Тема урока: Подарки осени.
Цель:
- Удовлетворение потребностей в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых впечатлениях как с природным, так и с выносным материалом.
- Развивать у детей наблюдательность, любознательность, интерес к экспериментальной деятельности.
Материалы и оборудование к занятию: шишки, телеграмма, схемы, корзина.
Вид деятельности: познавательная деятельность.
Форма деятельности: прогулка (старшая группа).
Предшествующая работа: разучивание стихотворений об осени, примет об осени; ориентация на местности по схеме.
Ход занятия
Дети выходят на улицу.
Из-за угла выбегает чучело.
Чучело: Привет, ребята, пошлите купаться на речку. Посмотрите, какая замечательная погода! Вот будет здорово – босиком в одних трусиках разбежимся и в речку. Скорей пойдемте.
Дети высказывают свое мнение.
- Ведь сейчас осень.
- На улице вода холодная.
- Мы одели уже теплую одежду.
Чучело: А вот и не осень: солнце светит- раз; шубы не носим - два; листья на полу – три.
Дети спорят, доказывают свою правоту.
Воспитатель: Какие приметы у осени вы знаете?
- Ребята, а вы знаете, какой сейчас месяц? (Октябрь.)
- Да, ребята, у осени свои месяцы: первый-сентябрь, теплый. Последний - ноябрь, холодный, солнце не так уж прогревает землю. Особенно холодно вечерами и ночью. Листья на деревьях опали.
Воспитатель: Каждый день, гуляя на участке, мы с вами смотрели, что у нас есть интересного на участке. Давайте посмотрим, что нам осень подарила? Посмотрите вокруг. (Тепло, солнышко светит.)
- А теперь посмотрите на небо, какое оно? А оболочка есть? На что оно похоже?
- И солнышко, и синее небо, все нам осень подарила.
Воспитатель: Ребята, что у нас под ногами шуршит? (Листья.) Каким цветом они?
Выбегает чучело и говорит: «Ребята, вы знаете стихотворение об осени?»
Дети рассказывают стихи.
Чучело: Как жалко, что лето прошло, а то любовался цветочками, а осень приходит и поэтому скоро будет холодно.
Воспитатель: Осень – тоже замечательное время года. Чем можно осенью любоваться? (Ответы детей.)
Воспитатель читает стихотворение об осени А.С.Пушкина «Унылая пора очей очарованья». Затем воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Лети, листок, ко мне в кузовок».
Чучело: - Телеграмма, телеграмма!
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? Тогда мы с вами должны поделиться на две команды: «зеленые листики» и «красные листики». Дети, давайте прочитаем телеграмму.
«Привет, ребята. Я, Чепухарь, так сильно хотел попасть к вам на прогулку, но не смог. Я оставил для вас сюрприз. Если хотите его найти, следуйте моим указаниям.
- Команда «красные листики» идет путешествовать в песочницу.
- Команда «желтые листики» остается на месте.
На листочках показаны схемы стрелочками, как добраться до сюрприза.
- Молодцы, вы справились с заданием!
Воспитатель: Ребята, а это что? (Шишки.)
- Посмотрите внимательно, какие это шишки? (Сосновые, кедровые, еловые.)
- А давайте шишки разложим по корзинкам.
- Чем шишки отличаются друг от друга? (Размером, цветом, формой.)
Рассматривают шишку: каким цветом, на что похожи, какая форма чешуек.
- А у вас в кармане какая шишка? (Сосновая.)
- Почему она открытая? (Лежала в тепле.)
- Кто питается семечками шишек (клест), а орехами (человек, белка).
Чучело: Как с вами интересно. Я не хочу теперь на речку, боюсь простудиться. Пойду потеплей оденусь. Пока, ребята!