Цели:
- ознакомить со способом умножения трехзначного числа на однозначное;
- способствовать развитию приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; памяти, внимания;
- воспитывать интерес к изучению природы родного края, расширить и
- конкретизировать знания детей о водоемах Мурманской области.
Оборудование:
- карта Мурманской области;
- надпись "Водоемы Мурманской области"
- листы с надписями: "Самое большое озеро", "Самое уникальное озеро", "Самая длинная река";
- лодочки с написанными на них примерами;
- набор карточек для составления задач.
Ход урока
1. - Сегодня на уроке мы совершим путешествие по нашему краю. Часто путешественников поджидают трудности. Как легче их преодолеть?
- Всем вместе и с улыбкой.
- Улыбнитесь друг другу, почувствуем, что рядом с нами друзья, готовые прийти на помощь. Садитесь.
2. - Отгадайте, о чем речь:
Много ее - беда!
Мало ее - беда!
Она нам нужна всегда
Больше, чем даже еда.
- Вода.
- Как догадались?
- Что будет предметом изучения во время нашего путешествия?
- Не просто вода, а водоемы нашей области (на доску учитель вывешивает надпись "Водоемы Мурманской области").
3. А) - Для путешествия нам нужен транспорт. Как назывались рыболовные судна поморов?
- Карбасы, позднее они стали называться "шняки".
- На карбасах мы отправимся в море. А какие моря омывают Кольский полуостров?
- Кольский полуостров омывает Баренцево море и Белое.
- У нас необычные карбасы. На них выражения. Посмотрите на выражения и определите, чем будем сегодня заниматься на уроке?
147 х 2 41 х 8 213 х 3 76 х 9 121 х 4 219 х 4 412 х 2 104 х 3 49 х 7
- Будем выполнять внетабличное умножение, умножать 2-х и 3-хзначные числа на однозначное число.
Б) - Сформулируйте задание к данным выражениям.
- Распределить на группы.
- На какие группы можно распределить выражения?
- Умножение двухзначное числа на однозначное и 2 группа - умножение трехзначного числа на однозначное.
Дети расставляют примеры в 2 группы:
41 х 8 213 х 3 76 х 9 121 х 4 49 х 7 219 х 4 104 х 3 412 х 2 147 х 2
- Что поможет нам умножить 2-значное число на 1-значное?
- Алгоритм умножения 2-значного числа на 1-значное.
- Прочитайте алгоритм (на доске дан алгоритм вразброс). Соответствует ли он умножению 2-значного числа?
Результаты складываем
Раскладываем 2-значное число на сумму разрядных слагаемых
Каждое слагаемое умножаем на число
- Нет, перепутан порядок.
- Восстановите его. (дети переставляют карточки в нужном порядке).
- Прочитайте, что получилось. Пользуясь алгоритмом, решите примеры самостоятельно. (3 ученика решают по 1 примеру на полоске бумаги маркером, вывешиваются с обратной стороны доски).
В) Проверка.
- Сравните способ решения и результат. У кого так, отметьте на полях, что справились с заданием без ошибок.
- Что помогло сосчитать эти произведения?
- Алгоритм.
- Какие знания вы использовали при этом?
- Знание таблицы умножения, умение представлять число в виде суммы разрядных слагаемых, распределительный закон умножения).
4. А) - Посмотрите на оставшиеся произведения. Что заметили?
- Мы можем распределить их в 2 столбика: с переходом через разряд и без перехода через разряд.
213 х 3 147 х 2 121 х 4 219 х 4 412 х 2 104 х 3
- Произведения какого столбика можем вычислить устно? Как?
- Мы можем единицы каждого разряда умножить на число.
- Выполните умножение устно.
- Составьте в парах подобный пример. (работа в парах)
- Проверим, как вы справились с работой (проверить 4-5 примеров)
- Остальные примеры мы используем на следующем уроке для тренировки устных вычислений.
- Как умножить 3-значное число на 1-значное, где нет перехода через разряд?
- Единицы каждого разряда умножить на число.
Б) - Посмотрите на примеры 2 столбика. Что поможет в решении этих примеров?
- Алгоритм.
- Все ли в этом алгоритме нам подходит?
- Нет, у нас алгоритм для 2-значного числа. Нужно его изменить- указать, что раскладываем 3-значное число.
Изменить строчку алгоритма:
Раскладываем 3-значное число на сумму разрядных слагаемых
- 1 пример сделаем с объяснением у доски.
- 2-й пример решите в парах. (одна пара решает на листе маркером, затем лист вывешивается на доску).
- Проверим: у кого так?
- 3 пример решите самостоятельно. Кто быстро решит, ответы запишет на листках (3-4 ученика)
- Посмотрите, какие ответы получились у детей. Кто не согласен? Как умножить 3-значное число на 1-значное? (ученики зачитывают алгоритм).
