Подъем в последнее время национального самосознания обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность. Именно преданность Родине, чувство гордости за нее, за свой народ дает человеку ту энергию, опору, позволяющую влиять на развитие общества, иметь цели и ценности, заботится о государстве.
Школьный музей является важной составной частью образовательного процесса. Изучение экспозиции школьного музея должно стать продолжением получения знаний, которые ученики приобретают на основных уроках.
Школьный музей является универсальным средством воспитательного воздействия на умы и души подростков.
Само здание нашей школы является музейным экспонатом. До войны в нем располагалась Кенигсбергская Академия Художеств, построенная по проекту архитектора Фридриха Ларса в 1916-18 гг. Фасад здания украшают - скульптура "Музы", автор Станислаус Кауэр.
Основная цель работы школьного музея - создание условий для формирования гармонической личности: эстетически развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями, с активной гражданской позицией.
Задачи музея:
- воспитание бережного отношения к историческим и художественным ценностям,
- воспитание патриотов и людей с активной гражданской позицией, воспитание чувства долга, ответственности перед отечеством, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям своего народа,
- развитие творческих способностей, умение практически
- использовать полученные знания и навыки,
- развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
- дать необходимые знания в области исторических дисциплин
- формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
- воспитание чувства высокой ответственности и дисциплинированности.
В процессе музейной деятельности учащиеся овладевают основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьным курсом, а также навыками исследовательской деятельности:
- выбор и формулирование темы,
- поиск и сбор источников,
- историографический анализ темы, составление научно-справочного аппарата,
- оформление выводов исследования.
Музей школы №21 г. Калининграда имеет свою особую миссию - через непосредственное знакомство с музейными предметами формирует у детей понимание и уважение к культурам других народов и сохраняет исчезающее многообразие мировой культуры.
Вот что пишет Щипанова Инга, выпускница школы 1997 года, создатель проекта эмблемы школы.
"В нашей alma-mater, где сами стены похожи на храм искусства и науки и где ангелы-хранители сулят нам плоды просвещения и венки славы, нас формируют как личностей умелые мастера своего дела!"
Основные направления деятельности.
Научно-исследовательская, поисковая:
- разработка краеведческих заданий, сбор информации, подготовка тематических сообщений и рефератов, выявление предметов музейного значения и их сбор, составление плана комплектования фондов музея и анализ собранного материала, подготовка новых экспозиционных комплексов и временных выставок;
например:
Работа музея на протяжении ряда лет связана дружбой с Советом ветеранов Северного флота. Ветераны-североморцы непременные участники всех школьных торжеств и уроков мужества. Совместно с исследовательской группой музея подготовлен альбом "Боевые подвиги воинов-североморцев в период Великой Отечественной войны", "Боевые действия авиационного полка Нормандия - Неман". Сейчас готовятся электронные версии этих альбомов. Совет музея активно занимается поисковой деятельностью, работает в областном архиве и в архиве Историко-художественного музея, с которым нас связывает многолетняя плодотворная дружба. Были собраны интересные материалы об истории школы, бывшем здании Академии художеств, о становлении Октябрьского района. На протяжении ряда лет разные поколения учеников создавали проект "Академия искусств - школа века", материалы которого вошли в сайт о школе, оформлены в виде виртуальных экскурсий по музею и в виде буклетов, а также материалы этого проекта вошли в путеводитель по Октябрьскому району, посвященный его 60-летию.
Массово-просветительская (экскурсоводы):
подготовка текста экскурсий: обзорной и тематических, сбор информации о музейных предметах, изучение текста и овладение навыками варьирования информацией перед разными возрастными группами посетителей;
Экскурсоводы музея проводят тематические экскурсии, такие как: "Алексей Леонов - летчик космонавт, Почетный гражданин города", "Русские женщины. Подвиг женщин во время ВОВ", "Дети блокадного Ленинграда", "Историческая застройка северо-западной части Кенигсберга-Калининграда", "Культурное наследие Кенигсберга-Калининграда", "Земляки и родословие. Е.А. Ленская - человек-легенда. В.С. Ханько - фронтовик, директор школы, ветеран", "Русские женщины - подвижницы. Подвиг любви Маргариты Тучковой",
"Подвиг гражданственности. Княгиня Елизавета Федоровна".
