Умножение трехзначного числа на однозначное с элементами краеведения

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ознакомить со способом умножения трехзначного числа на однозначное;
  • способствовать развитию приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; памяти, внимания;
  • воспитывать интерес к изучению природы родного края, расширить и
  • конкретизировать знания детей о водоемах Мурманской области.

Оборудование:

  • карта Мурманской области;
  • надпись "Водоемы Мурманской области"
  • листы с надписями: "Самое большое озеро", "Самое уникальное озеро", "Самая длинная река";
  • лодочки с написанными на них примерами;
  • набор карточек для составления задач.

Ход урока

1. - Сегодня на уроке мы совершим путешествие по нашему краю. Часто путешественников поджидают трудности. Как легче их преодолеть?

- Всем вместе и с улыбкой.

- Улыбнитесь друг другу, почувствуем, что рядом с нами друзья, готовые прийти на помощь. Садитесь.

2. - Отгадайте, о чем речь:

Много ее - беда!
Мало ее - беда!
Она нам нужна всегда
Больше, чем даже еда.

- Вода.

- Как догадались?

- Что будет предметом изучения во время нашего путешествия?

- Не просто вода, а водоемы нашей области (на доску учитель вывешивает надпись "Водоемы Мурманской области").

3. А) - Для путешествия нам нужен транспорт. Как назывались рыболовные судна поморов?

- Карбасы, позднее они стали называться "шняки".

- На карбасах мы отправимся в море. А какие моря омывают Кольский полуостров?

- Кольский полуостров омывает Баренцево море и Белое.

- У нас необычные карбасы. На них выражения. Посмотрите на выражения и определите, чем будем сегодня заниматься на уроке?

147 х 2 41 х 8 213 х 3
76 х 9 121 х 4 219 х 4
412 х 2 104 х 3 49 х 7

- Будем выполнять внетабличное умножение, умножать 2-х и 3-хзначные числа на однозначное число.

Б) - Сформулируйте задание к данным выражениям.

- Распределить на группы.

- На какие группы можно распределить выражения?

- Умножение двухзначное числа на однозначное и 2 группа - умножение трехзначного числа на однозначное.

Дети расставляют примеры в 2 группы:

41 х 8 213 х 3
76 х 9 121 х 4
49 х 7 219 х 4
  104 х 3
  412 х 2
  147 х 2

- Что поможет нам умножить 2-значное число на 1-значное?

- Алгоритм умножения 2-значного числа на 1-значное.

- Прочитайте алгоритм (на доске дан алгоритм вразброс). Соответствует ли он умножению 2-значного числа?

Результаты складываем

Раскладываем 2-значное число на сумму разрядных слагаемых

Каждое слагаемое умножаем на число

- Нет, перепутан порядок.

- Восстановите его. (дети переставляют карточки в нужном порядке).

- Прочитайте, что получилось. Пользуясь алгоритмом, решите примеры самостоятельно. (3 ученика решают по 1 примеру на полоске бумаги маркером, вывешиваются с обратной стороны доски).

В) Проверка.

- Сравните способ решения и результат. У кого так, отметьте на полях, что справились с заданием без ошибок.

- Что помогло сосчитать эти произведения?

- Алгоритм.

- Какие знания вы использовали при этом?

- Знание таблицы умножения, умение представлять число в виде суммы разрядных слагаемых, распределительный закон умножения).

4. А) - Посмотрите на оставшиеся произведения. Что заметили?

- Мы можем распределить их в 2 столбика: с переходом через разряд и без перехода через разряд.

213 х 3 147 х 2
121 х 4 219 х 4
412 х 2 104 х 3

- Произведения какого столбика можем вычислить устно? Как?

- Мы можем единицы каждого разряда умножить на число.

- Выполните умножение устно.

- Составьте в парах подобный пример. (работа в парах)

- Проверим, как вы справились с работой (проверить 4-5 примеров)

- Остальные примеры мы используем на следующем уроке для тренировки устных вычислений.

- Как умножить 3-значное число на 1-значное, где нет перехода через разряд?

- Единицы каждого разряда умножить на число.

Б) - Посмотрите на примеры 2 столбика. Что поможет в решении этих примеров?

- Алгоритм.

- Все ли в этом алгоритме нам подходит?

- Нет, у нас алгоритм для 2-значного числа. Нужно его изменить- указать, что раскладываем 3-значное число.

Изменить строчку алгоритма:

Раскладываем 3-значное число на сумму разрядных слагаемых

- 1 пример сделаем с объяснением у доски.

- 2-й пример решите в парах. (одна пара решает на листе маркером, затем лист вывешивается на доску).

- Проверим: у кого так?

- 3 пример решите самостоятельно. Кто быстро решит, ответы запишет на листках (3-4 ученика)

- Посмотрите, какие ответы получились у детей. Кто не согласен? Как умножить 3-значное число на 1-значное? (ученики зачитывают алгоритм).

