Из опыта работы по внедрению современных образовательных технологий в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в сельской общеобразовательной школе

Разделы: Информатика


Система школьного образования в настоящее время переживает фазу развития и сложный процесс реформирования. Сейчас, когда образование в России постепенно становится личностно-ориентированным, учитель сталкивается с проблемами не только дидактического или информационного характера, он находится в постоянном поиске более удачных приемов преподнесения учебного материала. Успешное решение этой проблемы зависит во многом и от способности учителя сориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, которые направлены не только на получение каких-то конкретных знаний, но и на развитие личности учащихся, формирование гражданских позиций, социализацию ребенка.

Эффективность процесса образования находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей и главным смыслом образовательной технологии является – возможность её воспроизводить для получения образовательных результатов. При этом основным назначением образовательной технологии заключается в том, чтобы гарантировать некоторый нижний порог вероятности успеха для обучаемых. И чем выше этот порог, тем выше качество технологии. А любой результат, полученный за счёт применения технологии, может быть улучшен за счёт индивидуального мастерства учителя, т.е. его творческого подхода к процессу обучения.

В настоящее время использование образовательных технологий, в том числе и информационных, обеспечивающих личностное развитие ребёнка за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. Эффективность их использования доказана коллективом нашей школы на практике. Современное образование становится немыслимым без использования компьютеров не только на уроках информатики, но и при изучении дисциплин нематематического профиля.

Как же можно спланировать использование и организовать внедрение современных педагогических и информационных технологий в учебный процесс сельской школы?

Всесторонне изучив проблему информатизации школы, мы познакомились с четырехэтапной нормативной моделью освоения ИКТ, разработанной коллективом авторов под эгидой ЮНЕСКО. В модели выделены четыре подхода к процессу информатизации школы:

  • зарождение;
  • внедрение;
  • распространение;
  • трансформация.

Проанализировав работу нашей школы в этом направлении, мы пришли к выводу, что с первым этапом мы справились. В частности, получив компьютеры от спонсоров еще в 2002 году и в рамках президентской программы «Дети России», педагоги школы начали осваивать ИКТ, опробуя их возможности и пути их включения в учебную работу (создание дидактического материала, набор текста для учебных программ). В компьютерном классе проходили в основном уроки информатики.

В последнее время огромный интерес у учителей и, конечно, у учащихся вызывает работа с интерактивной доской, использование которой позволяет учащимся анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы. С появлением компьютеров, интерактивной доски и мультимедиапроектора по национальному проекту "Образование", появилась возможность проводить уроки по всем дисциплинам с использованием информационных технологий. Учителям стало недостаточно владеть только редакторскими навыками, появилась необходимость в подготовке дидактического материала для дальнейшего перевода его в электронные издания учебного назначения. В школе появилась возможность приступить к осуществлению новых подходов в обучении.

Важным преимуществом использования компьютера является то, что он позволяет повысить профессиональный уровень педагога. В своей работе учителя нашей школы начали использовать материалы различных сайтов, в школе установлен Интернет.

С целью создания информационно-технологической инфраструктуры школы, повышения качества образования на всех ступенях обучения, развития и эффективного использования потенциала педагогического и ученического коллективов, создания условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий, создания условий для предоставления образовательных и информационных услуг педагогам школы в рамках единой информационной образовательной сети в школе разработана «Программа непрерывного использования ИКТ в образовании на 2005-2010 годы».

 В школе появилась возможность приступить к осуществлению новых подходов в обучении. Со второго класса ребята нашей школы знакомятся с информационными технологиями на уроках информатики.

Старшеклассники на уроках истории, обществознания, физики, английского и русского языков, географии познают новые возможности компьютерных технологий. Преподаватели также идут в ногу со временем, изучая и осваивая возможности компьютера, мультимедийных технологий.

Все педагоги школы осознают важность ИКТ для решения задач образовательной подготовки школьников, компьютеры применяются для решения традиционно стоящих перед нами задач: подготовки документов, раздаточных материалов и презентаций, внедрение инноваций сопровождается с использованием ИКТ.

Не хочется оставлять без внимания и то, что в рамках приоритетного национального проекта «Образование» наша школа получила обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения общеобразовательных учреждений “Первая помощь 1.0”, который служит хорошей поддержкой для освоения учителями и учащимися школы современными прикладными программами и решения самых разнообразных задач.

В заключение хотелось бы отметить, что внедрение информационных технологий в учебный процесс – это многоэтапный процесс, который еще будет продолжаться. В ходе этого процесса школа выходит на новый этап своего развития, все шире используя для этого средства информационных и коммуникационных технологий.

Литература

  1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во Института профессионального образования МО России, 1995. С. 112.
  2. Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 208 с.
  3. Методические рекомендации по реализации в регионах Приоритетного национального проекта «Образование». Министерство образования и науки РФ. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. М.: 2006. С.30.
  4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 208 с.