Цели урока:
Образовательная:
- Знать: закономерности использования почв человеком, причины разрушения почв и пути повышения плодородия почв. Понятия: почвенные ресурсы, мелиорация, рекультивация.
- Уметь: анализировать почвенную карту, прогнозировать последствия антропогенного воздействия на состояние почв.
Развивающая: определять, анализировать и объяснять явления, доказывать и опровергать, устанавливать причинно-следственные связи, применять знания в новой ситуации.
Воспитательная: Показать взаимосвязь между деятельностью человека и состоянием почв. Подвести к пониманию необходимости бережного отношения к почве, как основе существования человека.
Оборудование: почвенная карта России, атласы Омской области, дидактический материал.
Ход урока
1. Введение в учебную деятельность.
Индивидуальная деятельность учащихся.
Решение кроссворда «Ресурсы» с целью активизации действенного фонда знаний
Для проверки результата ответы оформляют на доске, используя шаблон кроссворда, нанесенный на лист ватмана. Ответы к кроссворду: 1. Плодородие. 2 Зернистая. 3. Гумус. 4. Докучаев. 5. Чернозем. 6. Степь. 7. Ресурсы.
Слово учителя: Ребята. А как бы вы сформулировали тему нашего урока?
Предполагаемый ответ: ресурсы почв, почвенные ресурсы России и т.п.
Вопрос учителя: Какие знания вы можете получить на этом уроке?
Предполагаемый ответ: Все ли типы почв являются ресурсами. Почему человек использует не все почвы в своей деятельности? Как сохранить основное свойство почв – плодородие? (Фронтальный опрос учащихся с последующей коррекцией темы и целей урока.)
2. Основной этап.
Слово учителя: Обратите внимание на слова, которые могут быть эпиграфами к нашему уроку: «Земля мать – подает клад», «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь» (пословицы). Ребята, почему в пословицах русский народ сравнивает землю с тарелкой, сиротой, называет ее матерью?
Ответы: Земля дает урожай, нуждается в уходе, защите. Урожай зависит от качества земли, ее плодородия и т.п.
Слово учителя: А так ли это? Попробуем доказать актуальность народной мудрости в настоящее время. Запишите в тетрадях тему урока: «Почвенные ресурсы России и Омской области».
Вопрос учителя: Все ли типы почв можно назвать ресурсами? Ответ: Нет, так как имеют разное плодородие.
Вопрос учителя: Какие почвы имеют достаточное содержание гумуса?
Ответ: Достаточное содержание гумуса в черноземах и серых лесных почвах, до 10%.
Задание: Проанализируйте почвенную карту атласа (стр. 28-29). Определите, занимают ли эти почвы на территории России большую площадь? Где они расположены?
Ответ: Плодородных почв мало, расположены в центральной и южной части Русской равнины, предкавказье, юге Западной Сибири.
Слово учителя: Какие же почвы можно отнести к почвенным ресурсам? Почвенными ресурсами называют те почвы, которые человек использует в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве. (Запись определения в тетради). От всей территории России сельскохозяйственные угодья составляют 13%, а площади занятые лесом-45%. Вернитесь к пословицам, почему земля нуждается в хозяине?
Ответ: человек заботится о земле, вносит перегной, удобрения. Делает все, что бы получить хороший урожай, обеспечить себя продуктами.
Вопрос учителя: знаете ли вы, от чего может разрушаться почва? Как противостоять этому процессу? Для ответа на этот вопрос выполните следующее задание:
1 вариант: прочитайте текст учебника на странице 132-133, составьте в тетрадях схему «Виды эрозии почв».
2 вариант: прочитайте текст учебника на странице 134-135, составьте в тетрадях схему «Виды мелиорации».
Ребята, выполнив работу по вариантам, обмениваются информацией в парах, дополняют записи в тетрадях. Несколько человек составляю схемы на доске.
Вопрос учителя: Во всех районах России можно применять одни и те же виды мелиорации? Дополните схему «Виды мелиорации» используя рисунок №50 на странице 134.
Желающие дополняют схему на доске.
Вопрос учителя: Ребята, а можно нашу область отнести к территориям, хорошо обеспеченными почвенными ресурсами?
Ответ: да, так как мы живем в сельской местности. Где выращивают в основном зерновые культуры: пшеницу, овес, ячмень и другие культурные растения.
Задание: Используя почвенную карту Омской области, определите типы почв в нашей области. Выпишите в тетрадь. В каких районах расположены самые плодородные почвы? Есть ли такие почвы в нашем районе?
Ответ: В Омской области сформировались черноземы, серые лесные почвы, дерново-подзолистые, торфяно-болотные, пойменные почвы и солонцы. В Павлоградском районе есть черноземы и солонцы, а в Павлоградке почвы малоплодородные и требуют мелиорации.
Задание: Прочитайте дополнительный материал, заполните таблицу «Проблемы и мелиорация почв в Омской области». Организуется работа в группах. Результаты работы каждой группы оформляются в сводной таблице, прикрепленной к доске.
