Цель: вызывать у детей интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о профессиях.
Задачи:
- Закрепить представления детей о разных профессиях, показать значимость каждой из них.
- Расширять словарный запас и активизировать лексику детей; развивать доказательную речь; выразительность в стихотворной и прозаической речи.
- Развивать у детей внимание, восприятие, образную и тактильную память.
- Воспитывать приветливость, формировать навыки общения, речевой и поведенческий этикет.
Предварительная работа:
- Знакомство с трудом работников дома ребенка (экскурсии, наблюдения).
- Чтение книг о мастерстве и профессиях (В.Маяковский «Кем быть», С.Михалков «А, что у вас?», Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?» и др.).
- Чтение сказок о трудолюбивых и ленивых героях (укр. нар. сказка «Петушок и два мышонка», рус. нар. сказка «Даша и Маша»).
- Отгадывание загадок.
- Дидактические игры: «Угадай, какая профессия у человека», «Большой-маленький», «Угадай, кем я буду», «Добавь словечко», «Назови лишнее слово», «Мастера и Мастерицы», «Кто что делает?»,
- Оформление панно (ватман) – «Город Мастеров». Коллективная аппликация.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Занятие начинается в раздевальной комнате.
Воспитатель: Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным.
«С добрым утром!»
«Добрый вечер!»
«Добрый день!»
Всем говорим.
- Поприветствуйте, ребята, всех кто пришел к нам сегодня в гости.
- Ребята, помните, мы с вами делали большую картину и назвали ее «Город Мастеров». А кто живет в этом городе? Правильно, люди разных профессий. Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь.
- Профессий очень много! (Одна из стен оформлена иллюстрациями, с изображением людей, профессии которых соответствуют словам стихотворения).
Воспитатель: Строитель нам построит дом,
И мы в нем дружно заживем.Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьет портной.Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечет в пекарне пекарь.Учитель выучит всему –
Научит грамоте, письму.Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.Я думаю, мы подрастем
И дело по душе найдем!
- А вы уже решили, кем станете, когда вырастите?
Ответы детей. (На ответы детей воспитатель раздает одежду в соответствии с выбранной профессией).
- Я предлагаю вам оправиться сегодня в Город Мастеров и Мастериц. Вы готовы отправиться туда прямо сейчас? Тогда возьмитесь за руки, закройте глаза... (Дети с воспитателем идут по коридору и подходят к дверям группы). Вот мы у ворот города.
Открою вам секрет - вход в город Мастеров открыт лишь для тех, кто умеет что-то делать.
Дети рассказывают о том, что они умеют делать.
- Проходите, проходите. В городе Мастеров много улиц, каждая ведет к дому мастера.
На ковре разложены цветные «ленточки-улицы»
от домика к домику.
1. Домик врача.
Ребенок, одетый в одежду врача рассказывает стихотворение:
Где болит?
Что за плач?
Я ученый детский врач!
Только трубку приложу,
Все болезни излечу.
Вопросы к детям:
- Как зовут вашего врача по имени отчеству?
- А какая у нас Елена Александровна?
- Что делает врач на работе?
- Что использует врач в работе?
- А сейчас я проверю, хорошо ли вы слышите, не нужен ли вам врач.
Дидактическая игра «Угадай, кто позвал?».
- Молодцы, ребята, я дарю вам все, что нужно для работы врача. Может кто-нибудь из вас выберет эту профессию.
- Чтобы нам ничего не мешало, давайте все подарки будем оставлять на «столе подарков».
2. Домик повара.
Ребенок, одетый в одежду повара рассказывает стихотворение:
Повар – мастер щей, борщей.
И рагу из овощей.
Вкусный сварит он бульон,
Торт испечь сумеет он.
Вопросы к детям:
- Где работает повар?
- Что есть у повара на кухне?
- Что делает повар на кухне?
- Какое ваше любимое блюдо?
- Ребята посмотрите, кто-то похозяйничал у нас на кухне, перепутал все продукты, помогите разобрать.
Дидактическая игра «Овощи-фрукты».
Воспитатель предлагает детям по разным корзинкам разобрать овощи и фрукты. Уточнить место произрастания.
Дидактическая игра «Узнай на вкус».
Дети с закрытыми глазами отгадывают, чем их угощает воспитатель (лимон, морковь, яблоко, лук, банан).
- Спасибо, вам мои помощники, возьмите с собой набор посуды. Может кто-то из вас станет первоклассным поваром.
3. Домик шофера.
Вопросы к детям:
- Кто живет в этом домике?
- Как вы догадались, что здесь живет шофер?
- Из каких частей состоит машина?
Ребенок, одетый в одежду шофера рассказывает стихотворение:
Встаю я очень рано,
Ведь моя забота –
Всех отвозить
По утрам на работу.
- Какие машины вы знаете?
- Назовите машины-помощники?
- Водитель всегда должен иметь с собой...?
- Я думаю, у каждого из вас будет своя машина. Но сначала я хочу проверить, какими внимательными водителями вы будете.
Подвижная игра «Цветные автомобили».
- Молодцы, внимательными водителями вы будете - дарю вам сундук с инструментами.
4. Домик воспитателя.
Ребенок рассказывает стихотворение:
С малышами я вожусь,
С ними провожу все дни.
Никогда я не сержусь
На проделки ребятни.
С ними я хожу гулять,
И укладываю спать.