5. Физминутка.
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучится:
"Тук-тук! Дверь открой,
Там в лесу охотник злой!"
"Зайка, зайка, забегай,
Лапку мне давай!"
6. - В Мурманской области насчитывается около 1200 озер. У меня на карте выделены 3 наиболее крупных озера, площадь которых соответствует ответам наших произведений. Прочитайте названия этих озер.
На доске: Озера:
- Ковдозеро
- Имандра
- Умбозеро
- Попробуйте на глаз определить, какое число соответствует площади каждого озера.
- Ковдозеро - 294 км?
- Имандра - 876 км?
- Умбозеро - 312 км ?
- Какое озеро мы внесем в книгу природных рекордов нашей области?
- Озеро Имандра.
Самое большое озеро - Имандра 876км?
Б) На уроке окружающего мира я давала вам задание найти материал об озерах нашего края. Об одном уникальном озере мы сейчас услышим.
Рассказ ученика:
Площадь этого озера незначительна. Его сравнивают со слоеным пирогом: ученые обнаружили в нем 4 различных слоя воды, которые не перемешиваются. У самого дна безжизненная сероводородная зона. Этот слой насыщен ядовитыми газами. Далее идет прослойка "розовой" воды. Здесь живут пурпурные бактерии, окрашивая летом воду в вишнево-розовый цвет. Вода следующего слоя такая же соленая, как в море. Поэтому здесь живут морские обитатели: медузы, актинии, морские звезды, треска, окунь. В следующем слое морская вода перемешивается с озерной, а на самом верху вода пресная, прозрачная. Здесь живут пресноводные обитатели.
Жизнь морских представителей довольно сурова: ни в пресной воде, ни тем более в сероводородной зоне они жить не могут.
- Как можно назвать эту страницу нашей книги?
Самое уникальное озеро - Могильное
7. - Какие еще водоемы есть на территории нашей области?
- Реки.
- Какие реки вы знаете? (Дети называют и показывают на карте известные им реки).
- Кто догадался, какие сведения мы должны выяснить о реках и занести в нашу книгу?
- Самую длинную реку области.
- Посмотрите, какие сведения о реках у меня есть. Пользуясь ими, составьте задачи.
На доску выставляется набор пополняемых табличек, из которых ученики составляют задачи:
- Варзуга - ? , на 164 км короче, чем Поной
- Стрельна - 213 км
- Тулома - ? на 452 км короче, чем Поной и Варзуга вместе
- Поной - ? , в 2 раза длиннее Стрельны
Составляются задачи:
1) Стрельна - 213 км
- Поной - ?, в 2 раза длиннее Стрельны
- Что можете сказать об этой задаче?
- Она простая, будем решать одним действием, умножением.
2) - Кто составил другую задачу?
- Стрельна - 213 км
- Поной - ?, в 2 раза длиннее Стрельны
- Варзуга - ?, на 164 км короче, чем Поной
- Что можете сказать об этой задаче?
- Она состоит из двух простых задач. В ее решении 2 действия.
3) - Какую еще можно составить задачу?
Стрельна - 213 км
- Поной - ?, в 2 раза длиннее Стрельны
- Варзуга - ? , на 164км короче, чем Поной
- Тулома - ?, на 452 км короче, чем Поной и Варзуга вместе.
- Что можете сказать об этой задаче?
- Она составная, составная, состоит из 4 простых задач.
- Выберите одну задачу себе по силам. Решите.
Проверка. На доске названия рек. Записываются длины рек:
- Поной - 426 км
- Варзуга - 262 км
- Тулома - 236 км
- Мы нашли длину рек. Какие навыки нам пригодились при решении задач?
- Умение умножать 3-значное число на однозначное, умение складывать и вычитать 3-значные числа.
- Какую реку внесем в нашу книгу?
Самая длинная река
П о н о й
426 км
8. Итог.
- Что необычного было в нашем уроке?
- Кроме того, что мы умножали 2- и 3-значные числа на однозначное, мы еще выяснили, какое озеро самое большое в нашем крае, узнали о необычном озере, о самой большой реке.
- На каком транспорте мы путешествовали?
- Нашим транспортом была поморская рыбацкая лодка - шняка.
- Нарисуйте на полях схематично лодочку. Нарисуйте в ней себя зеленым карандашом, если путешествие было приятным, все получилось отлично; если не все было понятно, было трудно - нарисуйте себя красным карандашом.
- Наши реки, озера, тундры, леса необычайно красивы. Ведь не зря саамская поэтесса Октябрина Воронова написала строчки, которые мы взяли эпиграфом к нашей книге:
На все чудесные края,
Что за лесами, за полями,
Мое родное Заполярье
Не променяю в жизни я.