Урок чтения и развития речи в 3 -м классе «Русская народная сказка "Два Мороза"»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формирование навыка беглого чтения.
  2. Отработка выразительности при чтении по ролям.
  3. Обогащение словаря.
  4. Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении и обобщении.

Ход урока

1. Организация внимания детей.

Дети стоят у доски.

  • Какое время года? Месяц? Погода?

Поежились, похлопали себя, попрыгали, ручки погрели, подули на руки (теплым воздухом: вдох-нос, выдох-рот).

2. Работа над развитием речи.

1. Сейчас мы с вами будем художниками и нам необходимо «нарисовать словами» сказочный зимний лес и сказать что вы «рисуете».

снег
снежная елка
сугроб
пруд
ветер
снегирь
дерево
заяц
облака
снег

Зимой идет белый снег.
На лапах елки лежат снежные шапки.
Метели намели большие сугробы.
На пруду крепкий лед.
Метут метели, вьюги (У-у-у).
На ветке сидит красногрудый снегирь.
Все деревья покрыты снегом.
Под деревом сидит заяц-беляк.
По небу плывут серые, темные, тяжелые облака.
Пушистый снег покрыл все вокруг.

  • Что «нарисовали»? (Зимний лес.)

- Представим, что мы находимся в сказочном лесу.

Учитель кидает снежки – дети ловят.

2. Дыхательная гимнастика.

Поймать снежинки и положить на ладошку.
Подуть, как ветер. У кого дальше улетит?

3. Сообщение темы урока.

  • Какого цвета снежинки на березе?

- Метель разбросала их по веткам. Вам нужно вернуть их на место (на доске по цветам распределяем снежинки, переворачиваем, получаем название сказки).

  • Прочитайте, что получилось? («Два Мороза» (хором).)
  • Что это такое? (Название сказки.)

- Вот с этой сказкой мы с вами будем работать.

4. Работа по содержанию сказки.

1. В какой сказке мы оказались?

- Метель мне прошептала, что спрятались где-то в классе два Мороза. Давайте их поищем. (Картинки двух Морозов.)

- Закрыли глаза.

Учитель прикрепляет носы – красный, синий.

  • Что изменилось?

2. Инсценировка.

- Давайте с вами оживим сказку и сами станем участниками событий и посмотрим, как вы дома готовили эту сказку.

  • Что услышали Морозы? (Звон колокольчика и бубенчика.)

Ко – ло – коль – чик
Богатый

бу – бен – чик
бедный

Работа с Людой Х. над произношением звука (б).

а) Прочитайте хором за указкой по слогам, целыми словами, с ударением – фонарик.

б) Под–сме–и–ва–ет–ся, по–хло–пы–ва–ет. Как сказать по другому?

Хором, по слогам, целыми словами, с ударением.

- Когда в тексте встретятся эти слова, мы прочитаем правильно.

в) Выборочное чтение.

- Найдите ту часть, в которой встретятся эти слова.

Чтение части одним учеником.

  • Почему Мороз-Синий нос подсмеивается?
  • Почему Мороз-Красный нос кряхтел и ежился?
  • А это кто? На доске - купец.
  • Кто его морозил?

- Продолжаем оживлять сказку.

г) Работа над выразительностью.

  • Что обозначают знаки «! ?» в конце предложения?
  • Найдите и прочитайте такие предложения с правильной интонацией.
  • С какой интонацией говорит Старший брат – Мороз-Синий нос? (Игриво, весело, смеется, шуточно.)
  • А младший брат? (С обидой, злостно.)

3. Чтение по ролям.

  • А это кто? На доске купец.
  • Как Мороз-Синий нос морозил купца?
  • Помогла ли ему теплая шуба от холода?
  • Что ему нужно было сделать, чтобы не замерзнуть?
  • А это кто? (Дровосек.)
  • Что он делает? (Дрова колет.)

И мы с вами станем дровосеками.

4. Динамическая пауза.

Вдоль по улице метелица метет
Скоро все она дороги заметет
Запряжем мы в сани лошадей
В лес поедем за дровами поскорей
Топорами мы ударим дружно в раз 1-2-3
Только щепочки по лесу полетят.

5. Продолжение работы над сказкой.

- Давайте прочитаем, как дровосек спасался то мороза. Читать будем цепочной по нескольким предложениям, эстафетой.

  • Как братья-Морозы победили младшего брата? На доске шуба, шапка, рукавицы.
  • Кто из братьев выиграл спор?
  • Какое крылатое выражение заканчивает сказку?
  • Как вы понимаете народную мудрость этого выражения?
  • Прочитайте эту поговорку (считаю до 10 и закрываю).
  • Что было написано? (Мороз не велик, да стоять не велит.)
  • Что это? (Пословица.)
  • Как вы понимаете эту пословицу? Чем они похожи?

6. Домашнее задание.

Приготовить иллюстративный материал.

7. Итог.

Благодарность за работу.

Подсчет снежинок, которые дети получали за работу на уроке.