендуемыми профессиями для того или иного социотипа. Тип личности - устойчивая психологическая структура, определяющая сильные и слабые стороны личности. Знание своего психологического типа позволяет человеку выбрать дело по душе, избежать лишних трудностей. Цель профориентационной работы будет состоять в том, чтобы ребенок смог в практической деятельности осознать свои сильные и слабые стороны, познакомиться с миром профессий, где он может быть успешен.

В таблицу № 8 заносятся фамилии учащихся соответственно их мотивации к деятельности. В графе "рекомендации" описываются приемы стимулирующей деятельности для группы учащихся, которая составляет большую часть класса.

Данная информация поможет эффективно стимулировать у детей желание учиться или делать что-либо. Можно выделить четыре стимульные группы [1], внутри которых социотипы мотивируются сходным способом. Это:

  • статус /Администратор, Энтузиаст, Политик, Маршал/
  • благосостояние /Инспектор, Хранитель, Мастер, Посредник/
  • уникальность /Предприниматель, Наставник, Искатель, Советчик/
  • самодостаточность /Аналитик. Гуманист, Критик, Лирик,/

В таблицу № 9 заносятся фамилии учащихся соответственно их стрессоустойчивости. В графе "рекомендации" записываются данные о способах оказания помощи детям в стрессовых ситуациях.

Взаимоотношения между людьми можно разделить по степени комфортности:

  • продуктивные (дуальные, тождественные);
  • благоприятные (активационные, зеркальные, полудуальные, родственные, отношения социального заказа, отношения суперэго);
  • нейтральные (полная противоположность, квазитождество, деловые, миражные);
  • неблагоприятные (отношения конфликта и ревизии). Взаимоотношения в коллективе определяются с помощью таблицы интертипных отношений предложенной А.Аугустинавичюте (Приложение 1) в сводную таблицу соответственно заносятся фамилии учащихся и их социотипы, отмечаются типы взаимоотношений между учащимися (таблица №10) и учителями (таблица № 11) Далее производится количественный и качественный анализ этих отношений (таблицы № 12, и № 13)

Рекомендации по работе с активом класса (№ 14) дается на основе знаний личностных качеств и потенциальных возможностей учащихся исходя из характеристики их социотипа. Помочь в этом может сводная таблица (Приложение 2), составленная на основе анализа литературы по данной теме.

Определение социотипа учащегося может проводиться как психологом, так классным руководителем. Возраст учащихся, для которых могут использоваться ниже предложенные диагностики, от 10 - 11 лет и старше. Обследование производится в несколько этапов.

1. Коллективная диагностика. В ходе ее используется "Тест для определения типа личности ребенка школьного возраста" [3]. Данный тест может быть предложен детям с 4 по 7 класс. В ходе диагностики определяются социотипы учащихся, затем учитель знакомиться с характеристиками данных социотипов и сопоставляет их с качествами учащихся, исходя из своих наблюдений и наблюдений взрослых, работающих с данным ребенком, это могут быть другие учителя или родители. Если качества ученика соответствуют качествам данного социотипа, то можно считать, что социотип определен правильно.

2. Если характеристика социотипа не соответствует качествам учащегося, то ему предлагается еще раз сделать данный тест, но при вступительной беседе акцент делается на то, чтоб ребенок не боялся неправильных ответов на вопросы: каждый человек имеет какие - то сильные и слабые качества. Этого стесняться не надо. Если мы будем знать, что у нас получается плохо, то мы будем стараться не допускать оплошностей именно там, где мы "слабы", или попросим кого-то помочь.

При определении социотипа, а точнее дифференциации признаков: рационал - иррационал, логик - этик, сенсорик - интуит, интроверт - экстраверт, можно воспользоваться "Соционикой в таблицах" (Приложении 3).

Из опыта работы:.

Использование соционических знаний при организации предпрофильного обучения.

Концепция модернизации образования определила необходимость перехода старшей школы на профильное обучение. Завершая обучение в среднем звене, учащиеся должны определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Важной задачей предпрофильного обучения является определение профильных дисциплин для успешного овладения будущей профессией.

На базе МОУ СОШ № 73 школы было проведено мониторинговое исследование "Изучение образовательного запроса учащихся на этапе перехода на предпрофильное обучение" в 8-х классах, "Профориентационная диагностика" в 9-х классах (всего было продиагностировано 50 учащихся.)

Диагностика проводилась в двух направлениях: с использованием традиционных методик ("Карта интересов" Е. Г. Гольмштока:, анкеты для учащихся и их родителей и др.) и соционический анализ класса, в ходе которого определялся социотип каждого ученика, по методикам А.А, Овчарова.