Традиционно проводятся месячники, посвященные Штурму Кенигсберга и Дню Победы. Проводятся экскурсии, выполненные в виде презентаций, "4 дня штурма", "Их именами названы улицы города". Исследовательская работа "Скульптура Кенигсберга - Калининграда" была представлена на областной конференции "Отечество", отмечена дипломом и опубликована в краеведческом альманахе "Отечество" №5 за 2007 год. На 15 городской научно-практической конференции "Поиск и творчество" эта работа отмечена дипломом.
Все экскурсии имеют электронные версии (презентации).
Советом музея проводятся различные викторины и игры для школьников разных возрастов, например: для учеников 3-х классов "Наши герои", для учащихся 5-6 классов - "Путешествие в историю русского быта", для старшеклассников - "Воинская слава". Традиционно в День школы актив музея проводит викторину "Герои космоса - наши земляки", "История школы". В прошлом году в рамках гуманитарной конференции для учеников 10-х классов в музея проходил интересный диспут "Кто такой гражданин и патриот" с участием выпускницы нашей школы, поэтессы, журналистки газеты "Калининградская правда" Натальи Николаевны Горбачёвой.
На протяжении ряда лет в музее в рамках Вахты Памяти и в честь 60-летия области были развернуты выставки "Ордена и медали" "История Калининградской области в значках и знаках" из личной коллекции Олега Яковлевича Либермана. В этом году использована ещё одна формы работы со школьниками - музейный урок. В 3 - 7 классах проведен урок на тему: "Памятные даты Отечества. 4 ноября - День народного единства", где демонстрировался фрагмент фильма "Минин и Пожарский".
Фондовая работа:
- учет музейных предметов в Книге поступлений, запись, присвоение номеров, атрибуция (описание) экспонатов, сверка, составление отчетов и справок, раскладка по местам хранения, санитарная чистка витрин и оборудования.
На базе экспозиции школьного музея, помимо обзорных и тематических экскурсий, проводятся классные часы, открытые уроки. Особенно актуальна экспозиция школьного музея при изучении нового регионального курса "История Западной России".
С 2005 года музей истории школы используется как культурно-информационный центр (лекционный зал, оснащенный мультимедийной техникой), для проведения школьных и городских мероприятий.
С 2007 года на базе музея истории школы реализуется проект "Информационное сообщество". С сентября 2008 года при музее функционирует школьный Пресс-центр. Экскурсоводы музея входят в состав творческого объединения "Проектная и исследовательская деятельность", активно применяют навыки работы в музее в исследовательской работе. С ноября 2007 года у музея есть свой сайт в Интернете: http://www.muzeum21.narod.ru , где можно познакомиться с экспозицией музея (виртуальная экскурсия).
Совет музея, а с этого года журналисты Пресс-центра, выпускают буклеты, информационные листки и открытки к различным праздникам, например: "Дни воинской славы Отечества", "Они создавали историю школы", "Знаменитые выпускники", "Не стареют душой ветераны" и др. Группа школьного актива, побывавшая в Санкт-Петербурге, провела в музее пресс-конференцию, рассказав о городе на Неве, и представила свои фоторепортажи.
Деятельность музея имеет четкую программу - через изучение истории своей школы, своего края, воспитывает у учащихся чувство патриотизма, любви к Отечеству, прививает уважение к ратной славе нашего народа. Поисковая работа по сбору материалов ведется регулярно. Фонды музея насчитывают более 500 подлинных музейных предметов. Имеется Книга учета музейного фонда установленного образца. Общая экспозиционная площадь музея более 100 кв.м. Экспозиция выполнена на хорошем художественном уровне профессиональными художниками.