Цель и задачи урока:
- Познакомить учащихся с классификацией животных по типу пищи; рассмотреть цепи питания животных; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защиты от врагов.
- Развивать умения и навыки учащихся работать с опорными схемами, карточками, делать обобщения и выводы.
- Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: презентация, учебники, карточки с текстом для групповой работы, ножницы и клей у каждого ученика.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа по карточкам.
а) Какую роль в питании растений играют корень,
стебель, листья?
б) Почему растения не могут жить без солнечного
света?
в) Почему животные и люди не могли бы жить на
Земле без растений?
Фронтальная работа.
Отгадайте загадки.
а) Глазищи, усищи,
Хвостище, ногтищи,
А моется всех чище. (Кошка.)
б) Что за коняшки –
На всех тельняшки. (Зебры.)
в) Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака.)
г) Маленькая, ловкая,
А за хвост не поднимешь. (Ящерица.)
<Cлайд № 2>
– Как слова отгадки можно назвать одним словом? (Животные.)
– На какие группы можно разделить этих животных?
– Перечислите группы животных, с которыми мы знакомились на прошлом уроке.
< Слайд № 3>
– Соотнесите картинки с перечисленными группами.
<Слайд № 4>
– Дома вы прочитали рассказ, “История с пиявкой”. К какой группе животных относится пиявка?
– Вспомните признаки животных.
<Слайд № 5>
3. Сообщение темы урока.
– Что же необходимо для роста и развития животных? (Питание.)
Сегодня на уроке вы узнаете “Кто что ест”. А еще вы научитесь составлять цепи питания.
4. Беседа по теме урока.
Посмотрите на экран. Узнаете ли вы этих животных? (заяц, лось)
<Слайд № 6>
– Почему их объединили в одну группу? (питаются растительностью)
Животные, которым нужна растительная пища, называются растительноядными.
– Назовите этих животных. (воробей, скворец)
<Слайд № 7>
– Почему эти животные оказались в одной группе? (питаются насекомыми)
– Как можно назвать их одним словом? (насекомоядные)
– Назовите этих животных. (лев, волк)
<Слайд № 8>
– На какую добычу охотятся эти животные? (на других животных)
– Как называют этих животных? (хищники)
– А узнаете этого животного? (медведь)
<Слайд № 9>
– Чем он питается?
– Как вы думаете, к какой группе он относится? (всеядные)
– С какими группами животных по способу питания мы познакомились?
<Слайд № 10>
Выступление ученика “Чем питаются насекомые?”
Большинство насекомых питается растениями. Поэтому их называют растительноядными. Они губят тысячи тонн хлеба, яблок, груш, свеклы. Они портят одежду и мебель и даже разрушают дома и мосты. Так, грозным завоевателем проявила себя саранча. В древности о ее нашествиях писали: земля перед ней как цветущий сад, позади нее – дикая пустыня. Подсчитано, что во всем мире растительноядным насекомым каждый год достается приблизительно пятая часть урожая сельскохозяйственных культур.
Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники. Один из самых прожорливых – стрекоза. Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. С мая и до осени летают стрекозы над заросшими берегами рек и речушек, охотятся на комаров и мошек. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полете согнуты и сближены так, что получается “ловчая корзина”. Вот комар или муха уже в корзине. Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху – садясь на веточку.
Некоторые насекомые едят самих себя. Например, саранча нечувствительна к физической боли, она начинает грызть свои передние лапы, потом нижнюю часть тела. Опыты показали, что на такой шаг саранчу толкает не чувство голода. Просто собственное тело кажется достаточно вкусной пищей.
Одним из самых красивых существ на Земле являются бабочки. Бабочки питаются нектаром – цветочным соком. Нектар у некоторых цветов спрятан в глубоких чашечках. Рот бабочки – длинная трубочка, свернутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскручивается, и бабочка достает нектар со дна цветка. Бабочки не приносят вреда, вред доставляют их гусеницы, поедающие листья, цветки, плоды разных растений.
5. Цепи питания.
Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые организмы связаны между собой в цепи питания. Цепи питания начинаются с растений. Это первое звено. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества из углекислого газа и воды.
Второе звено – это растительноядные животные.
– Как вы думаете, почему?
Третье звено – насекомоядные или хищные животные.
В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. А зайца может поймать и съесть лиса. Получается цепь питания:
6. Практическая работа.
Работа в Рабочей тетради на с. 26, задание 51.
7. Работа в группах.
В классе выделяются три группы. Каждая получает карточку с заданием. Используя текст, составьте схему пищевых цепей.
Текст 1.
В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре ее покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы.
Текст 2.
В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.
Текст 3.
Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.
Проверка.
<Слайд № 13>
8. Работа с учебником.
Прочитайте текст на с. 97 “Кто как приспособлен”
– Как приспособились хищники к добыванию пищи?
<Слайд № 14>
– Как приспособились животные защищаться от врагов?
<Слайд № 15>
Вывод: Все животные хорошо приспособлены к тем условиям, в которых они обычно живут.
9. Доброе слово о хищниках.
Животных в природе очень много. Одними мы любуемся, другими гордимся, а третьих боимся… Третьи – это, конечно, хищники. А как вы к ним относитесь, ведь они поедают других животных?
– Надо ли уничтожать хищников?
Чтение материала на с. 99.
– Почему необходимо беречь и охранять хищников?
Вывод: Хищники ловят в основном больных животных, а там, где были уничтожены хищники, распространились болезни и много животных погибло. Хищники – санитары природы.
10. Обобщение. Итог урока.
– Назовите классификацию животных по способу питания.
– Почему говорят, что животные и растения связаны между собой?
– С чего начинается цепь питания? Почему?
Прочитайте вывод на с. 98.
Ученик читает стихотворение Б. Заходера “Про все на свете”.
Все-все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудовищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.
11. Домашнее задание.
С. 96-98, читать, ответить на вопросы; задания 1, 2 на с. 98.
Литература
- Методическое пособие по курсу “Окружающий мир”, авторы Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова.
- Знакомые незнакомцы. Окружающий мир 2-3 классы, автор-составитель Е.М. Елизарова, издательство “Учитель”, г. Волгоград, 2006.
- Учите детей отгадывать загадки, Ю.Г. Илларионова, Москва, издательство “Просвещение”, 1985.
- Зеленые страницы, серия “Зеленый дом”, А.А. Плешаков, Москва, издательство “Просвещение”, 2000.