Цель урока: Создать условия для более успешного усвоения темы: “Решение задач на кратное сравнение”, путем применения разнообразных приемов, форм и методов обучения на уроке.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с новым видом задачи, научить определять вид задачи и выбор действия.
- Научиться различать данный вид задачи от других.
- Развивать умение учиться наблюдать, делать выводы и работать в группах.
- Учить выслушивать ответы своих товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях, быть взаимовежливым.
Материал к уроку:
- Учебник “Математика 2 класс”.
- Тетрадь ученическая.
- Тетрадь на печатной основе.
- Фишки.
- Карточки-помощницы (виды задач).
- Циркуль.
- Простой карандаш.
- Цветные карандаши.
- Воздушные шарики.
- 10. Карточки-настроения.
1. Подготовка к введению нового материала.
На доске закрыта тема урока. (Решение задачи на кратное сравнение)
Работа в группах:
а) Вчера у нас был День именинника. Именинники (их трое) приглашают по карточкам-приглашениям за свои столы (дети разбиваются на группы).
В конце урока подведем итоги, чья команда за ответы получила большее количество шариков.
Для этого послушайте первое задание.
* На празднике висело 6 красных шариков и 2 синих (вывешиваю на доску). Составьте задачу про шарики так, чтобы в вопросе были волшебные слова на сколько больше (меньше).
На сколько больше (меньше)
Дети в группах составляют задачу:
- На празднике было 6 красных и 2 синих шарика. На сколько красных шариков больше, чем синих?
- Назовите решение задачи: 6 - 2=4 (ш)
- Назовите ответ: Красных шариков на 4 больше, чем синих.
- Каким действием выполняли решение? Почему?
- Какого вида эта задача?
Вывод: Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее (для этого сначала определяю большее число, а затем меньшее).
Вид задачи: на разностное сравнение. (На доску рядом с карточкой прикрепляю действие “-”)
- Можно ли по-другому задать вопрос к составленной задаче?
- На сколько синих шариков меньше, чем красных?
- Изменится ли действие в решении задания? (Нет, т.к. это задача решается только действием вычитания! Для этого найдем большее число и из него вычтем меньшее)
- Влияют ли слова больше (меньше) на решение задачи? (Нет, т.к. вид этой задачи на разностное сравнение, решаются только вычитанием)
* Награждение лучших команд.
б) - Можем ли назвать эту тему урока? (Будем решать задачи, открываю слово “Решение задач”)
- А какого вида эти задачи, узнаем чуть позже.
2. Проблемная ситуация.
в) Я усложняю вам задание. (Вывешиваю новую карточку.)
Во сколько раз больше
Какие новые слова вы заметили в карточке? (ВО и РАЗ).
Составьте новую задачу так, чтобы в вопросе были эти слова. (Дети работают в группе)
* На празднике висело 6 красных шариков и 2 синих. Во сколько раз красных шариков больше, чем синих?
Во сколько раз синих шариков меньше, чем красных?
Какое наименование всегда рядом с ответом? (Раз, т.к. это слово есть в вопросе, и так называется вид задачи)
В карточке вывешиваю знак “:” (Деления)
Определите вид задачи? (На разовое сравнение)
Разы - это краты, поэтому задача носит название на кратное сравнение.
3. Сообщение темы урока.
- Теперь назовите сами тему урока.
- Решение задач на кратное сравнение (открываю тему урока).
4. Закрепление нового материала:
а) По учебнику: с. 99, № 316-318. “Сливы и груши” № 316 (устно).
- Посмотрите на рисунок. На нем изображены тарелки с фруктами.
- Какие фрукты разложены по тарелкам? (Сливы и груши)
- По сколько фруктов на каждой тарелке? (По 4 сливы и груши)
- Значит, фруктов на каждой тарелке поровну: по 4 штуки
- Сколько тарелок со сливами (5 тарелок)
- Сколько тарелок с грушами (1 тарелка)
- Значит, слив у нас 5 раз столько, сколько груш.
