Цели и задачи: Разобрать основные экологические проблемы в России и в Омской области их сущность, виды, причины, вызывающие их. Сформировать представление о современных методах контроля над состоянием окружающей среды, систематизировать знания об антропогенном воздействии на окружающую среду. Показать важность экологических проблем, межпредметную связь географии и химии. Воспитывать экологическое сознание.
Вид урока: интегрированный урок- конференция по химии и географии.
Методы: беседа, рассказ, частично- поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: коллекция «Нефть и главные продукты переработки», карты России: физическая и экологическая, таблицы со статистическими данными, экологические плакаты, фильм о загрязнении воздуха, высказывания о бережном отношении к природе.
План урока.
- Организационный момент. (Постановка цели.)
- Особенности экологической обстановки в России и в Омской области, ее оценка.
- Выступления учащихся.
- Итоги урока.
Ход урока
«Пора бы человечеству понять, богатство у природы отбирая
Что землю нужно тоже охранять: она, как мы такая же живая!»
- Здравствуйте, садитесь. Прочитайте эпиграф урока и вдумайтесь в эти строки.
На доске у нас вопросы:
- Каковы причины загрязнений воздуха, воды, почвы?
- Какая экологическая ситуация в России и в Омской области?
- Какие меры необходимо ввести, чтобы улучшить экологическую ситуацию в стране?
Учитель географии:
- Откройте тетради и запишите тему урока: « Экологическая ситуация в России и в Омской области». Ни одна страна в мире не может сегодня сама самостоятельно решить свои экологические проблемы. Данные проблемы затрагивают Россию и наш край. Почему же они возникают?
- Давайте послушаем учеников, которые приготовили сообщения по этим вопросам, (сообщения учеников)
Первый ученик выступает с докладом «Причины загрязнения воздуха».
При добычи полезных ископаемых, их переработки человек получает нужные ему товары и меняет экологическую ситуацию своей хозяйственной деятельностью. Схема на доске:
Источники загрязнения воздуха:
- Естественные они возникают при извержении вулканов, выветривании горных пород, пыльные бури, лесные пожары и т.д.
- Антропогенные они возникают при работе транспорта, промышленных предприятий, сжигании мусора, аварий.
У нас в Омской области много промышленных предприятий, которые наносят ущерб своими выбросами в атмосферу. Автомобильный транспорт тоже вносит изменения в окружающую среду вредными выхлопами. Наиболее загрязненные города России по состоянию воздушного бассейна – Москва, Братск, Магнитогорск, Новокузнецк, Норильск, Липецк, Омск, Хабаровск, Казань, Воронеж. (Просмотр фильма «Загрязнение атмосферы»).
Учитель химии:
-Самые опасные загрязнители воздуха:
- Сернистый газ (ангидрит), при взаимодействии с кислородом образуются:
2SO2+О2=2SO3
SO3+Н2О=Н2SO4
Ангидрит вызывает у человека нарушения в головном мозге, печени, мышцах, частые ОРЗ
- Сероводород (бесцветный, ядовит.)
Н2S вызывает нарушения слуха, пищеварения, малокровие.
- Аммиак NH3 вызывает кашель, рвоту, расстройство дыхания.
- Угарный газ СО вызывает удушье, смерть.
- Шумы. 70% неврозов вызывают шумы.
- Смог- это ядовитый туман.
(Карта Омской области, на которой обозначены самые загрязненные районы.)
Учитель географии:
-Существуют способы защиты воздуха:
- Электрические фильтры на химических предприятиях для обеспыливания и удаления пыли.
- Регулирование выхлопов автотранспорта, своевременное прохождение тех. осмотра.
- Озеленение территории, так как 1 дерево собирает30 кг пыли в год, уменьшает шум, поглощает углекислый газ.
- Создание экологических организаций, которые отслеживают экологическую ситуацию и проводят мониторинг – это система наблюдений и оценки окружающей среды и др.
Сообщение 2-го учащегося на тему: «Загрязнение вод».
Вода - это главный источник жизни на Земле. Но бесконтрольное сбрасывание промышленных отходов превращает реки, моря, озера в сточные канавы, гибнет рыба, заболачиваются территории. Очень опасно загрязнение вод нефтью. В реке Обь концентрация нефти в 15 раз больше нормы. Если говорить о нашем крае, то главной водной артерией Омской области является Иртыш. Иртыш оценивается, как «очень грязная река». На входе в Омскую область в нем уже есть нефтепродукты, фенол, соединения меди, цинка, железа.
Причины:
- Огромные массы ливневых вод попадают в реку без очистки;
- Много оврагов;
- Вырубка водоохранных лесов;
- Старое изношенное оборудование очистительных сооружений;
- Авария на предприятиях цветной металлургии в Казахстане;
- Слабый надзор за перевозкой грузов нефтепродуктов.
Меры:
- Строительство новых современных очистительных сооружений.
- Контроль качества воды.
- Применение новых технологий по очистки вод.
Проведение опыта: Смешиваем воду и нефть, после чего увидели, что образовалась пленка, делаем анализ опыта.
Сообщение 3-го учащегося по теме: «Загрязнение почвы».
Земля является национальным богатством страны любого государства. Она не только кормит, одевает, поит людей, но и является колыбелью людей, где они рождаются, живут и умирают. Россия имеет огромные земельные ресурсы, но из-за деятельности человека происходит деградация почв, а ведь процесс почвообразования долгий за100 лет примерно образуется 1,5- 2 см почвы. В почвах Омского района сегодня содержится немало различных химических элементов, среди которых есть токсичные. Работают ТЭЦ день и ночь дымят трубы, пылит огромный золоотвал. Все это попадает в почву расположенных вокруг садоводческих обществ и сельскохозяйственных предприятий. Томаты «начинены» свинцом, хромом, никелем. В луке хром, в картофеле цинк и никель.
Меры: Необходима мелиорация земель, применение новейших технологий по обработки почвы и увеличение штрафа за нарушение экологической обстановки, создание менее токсичных удобрений, мероприятия по защите почв от ветровой эрозии.
Заключение.
-Сегодня мы на нашем уроке затронули актуальные и наболевшие в масштабах страны и области проблемы. Ведь мы должны стремиться к активному участию в борьбе за сохранение окружающей среды в любых условиях: в школе, на рабочем месте, дома, на прогулке. И наш урок мы хотим закончить призывом: Антуана де Сент – Экзюпери: «Встань пораньше, умойся и приведи в порядок свою планету».
Спасибо за урок. Выставление оценок, домашнее задание.
Использованная литература:
- Г.И Саренко, Л.Н Щербак «Регионоведение: география Омской области». 2005 г.
- В.Н Андреева «Предметная неделя географии в школе». 2005 г.
- В.П Чащин «Природопользование и охрана природы на территории Омской области». Часть 1 2004 г.
- Е.А Жижина 8 класс «Поурочные разработки по географии». 2004 г.