5. Физминутка.

У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучится:
"Тук-тук! Дверь открой,
Там в лесу охотник злой!"
"Зайка, зайка, забегай,
Лапку мне давай!"

6. - В Мурманской области насчитывается около 1200 озер. У меня на карте выделены 3 наиболее крупных озера, площадь которых соответствует ответам наших произведений. Прочитайте названия этих озер.

На доске: Озера:

  • Ковдозеро
  • Имандра
  • Умбозеро

- Попробуйте на глаз определить, какое число соответствует площади каждого озера.

  • Ковдозеро - 294 км?
  • Имандра - 876 км?
  • Умбозеро - 312 км ?

- Какое озеро мы внесем в книгу природных рекордов нашей области?

- Озеро Имандра.

Самое большое озеро - Имандра 876км?

Б) На уроке окружающего мира я давала вам задание найти материал об озерах нашего края. Об одном уникальном озере мы сейчас услышим.

Рассказ ученика:

Площадь этого озера незначительна. Его сравнивают со слоеным пирогом: ученые обнаружили в нем 4 различных слоя воды, которые не перемешиваются. У самого дна безжизненная сероводородная зона. Этот слой насыщен ядовитыми газами. Далее идет прослойка "розовой" воды. Здесь живут пурпурные бактерии, окрашивая летом воду в вишнево-розовый цвет. Вода следующего слоя такая же соленая, как в море. Поэтому здесь живут морские обитатели: медузы, актинии, морские звезды, треска, окунь. В следующем слое морская вода перемешивается с озерной, а на самом верху вода пресная, прозрачная. Здесь живут пресноводные обитатели.

Жизнь морских представителей довольно сурова: ни в пресной воде, ни тем более в сероводородной зоне они жить не могут.

- Как можно назвать эту страницу нашей книги?

 Самое уникальное озеро - Могильное

7. - Какие еще водоемы есть на территории нашей области?

- Реки.

- Какие реки вы знаете? (Дети называют и показывают на карте известные им реки).

- Кто догадался, какие сведения мы должны выяснить о реках и занести в нашу книгу?

- Самую длинную реку области.

- Посмотрите, какие сведения о реках у меня есть. Пользуясь ими, составьте задачи.

На доску выставляется набор пополняемых табличек, из которых ученики составляют задачи:

  • Варзуга - ? , на 164 км короче, чем Поной
  • Стрельна - 213 км
  • Тулома - ? на 452 км короче, чем Поной и Варзуга вместе
  • Поной - ? , в 2 раза длиннее Стрельны

Составляются задачи:

1) Стрельна - 213 км

  • Поной - ?, в 2 раза длиннее Стрельны

- Что можете сказать об этой задаче?

- Она простая, будем решать одним действием, умножением.

2) - Кто составил другую задачу?

  • Стрельна - 213 км
  • Поной - ?, в 2 раза длиннее Стрельны
  • Варзуга - ?, на 164 км короче, чем Поной

- Что можете сказать об этой задаче?

- Она состоит из двух простых задач. В ее решении 2 действия.

3) - Какую еще можно составить задачу?

Стрельна - 213 км

  • Поной - ?, в 2 раза длиннее Стрельны
  • Варзуга - ? , на 164км короче, чем Поной
  • Тулома - ?, на 452 км короче, чем Поной и Варзуга вместе.

- Что можете сказать об этой задаче?

- Она составная, составная, состоит из 4 простых задач.

- Выберите одну задачу себе по силам. Решите.

Проверка. На доске названия рек. Записываются длины рек:

  • Поной - 426 км
  • Варзуга - 262 км
  • Тулома - 236 км

- Мы нашли длину рек. Какие навыки нам пригодились при решении задач?

- Умение умножать 3-значное число на однозначное, умение складывать и вычитать 3-значные числа.

- Какую реку внесем в нашу книгу?

Самая длинная река

П о н о й

426 км

8. Итог.

- Что необычного было в нашем уроке?

- Кроме того, что мы умножали 2- и 3-значные числа на однозначное, мы еще выяснили, какое озеро самое большое в нашем крае, узнали о необычном озере, о самой большой реке.

- На каком транспорте мы путешествовали?

- Нашим транспортом была поморская рыбацкая лодка - шняка.

- Нарисуйте на полях схематично лодочку. Нарисуйте в ней себя зеленым карандашом, если путешествие было приятным, все получилось отлично; если не все было понятно, было трудно - нарисуйте себя красным карандашом.

- Наши реки, озера, тундры, леса необычайно красивы. Ведь не зря саамская поэтесса Октябрина Воронова написала строчки, которые мы взяли эпиграфом к нашей книге:

На все чудесные края,
Что за лесами, за полями,
Мое родное Заполярье
Не променяю в жизни я.