Вывод: Слив в 5 раз больше, чем груш, а груш в 5 раз меньше, чем слив.
б) Ежики и грибки: стр. 120, № 2, 3.
- Что изображено на рисунке? (Ежики и грибки)
- Сколько всего ежиков (2), а грибков (4)?
- Мысленно разбейте грибки на группы, по 2 грибка в каждой, т.е. в каждой группе должно быть столько грибков, сколько всего ежиков.
- Сколько групп получилось? (Две)
- Значит, у нас грибков в 2 раза больше, чем ежиков, а ежиков в 2 раза меньше, чем грибков
Устно:
№ 317
а) Бананов в 7 раз больше, чем лимонов. Значит лимонов в 7 раз меньше, чем бананов.
б) Зайцев в 6 раз больше, чем моркови. Значит, морковок в 6 раз меньше, чем зайцев.
в) Детей в 4 раза меньше, чем взрослых. Значит, взрослых в 4 раза больше, чем детей.
№ 318
а) Воробьев 3 раза по столько, сколько ворон. Воробьев в 3 раза больше, чем ворон. Ворон в 3 раза меньше, чем воробьев.
б) Юбок в 4 раза по столько, сколько блузок. Юбок в 4 раза больше, чем блузок. Блузок в 4 раза меньше, чем юбок.
в) Итак далее...
Вывод: Чтобы сравнить два числа, назовите сначала большее число, затем меньшее. И большее число разделите на меньшее.
Письменно:
Скорее всего, учащиеся предложат решить задачу так. Решение:
1. Сколько всего игрушек у детей? 5*3 = 15
2. Во сколько раз игрушек больше, чем детей? 15:3 = 5
Ответ: в 5 раз.
Для того чтобы наметить другой путь решения, надо ситуацию, представленную в задаче, смоделировать на фишках. Сначала выложим в ряд столько фишек, сколько всего играло детей:
Под каждой желтой фишкой выложим в столбик столько красных фишек, сколько игрушек было у каждого ребенка:
Игрушек 5 раз по столько, сколько детей. Значит, игрушек в 5 раз больше, чем детей.
Дополнительно спросите у учащихся: “Изменится ли ответ, если играть будут 6 детей, но игрушек у каждого будет по 5? (Нет. Игрушек снова будет в 5 раз больше, чем детей). А изменится ли ответ, если играть будут трое детей, но игрушек будет у каждого по 7? (Да. Игрушек будет в 7 раз больше, чем детей.)”
Делаем вывод: ответ на вопрос задачи не зависит от числа играющих детей. Важно только, сколько игрушек у каждого ребенка.
5. Работа в тетради на печатной основе.
а) Практическая работа, с. 15, № 48, № 49.
(Используя циркуль, дети делят отрезок на 4 части, делают вывод: зеленый отрезок короче красного в 4 раза, а красный длиннее зеленого в 4 раза)
б) Самостоятельная работа, с. 15, № 50.
*Дети составляют задачи, сравнивают их решение. Делают выводы:
На сколько тяжелее пет К.ух, чем заяц? (На сколько заяц легче петуха?)
* Это задача на разностные сравнения. (“ - ”)
Во сколько раз петух тяжелее зайца? (Во сколько раз заяц легче петуха?)
* Задача на кратное сравнение. (“ : ”)
6. Итог урока.
- Чему научились на уроке? (Учились решать задачи на кратное сравнение)
- Какие волшебные слова есть в задаче? (Во сколько раз больше (меньше))
- Что для этого надо знать? (Чтобы узнать во сколько раз число больше (меньше) другого, надо найти большее число, затем меньшее, и большее разделить на меньшее)
- Понравился ли вам урок?
- Поднимите карточки-настроения?
- Считаем количество шариков, поздравляем команду-победительницу. (Именинникам вручаются воздушные шарики)
7. Домашнее задание в тетради “Дружим с математикой” с. 92, № 27.