Перед нами стояла задача: сравнить результаты, полученные в ходе традиционных диагностик и соционического анализа; определить, как они коррелируют друг с другом; выбрать наименее энергозатратные методики.

Данные (по восьмым классам) выбора сфер профиля обучения учащимися в процентном соотношении.

Сфера профилей обучения Традиционная методика Соционический анализ
Объективно-управленческая сфера 33 % 37 %
Художественно-гуманитарная сфера. 29 % 21 %
Гуманитарно-социальная сфера. 21 % 21 %
Научно-техническая сфера. 17 % 21 %

Качественный анализ показал, что у 84 % учащихся совпал выбор будущей сферы деятельности с предполагаемым, исходя из определенного ими социотипа в ходе диагностики.

У 16 % учащихся выбор сферы не совпал с предполагаемым профилем, но необходимо отметить: их ведущие интересы и склонности, определенные по традиционным методикам, были не выражены.

По результатам опроса учащихся были выявлены достаточно разнообразные формы изучения учебного материала на элективных курсах: проведение научных исследований и экспериментов, индивидуальные консультации, традиционные учебные занятия, обучение в практической деятельности, игровое моделирование и т.д.

Соционический анализ, в свою очередь, учитывая возможности каждого социотипа воспринимать, перерабатывать и выдавать информацию, позволил конкретизировать содержание, формы и методы проведения элективных курсов.

Например, 32 % учащихся восьмого класса - сенсорные логики, поэтому для них более привлекательными будут краткосрочные курсы по времени, на которых они могут получить реальный результат "здесь и сейчас". Занятия должны иметь практический характер, можно использовать деловые игры. Более предпочтительными для них будут предметы естественно - научного цикла и точные науки.

13 % - интуитивные логики. Их привлекает новое, неизведанное. Им можно предложить написание проектов в качестве зачетной работы.

23 % - интуитивные этики. Для них привлекательна новизна, перспектива, любая возможность самовыражения. Более предпочтительными для них будут предметы гуманитарного цикла и искусство.

32 % - сенсорные этики. Общение - вот что их привлекает. Традиционная форма - урок, как форма проведения элективных курсов, для них неприемлема. Тренинги, ролевые игры - вот что может их привлечь, и где они могут себя проявить.

Такой прогноз был сделан в мае 2005 года.

В сентябре 2005 года из 14 предложенных элективных курсов учащимися были выбраны 9, причем 75 % сенсорных логиков выбрали элективные курсы по химии, биологии, т.е. предметы естественно - научного цикла, либо по математике, т.е. точную науку.

  • 75 % сенсорных этиков выбрали элективный курс по психологии "Учись общаться".
  • 60 % интуитивных логиков предпочли экспериментальный курс по химии.
  • 60 % интуитивных этиков выбрали курс по охране безопасности жизнедеятельности, 30% выбрали элективный курс "Стиль, имидж, визаж".

В ходе опроса учащихся в марте 2006 года выявлено, что предполагаемое распределение по профилям следующее:

Сфера профилей обучения. Соционический анализ,
май 2005 г.
Предполагаемый профиль обучения,
сентябрь 2006 г.
Объективно-управленческая сфера. 37% 38%
Художественно-гуманитарная сфера. 21% 19%
Гуманитарно-социальная сфера. 21 % 17 %
Научно-техническая сфера 21% 26%

Результаты показывают, что расхождение между данными соционического анализа и выбором учащихся незначительны. Таким образом, из выше изложенного можно сделать следующие выводы. С помощью соционического анализа возможна диагностика учащихся на этапе предпрофильного обучения и в ходе профориентации. Она, в отличие от традиционных методик, менее энергозатратна; при этом, кроме определения сферы деятельности, в которой учащиеся в дальнейшем смогут себя реализовать, правильно определенный социотип позволяет раскрыть природные особенности человека; помогает лучше понять себя, свои потребности и оценить свой внутренний потенциал. В результате чего, сделать правильный и обоснованный выбор дальнейшего профильного и профессионального образования.

Список используемой литературы.

1. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике

2. Гуленко В.В.Менеджмент слаженной команды: Соционика для руководителей.- М.: ООО "Издательство Астрель":2005.

3. Румянцева Е.А. На пути к взаимопониманию.- М.: Армада - Пресс, 2002.

4. Тайгер П. Какого типа ваш ребенок? - М.: АСТ: Астрель, 2005.

5. Танаев В., Карнаух И. Практическая психология управления.- М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2004.

6. Филатова Е. Соционика для Вас. - СПб.: Сибирский хронограф, 1994.