Цели:
- Формирование навыка беглого чтения.
- Отработка выразительности при чтении по ролям.
- Обогащение словаря.
- Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении и обобщении.
Ход урока
1. Организация внимания детей.
Дети стоят у доски.
- Какое время года? Месяц? Погода?
Поежились, похлопали себя, попрыгали, ручки погрели, подули на руки (теплым воздухом: вдох-нос, выдох-рот).
2. Работа над развитием речи.
1. Сейчас мы с вами будем художниками и нам необходимо «нарисовать словами» сказочный зимний лес и сказать что вы «рисуете».
снег |
|
- Что «нарисовали»? (Зимний лес.)
- Представим, что мы находимся в сказочном лесу.
Учитель кидает снежки – дети ловят.
2. Дыхательная гимнастика.
Поймать снежинки и положить на ладошку.
Подуть, как ветер. У кого дальше улетит?
3. Сообщение темы урока.
- Какого цвета снежинки на березе?
- Метель разбросала их по веткам. Вам нужно вернуть их на место (на доске по цветам распределяем снежинки, переворачиваем, получаем название сказки).
- Прочитайте, что получилось? («Два Мороза» (хором).)
- Что это такое? (Название сказки.)
- Вот с этой сказкой мы с вами будем работать.
4. Работа по содержанию сказки.
1. В какой сказке мы оказались?
- Метель мне прошептала, что спрятались где-то в классе два Мороза. Давайте их поищем. (Картинки двух Морозов.)
- Закрыли глаза.
Учитель прикрепляет носы – красный, синий.
- Что изменилось?
2. Инсценировка.
- Давайте с вами оживим сказку и сами станем участниками событий и посмотрим, как вы дома готовили эту сказку.
- Что услышали Морозы? (Звон колокольчика и бубенчика.)
Ко – ло – коль – чик |
|
Работа с Людой Х. над произношением звука (б). |
а) Прочитайте хором за указкой по слогам, целыми словами, с ударением – фонарик.
б) Под–сме–и–ва–ет–ся, по–хло–пы–ва–ет. Как сказать по другому?
Хором, по слогам, целыми словами, с ударением.
- Когда в тексте встретятся эти слова, мы прочитаем правильно.
в) Выборочное чтение.
- Найдите ту часть, в которой встретятся эти слова.
Чтение части одним учеником.
- Почему Мороз-Синий нос подсмеивается?
- Почему Мороз-Красный нос кряхтел и ежился?
- А это кто? На доске - купец.
- Кто его морозил?
- Продолжаем оживлять сказку.
г) Работа над выразительностью.
- Что обозначают знаки «! ?» в конце предложения?
- Найдите и прочитайте такие предложения с правильной интонацией.
- С какой интонацией говорит Старший брат – Мороз-Синий нос? (Игриво, весело, смеется, шуточно.)
- А младший брат? (С обидой, злостно.)
3. Чтение по ролям.
- А это кто? На доске купец.
- Как Мороз-Синий нос морозил купца?
- Помогла ли ему теплая шуба от холода?
- Что ему нужно было сделать, чтобы не замерзнуть?
- А это кто? (Дровосек.)
- Что он делает? (Дрова колет.)
И мы с вами станем дровосеками.
4. Динамическая пауза.
Вдоль по улице метелица метет
Скоро все она дороги заметет
Запряжем мы в сани лошадей
В лес поедем за дровами поскорей
Топорами мы ударим дружно в раз 1-2-3
Только щепочки по лесу полетят.
5. Продолжение работы над сказкой.
- Давайте прочитаем, как дровосек спасался то мороза. Читать будем цепочной по нескольким предложениям, эстафетой.
- Как братья-Морозы победили младшего брата? На доске шуба, шапка, рукавицы.
- Кто из братьев выиграл спор?
- Какое крылатое выражение заканчивает сказку?
- Как вы понимаете народную мудрость этого выражения?
- Прочитайте эту поговорку (считаю до 10 и закрываю).
- Что было написано? (Мороз не велик, да стоять не велит.)
- Что это? (Пословица.)
- Как вы понимаете эту пословицу? Чем они похожи?
6. Домашнее задание.
Приготовить иллюстративный материал.
7. Итог.
Благодарность за работу.
Подсчет снежинок, которые дети получали за работу на уроке.