И, конечно же, люблю
Я профессию свою.
Вопросы к детям:
- Расскажите, что делает воспитатель на работе?
- Кто из вас хотел бы стать воспитателем?
Ребенок в роли воспитателя проводит пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Кошки».
Раз, два, три, четыре
В нашем доме кошки жили.
Кошки мячиком играли,
Кошки молочко лакали.
Кошки коготки точили,
Мышек сереньких ловили.
- Дарю вам игры.
- Много мастеров и мастериц в нашем городе живет, а вот кого у нас нет, вы мне сейчас подскажите.
Дидактическая игра «Хлопай-топай».
- Если я буду называть слова-профессии, вы хлопайте, а если вам кто-то не нравится – топайте.
МУЗЫКАНТ, ОБЖОРА, СТРОИТЕЛЬ, ЛОДЫРЬ, ПРОДАВЕЦ, ХУЛИГАН, ПАРИКМАХЕР, ЖАДИНА, ПРАЧКА
- Ребята, вы не устали? Давайте отдохнем - сядем рядком, поговорим ладком. Русский народ придумывал не только сказки, но еще и много пословиц о труде. Гости наши уже взрослые люди, каждый выбрал себе профессию по душе, пусть они нам помогут.
Игра с гостями:
- Сделал дело - гуляй ...(смело).
- Делу время, а потехе ...(час).
- Труд человека кормит, а лень ...(портит).
- Скучен день до вечера, коли делать ...(нечего).
- Хочешь есть калачи, так не сиди на ...(печи).
- Кто любит трудиться, тому без дела ...(не сидится).
- Терпение и труд все ...(перетрут).
- Без труда не вытащишь и рыбку из ...(пруда).
- Спасибо вам, гости дорогие.
- Ребята, посмотрите, мы забыли с вами еще к одному мастеру зайти.
5. Домик портного.
- А давайте расскажем нашим гостям, как мы знакомились с профессией портного. Не только расскажем, но и покажем.
Дети разыгрывают сценку.
Действующие лица:
Дети-клиенты (5 человек, ребенок-портной)
Оборудование:
Столик, четыре стульчика, швейная машинка, зеркало, большая коробка с костюмами (платье, спортивная куртка, спецовка, белый халат), елочная мишура, кусочки тканей.
Действие:
Портной в фартуке, с «сантиметром» на шее (в кармашке фартука видны ножницы) выходит на сцену, садится за столик, начинает шить (строчит на машинке или иголкой). Появляются дети-клиенты, садятся около стульчиков. Девочка и мальчик подходят к портному.
ДЕВОЧКА: Посмотри, зимой и летом
Заяц, белка, серый волк
Хорошо всегда одеты –
Видно в шубах знают толк.МАЛЬЧИК:Подарила им природа
Замечательный наряд.
И в любое время года
Украшает он зверят.
(Мальчик садится на место.)
(Протягивает портному отрез ткани.)ВЕДУЩИЙ: Ну, а мы за платьем новым
Обращаемся друзья,ДЕВОЧКА: Обязательно к портному,
Без него никак нельзя.
ВЕДУЩИЙ: Мерку снимет он сейчас же,
(Портной обмеряет девочку.)
Модный подберет фасон,
Ткани разные покажет:ПОРТНОЙ: Яркий ситец, шелк и лен.
(Портной показывает ткани.)
ВЕДУЩИЙ: И скорее за машинку,
Строчки ровные бегут,ПОРТНОЙ: Складки здесь, а здесь резинка,
Молния, конечно, тут.ВЕДУЩИЙ: Не привык портной лениться,
Быстро рукава вошьет.ПОРТНОЙ: (Говорит из-за машинки, подняв палец кверху):
Главное, не ошибиться,
Чтоб не задом наперед!
(Портной достает из коробки готовое платье, падает его девочке, она прикладывает его к себе, довольная, кружится.)
ВЕДУЩИЙ: Платье, наконец, готово,
ДЕВОЧКА: Мы себя не узнаем.
ВЕДУЩИЙ: Ну, теперь с такой обновой
На дворцовый хоть прием.
А портной уже спортсмену
Форму новенькую шьет.К платью длинному для сцены
Блестки тут же подберет.
ПОРТНОЙ: (Достает из коробки, показывает зрителям и клиентам)
Вот строителю спецовка,
Белый для врача халат.ВЕДУЩИЙ: Обшивает очень ловко
Он и взрослых, и ребят.ПОРТНОЙ: Целый день сегодня шью,
Я одел всю семью.
Воспитатель: Славно мы сегодня с вами потрудились, а теперь немножко отдохнем.
- Сколько подарков мы принесли из города Мастеров, только почему-то все перепуталось. Надо разобрать.
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?».
Воспитатель: Это здорово уметь: сеять хлеб и песню петь.
Стог метать, дрова колоть, грядку чисто прополоть.
Это здорово: строгать! Делать стол или кровать.
Добрым быть, друзей иметь. Это здорово уметь.Дети:
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям!
Придет пора, настанет час.
И мы трудиться будем.
- Потрудились от души, а теперь за стол садитесь, пирогами угощайтесь.
Занятие заканчивается чаепитием и возвращением детей из «Города Мастеров».
ЛИТЕРАТУРА:
- Белоусова Л.Е. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! Игры и занятия для детей дошкольного возраста с использованием картинок-обводок: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.
- Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. Здравствуй, мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 1999.
- Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.