Ведущий 1-й.
Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость.
Слайд 1
Ведущий 2-й.
Интересно сколько лет пишут, посылают и получают письма?
Слайд 2
Ведущий 1-й.
В сказке Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» письмо не писали, а рисовали! И начнём издалека-издалека…
Ведущий 2-й.
Глиняное письмо, которое Вы видите, нарисовано три тысячи лет до нашей эры. Их называли таблетками. Такие письма отправляли в глиняных конвертах. Тот, кому предназначалось письмо, осторожно разбивал конверт, а потом читал письмо.
На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты.
Слайды 3,4
Ведущий 1-й.
Старинные послания вручали гонцу. Гонцам никто не завидовал!
Когда гонец уходил в чужую страну, он завещал своё имущество детям из страха, что не вернётся домой. На одиноко бегущего человека часто нападали хищные звери.
Ведущий 2-й.
Индийский гонец звуками погремушек извещал о своём приближении.
Для доставки почты использовали животных: верблюдов, слонов, лошадей, оленей…
Слайды 5,6,7
Ведущий 1-й.
В непогоду на узких улочках старинных городов была непроходимая грязь – почтальон иногда передвигался на ходулях.
Слайд 8
Ведущий 2-й.
Художники прошлых времён часто изображали почтальонов.
Слайд 9
Ведущий 1-й.
В XVI веке в Англии появились дилижансы. Эти большие крытые экипажи перевозили пассажиров, почту и багаж.
Слайд 10
Ведущий 2-й.
Большой вклад в развитие русской почты внёс выдающийся государственный деятель А.Л. Ордин-Нащёкин. Им была создана регулярная почтовая гоньба (быстрая езда).
Ведущий 1-й.
Откуда к нам пришло слово «почта»?
Боярин Ордин-Нащёкин был образованным, талантливым человеком. Именно он был создателем почтовой связи с зарубежными странами. При подписании договора о мире с Польшей он включил в него пункт о «правильной почте» между двумя государствами.
Так в русском языке появилось слово «почта». На польском и некоторых других языках оно по звучанию было близко к слову «дорога».
Слайд 11
Ведущий 2-й
На трактах России в прошлом веке было более 3 тысяч почтовых станций.
Слайд 12
Ведущий 1-й.
Письма – маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе, летят на самолёте, но когда не было ещё почтового транспорта, существовал ещё один вид доставки писем.
Это была голубиная почта. Она служила человеку веками. Её использовали ещё египетские фараоны, персидские цари, греческие и римские полководцы, мореплаватели.
Слайд 13
Ведущий 2-й
Голубь быстро привыкает к человеку, к его дому, к его крыше. Голубя увозят в закрытом ящике за сотни километров. Он не видит дороги. Выпущенная на волю птица сначала чувствует себя растерянной, потом как бы невидимый компас указывает ей, в какой стороне искать дом.
Но прежде чем голубь поднимется ввысь, осторожные руки прикрепляют к спинке, к лапке или к хвостовому перу крохотное послание.
Слайд 14
Ведущий 1-й.
Особенно прославились голуби во время осады Парижа немецкими войсками в 1870 – 1871 годах.
Прекрасно работала голубиная почта и в Великую Отечественную войну в 1941 – 1945 годах. С переднего края фронта было отправлено 15 тысяч «голубеграмм».
Бывают случаи, когда голубиная почта действует и сегодня. В некоторых странах любители –голубеводы тренируют почтовых, или, как теперь часто говорят, спортивных голубей. Устраиваются соревнования, в том числе международные. Победа присуждается за скорость и точность полёта птиц.
Слайд 15
Ведущий 2-й
Кроме голубиной почты существует и бутылочная почта. Конечно, это не очень-то надёжный способ послать известие из дальнего плавания. Найти бутылку в волнах океана, пожалуй, не легче, чем иголку в стоге сена. Но всё-таки надежда есть. Стеклянному Колумб предпочёл дубовый бочонок. Он заметнее бутылки. И какой же моряк оставит без внимания смолённый бочонок, внутри которого, наверное, плещется доброе старое вино.
Утверждают, что послание Колумба океанские волны носили 360 лет.
Слайд 16
Ведущий 1-й.
Бутылочная почта сегодня служит науке. С кораблей, изучающих Мировой океан, сбрасывают в море стеклянные сосуды с открытками внутри. Нашедшего такой сосуд просят сообщить как можно точнее, где он был выловлен, и отправить открытку научному институту по напечатанному на ней адресу.
В институте знают место и время, когда сосуд был отдан воле ветров и течений. Теперь станет известно, куда они принесли его. Таких бутылок – разведчиц сотни тысяч. Нанесенные на карту линии их путей показывают направления главных морских течений, их скорость, изменчивость.
Слайд 16
Ведущий 2-й
В Сибири у кочевников тундры холодного Таймыра был свой способ доставки писем.
Едет человек на оленях, спрашивает встречного, куда тот держит путь. Если в подходящем направлении, передает ему письмо.
Так послание и переходит из рук в руки, пока не дойдёт до адресата. Доставить письмо – было делом чести.
Слайд 17
Ведущий 1-й.
Прогресс техники отразился на прогрессе почты. Ведь почта – важная часть общечеловеческой цивилизации. Почтовые тракты заменили железными дорогами. Для перевозки почты морем построены быстроходные суда. На большие расстояния письма доставляют самолёты.
Слайд 18
Ведущий 2-й
К середине прошлого века почта действовала почти во всех государствах земного шара. Это были очень разные страны. Богатые и бедные, развитые и отсталые. В 1874 году в Берне, столице Швейцарии, объединились 22 страны Европы. Затем к ним присоединились другие, образовав Всемирный почтовый союз. Теперь в нём около 170 государств, в том числе и Россия.
Слайд 19
Ведущий 1-й.
Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость.
Слайд 20
Ведущий 2-й
Мы хотим вам предложить несколько загадок на тему
нашего мероприятия.
Ведущий 1-й.
Всё на ней ездит: и радость, и горе. (Почта.)
Ведущий 2-й
Без крыльев, а летит; без языка, а говорит. (Письмо.)
Ведущий 1-й.
Дом из жести, а жильцы в нём – вести. (Почтовый ящик.)
Ведущий 2-й
У нас рубят, а по всему миру щепки летят. (Письма.)
Ведущий 1-й.
Предлагаем ответить на вопросы викторины.
- Что вы чувствуете, когда встречаете на улице почтальона? Почему?
- Какая корреспонденция является наиболее долгожданной для вас? Почему?
- Когда появились первые письма?
- Что привлекает вас в переписке больше — получать письма или писать?
- Хранятся ли в ваших семьях письма? От кого? Почему?
- Какого содержания бывают письма?