Урок русского языка в 7-м классе. "Повторение. Развитие орфографической зоркости"

Разделы: Русский язык


Вид урока: учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

Форма урока: деловая игра.

Задачи урока:

  • создать условия для деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфограмм, изученных в 5, 6 классах;
  • создать условия для воспитания интереса к предмету, придания занятию проблемно-творческого характера, что соответствует личностным интересам и потребностям учащихся;
  • создать условия для развития у учащихся самой потребности в творческой деятельности, самовыражении.

Ход урока

I.

Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение? Готовы работать? А ваше рабочее место готово ли вам помочь в этом? Отлично, молодцы.

Наш урок будет состоять из двух частей. Сначала мы поговорим о письмах Д.С. Лихачева, вы знаете, что в ноябре этого года исполнилось 100 лет со дня рождения этого замечательного человека. Группа ребят выпустила газету, посвященную юбилею. Другие группы прочитали несколько писем ученого и сегодня познакомят нас с ними, объяснят, как понимают главную мысль письма. Вторая часть урока – это деловая игра “Я – учитель”. В ходе деловой игры вы станете на место учителя, который готовит задания для ребят к уроку русского языка. Договорились?

II.

Ребята защищают газету, посвященную Д.С.Лихачеву, вторая группа – знакомит с шестым письмом “Цель и самооценка” высказывают свое мнение, третья группа – с двадцатым письмом “Как выступать?”.

III.

В дальнейшем мы познакомимся и с другими письмами Дмитрия Сергеевича. Сегодня я предлагаю вашему вниманию новое письмо. Оно называется “Учитесь любить учиться”. (У каждого ученика на парте лежит листочек с письмом. Один ученик читает вслух, остальные следят по тексту).

– Все ли Вам понятно?

– Как понимаете слова: определяющую, благоприятное, восприимчивый, не зарекайтесь, источник?

– Определите тип речи.

– Установите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

Какова главная мысль текста?

IV.

А теперь начинаем деловую игру “Я – учитель”. Для работы надо объединиться в группы по четыре человека.

Я прошу Вас подготовить текст для контрольного списывания. Этим

текстом будут пользоваться ученики параллельного класса. Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися усвоен пройденный материал. На столе каждой группы имеются словари: толковый, этимологический, словообразовательный, орфографический. Чтобы все правильно выполнить, давайте договоримся о порядке выполнения работы.

После обсуждения, рождается план:

  1. Подчеркнуть все “ошибкоопасные” места, согласовать с группой.
  2. Какие виды разборов можно выполнить? Подобрать примеры.
  3. Двое учеников выписывают слова с подчеркнутыми орфограммами и делают орфографический разбор.
  4. Другие двое выполняют дополнительные задания: разные виды разборов.
  5. Взаимопроверка.
  6. Защита своей работы.

Текст, предложенный ученикам, без пропусков букв и знаков препинания.

Эта работа развивает орфографическую зоркость, позволяет аргументировано отстаивать свою точку зрения, воспитывает уважение к труду товарищей. Ребята приучаются самостоятельно находить трудные орфограммы, у них закрепляется умение работать со справочной литературой. Происходит попутное повторение, более успешное, чем при традиционной формулировке заданий. Учитель видит трудные для учеников орфографические правила.

Текст

“Учитесь любить учиться”

Мы вступаем в век, в котором знания будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний нельзя будет работать.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив…

Умейте не терять времени на пустяки… Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете! Только учиться! А где отдых, развлечения?..

Да нет же… Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит вы просто не открыли той радости, которую приносит… приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить… Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если вам что-то не нравится в каком – либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти источник радости – радости приобретения нового.

Учитесь любить учиться! (Д. Лихачев.)

V. Самостоятельная работа учащихся.

Ребята самостоятельно распределяют обязанности в группах и выполняют задание.

Примерный вариант готовых работ:

1)

Правописание не с глаголами:

(Не)терят(?) – не терять (Не с глаголами пиши раздельно, Что делать?).

(Не)сможеш(?) – не сможешь (Не с глаголами пиши раздельно, 2 лицо).

(Не)умеем, (не)люблю.

Правописание приставок пре-, при– и других.

Приносит (приближение)

Приобретение (приближение)

Развлечение (корень начинается со звонкой согласной, поэтому в приставке пишем З)

Безударные гласные, проверяемые ударением.

Пустяки (пустяк)

Тяжело (тяжесть)

Способные (способ)

Ходить (ход)

Говорить (говор, разговор)

Правописание –чк-, -чн–

Скучную (-чк-,-чн– пиши бед мягкого знака)

Правописание окончаний

Самого малого (-ого– окончание Р.п. М.р.)

Правописание глаголов II лица

Сможешь, перестанешь.

2)

Выполнить фонетический разбор слова “Тяжкий”

Тяжкий – 2 слога, тяж-кий (таш кый)

Т– т согласный, мягкий, глухой.

Я – а – гласный, ударный.

Ж – ш – согласный, глухой., твердый.

К – к – согласный, мягкий, глухой.

И – и – гласный, безударный.

Й – й – согласный, звонкий, мягкий.

Разбор слова по составу

Способные, усложняются.

Найдите предложения к схеме:

3) Пример деформированного текста, выполненного учащимися.

“Учитесь любить учиться”

Мы вступаем в век в к...тором знания будут играть …пределяющую роль в судьб… ч…ловека. Без знаний н…льзя буд…т работать.

Учение – вот что с…йчас нужно м…л…дому ч…л…веку с самого малого возраста. Учиться нужно вс…гда. до к…нца жизни не только учили но и учились все крупнейшие ученые. П…р…стан…шь учиться – не смож…шь учить. Ибо знания все растут и усл…жняются. Нужно при этом помнить что самое благоприятное время для учения – м…л…дость. Именно в молодости в детстве в отр…честве в юности ум человека наиболее в…сприимчив…

Умейте не терять врем…ни на пустяки… Берегите себя для учения для при…бретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите ле…ко и быстро. И вот тут я слышу тя…кий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы пр…длагаете! Только учиться! А где отдых развл…чения?..

Да нет же… Учение т…жело, к…гда мы (не)умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выб…рать умные, сп…с…бные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности которые п…над…бятся в жизни.

А если (не)нравится учиться? Быть т…го не может. Значит вы просто (не)открыли той радости, которую приносит… пр…обретение знаний и навыков.

Посм…трите на мал…нького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться х…дить г…в…рить… (Не)зар…кайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все пр…дметы, какие пр…ход…те в школе. Если вам что-то не нравится в каком – либо пр…дмете – напр…гит…сь и постарайтесь найти источник радости – радости при…бр…тения нового.

Учитель благодарит учащихся за помощь в подготовке заданий для параллельного класса.

VI. Домашнее задание:

Выберите то задание, которое вам больше нравится.

  1. Выбрать в учебнике по литературе текст, выполнить аналогичную работу.
  2. К тексту упражнения 192 выполнить задания для проверки знаний учащихся.
  3. Выполнить упражнение 198.

Рефлексия. – Что Вам понравилось, не понравилось на уроке? Почему?

– Что бы вам хотелось выполнить еще раз, может что-то сделать по-другому?

– Как вы оцениваете свою роль в выполнении общего задания?