Вид урока: учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
Форма урока: деловая игра.
Задачи урока:
- создать условия для деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфограмм, изученных в 5, 6 классах;
- создать условия для воспитания интереса к предмету, придания занятию проблемно-творческого характера, что соответствует личностным интересам и потребностям учащихся;
- создать условия для развития у учащихся самой потребности в творческой деятельности, самовыражении.
Ход урока
I.
Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение? Готовы работать? А ваше рабочее место готово ли вам помочь в этом? Отлично, молодцы.
Наш урок будет состоять из двух частей. Сначала мы поговорим о письмах Д.С. Лихачева, вы знаете, что в ноябре этого года исполнилось 100 лет со дня рождения этого замечательного человека. Группа ребят выпустила газету, посвященную юбилею. Другие группы прочитали несколько писем ученого и сегодня познакомят нас с ними, объяснят, как понимают главную мысль письма. Вторая часть урока – это деловая игра “Я – учитель”. В ходе деловой игры вы станете на место учителя, который готовит задания для ребят к уроку русского языка. Договорились?
II.
Ребята защищают газету, посвященную Д.С.Лихачеву, вторая группа – знакомит с шестым письмом “Цель и самооценка” высказывают свое мнение, третья группа – с двадцатым письмом “Как выступать?”.
III.
В дальнейшем мы познакомимся и с другими письмами Дмитрия Сергеевича. Сегодня я предлагаю вашему вниманию новое письмо. Оно называется “Учитесь любить учиться”. (У каждого ученика на парте лежит листочек с письмом. Один ученик читает вслух, остальные следят по тексту).
– Все ли Вам понятно?
– Как понимаете слова: определяющую, благоприятное, восприимчивый, не зарекайтесь, источник?
– Определите тип речи.
– Установите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.
Какова главная мысль текста?
IV.
А теперь начинаем деловую игру “Я – учитель”. Для работы надо объединиться в группы по четыре человека.
Я прошу Вас подготовить текст для контрольного списывания. Этим
текстом будут пользоваться ученики параллельного класса. Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися усвоен пройденный материал. На столе каждой группы имеются словари: толковый, этимологический, словообразовательный, орфографический. Чтобы все правильно выполнить, давайте договоримся о порядке выполнения работы.
После обсуждения, рождается план:
- Подчеркнуть все “ошибкоопасные” места, согласовать с группой.
- Какие виды разборов можно выполнить? Подобрать примеры.
- Двое учеников выписывают слова с подчеркнутыми орфограммами и делают орфографический разбор.
- Другие двое выполняют дополнительные задания: разные виды разборов.
- Взаимопроверка.
- Защита своей работы.
Текст, предложенный ученикам, без пропусков букв и знаков препинания.
Эта работа развивает орфографическую зоркость, позволяет аргументировано отстаивать свою точку зрения, воспитывает уважение к труду товарищей. Ребята приучаются самостоятельно находить трудные орфограммы, у них закрепляется умение работать со справочной литературой. Происходит попутное повторение, более успешное, чем при традиционной формулировке заданий. Учитель видит трудные для учеников орфографические правила.
Текст
“Учитесь любить учиться”
Мы вступаем в век, в котором знания будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний нельзя будет работать.
Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив…
Умейте не терять времени на пустяки… Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете! Только учиться! А где отдых, развлечения?..
Да нет же… Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.
А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит вы просто не открыли той радости, которую приносит… приобретение знаний и навыков.
Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить… Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если вам что-то не нравится в каком – либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти источник радости – радости приобретения нового.
Учитесь любить учиться! (Д. Лихачев.)
V. Самостоятельная работа учащихся.
Ребята самостоятельно распределяют обязанности в группах и выполняют задание.
Примерный вариант готовых работ:
1)
Правописание не с глаголами:
(Не)терят(?) – не терять (Не с глаголами пиши раздельно, Что делать?).
(Не)сможеш(?) – не сможешь (Не с глаголами пиши раздельно, 2 лицо).
(Не)умеем, (не)люблю.
Правописание приставок пре-, при– и других.
Приносит (приближение)
Приобретение (приближение)
Развлечение (корень начинается со звонкой согласной, поэтому в приставке пишем З)
Безударные гласные, проверяемые ударением.
Пустяки (пустяк)
Тяжело (тяжесть)
Способные (способ)
Ходить (ход)
Говорить (говор, разговор)
Правописание –чк-, -чн–
Скучную (-чк-,-чн– пиши бед мягкого знака)
Правописание окончаний
Самого малого (-ого– окончание Р.п. М.р.)
Правописание глаголов II лица
Сможешь, перестанешь.
2)
Выполнить фонетический разбор слова “Тяжкий”
Тяжкий – 2 слога, тяж-кий (таш кый)
Т– т согласный, мягкий, глухой.
Я – а – гласный, ударный.
Ж – ш – согласный, глухой., твердый.
К – к – согласный, мягкий, глухой.
И – и – гласный, безударный.
Й – й – согласный, звонкий, мягкий.
Разбор слова по составу
Способные, усложняются.
Найдите предложения к схеме:
3) Пример деформированного текста, выполненного учащимися.
“Учитесь любить учиться”
Мы вступаем в век в к...тором знания будут играть …пределяющую роль в судьб… ч…ловека. Без знаний н…льзя буд…т работать.
Учение – вот что с…йчас нужно м…л…дому ч…л…веку с самого малого возраста. Учиться нужно вс…гда. до к…нца жизни не только учили но и учились все крупнейшие ученые. П…р…стан…шь учиться – не смож…шь учить. Ибо знания все растут и усл…жняются. Нужно при этом помнить что самое благоприятное время для учения – м…л…дость. Именно в молодости в детстве в отр…честве в юности ум человека наиболее в…сприимчив…
Умейте не терять врем…ни на пустяки… Берегите себя для учения для при…бретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите ле…ко и быстро. И вот тут я слышу тя…кий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы пр…длагаете! Только учиться! А где отдых развл…чения?..
Да нет же… Учение т…жело, к…гда мы (не)умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выб…рать умные, сп…с…бные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности которые п…над…бятся в жизни.
А если (не)нравится учиться? Быть т…го не может. Значит вы просто (не)открыли той радости, которую приносит… пр…обретение знаний и навыков.
Посм…трите на мал…нького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться х…дить г…в…рить… (Не)зар…кайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все пр…дметы, какие пр…ход…те в школе. Если вам что-то не нравится в каком – либо пр…дмете – напр…гит…сь и постарайтесь найти источник радости – радости при…бр…тения нового.
Учитель благодарит учащихся за помощь в подготовке заданий для параллельного класса.
VI. Домашнее задание:
Выберите то задание, которое вам больше нравится.
- Выбрать в учебнике по литературе текст, выполнить аналогичную работу.
- К тексту упражнения 192 выполнить задания для проверки знаний учащихся.
- Выполнить упражнение 198.
Рефлексия. – Что Вам понравилось, не понравилось на уроке? Почему?
– Что бы вам хотелось выполнить еще раз, может что-то сделать по-другому?
– Как вы оцениваете свою роль в выполнении общего задания?