Дополнительный материал раздается на каждую парту.
Проблемы и мелиорация сельскохозяйственных земель Омской области.
Эрозия почв. В Омской области 3 млн. га предрасположены к эрозионному воздействию, из них требуют восстановления 1,2 млн. га. Ветровая эрозия проявляется в значительных размерах в степной и южной лесостепной зоне. Водная эрозия преобладает в северной лесостепной и южно-таежной зоне.
Снижение гумуса. Начиная с 60-х годов XX столетия, проводятся постоянные наблюдения за трансформацией органического вещества в почвах. Содержание гумуса в почвах Омского Прииртышья различно. По усредненным данным для 14 районов области его содержание составляет 5,1%, т.е. малогумусовый фон.
Закисление почв. В Омской области имеется 1366,6 га кислых почв, из них сильно кислых 90,9 тыс. га. Кислые почвы приурочены к северной части области, они требуют известкования.
Засоление почв. Солонцы, солончаки, другие засоленные почвы широко представлены в области. Формированию солонцовых почв способствует слабая дренированность почв, близость водоупорного слоя и минерализация грунтовых вод. Площадь солонцов составляет 21% от площади пашни. Требуют гипсования.
Переувлажнение, заболоченность. Болота занимают 20 млн. га, т.е. около 14,8% территории области. Использование тяжелой техники и многократная обработка почв усилили механическое воздействие на почву, что привело к переуплотнению верхних горизонтов, снизило их водопроницаемость, усилило поверхностное переувлажнение. Резкий подъем грунтовых вод в южных районах области вызывает угрозу не только сельскому хозяйству, но и инженерным коммуникациям и поселениям.
Задание: По почвенной карте атласа определите основные зональные типы почв Омской области. Какие почвы и почему наиболее нуждаются в мелиорации? Заполните таблицу.
Проблемы и мелиорация почв Омской области.
Проблема | Районы распространения | Виды мелиорации |
Водная эрозия | северная лесостепная и южно-таежная зона | Осушение |
Ветровая эрозия | степная и южная лесостепная зона | Посадка лесозащитных полос, безотвальная обработка почв. |
Закисление почв | северная часть области | Требуют известкования. |
Засоление почв | северная лесостепная и степная зона, Павлоградский район. | Требуют гипсования. |
Переувлажнение почв | в южных районах, в т.ч. в Павлоградке. | Дренаж |
3. Закрепление и проверка понимания нового материала.
Вопрос учителя: как вы считаете, необходима ли та информация, с которой мы сегодня познакомились?
Ответ: Да, конечно нужна, ведь в нашей местности почва тоже нуждается в защите, и на уроке мы смогли узнать, как и от чего ее защищать.
Задание: Давайте проверим, как хорошо вы сегодня работали на уроке. Для этого прочитайте 10 утверждений по теме «Почвенные ресурсы России и Омской области» и исключите 4 утверждения, дающие ложную характеристику почвам и мелиоративным мероприятиям.
Текст задания раздается каждому ученику.
- Размещение основных типов почв по поверхности Омской области подчинено закону широтной зональности.
- Зональные почвы: дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы.
- Зональные почвы: тундрово-глеевые, подзолистые и серые лесные.
- Самые плодородные почвы расположены в долине Иртыша.
- Почвы, богатые перегноем, находятся в степной зоне области.
- Мелиорация сельскохозяйственных земель – совокупность мер по улучшению почв для повышения их плодородия.
- Кислые почвы приурочены к южной части области. Требуют известкования.
- Почвы севера области сильно переувлажнены.
- Борьба с водной эрозией – кулисное лесонасаждение.
- Ветровая эрозия более характерна для южных районов нашей области.
Проверьте ваш ответ, если вы ответили верно – оценка 5, если 1 ошибка – 4 , если больше 2, то вам необходимо еще раз проработать материал. Правильные ответы помещаются на доске: 3, 4, 7, 9. Можно организовать взаимопроверку.
4. Обобщение знаний и итог.
Слово учителя: Вначале урока мы вспомнили, как относились наши предки к земле в прошлом, смогли ли доказать актуальность народной мудрости в настоящее время?
Ответ: Да, смогли, 90% пищи люди получают в виде урожая с обработанной земли. Человек как хозяин относится к земле, защищает ее от ветровой и водной эрозии, вносит удобрения, осушает или орошает, чтобы сохранить плодородие. От постоянного использования земля истощается и если не вносить перегной и удобрения, то и урожая не будет.
Слово учителя: Вы правильно и убедительно доказали действенность народной мудрости в наше время. Но всегда ли мы видим только положительные результаты человеческой деятельности? К сожалению нет! Ярким примером отрицательного воздействия деятельности людей не почву является наш родной поселок. Что же привело к такому результату? Ответ на этот вопрос и будет вашим домашним заданием. Предлагаю разделиться на 4 группы, каждая группа представит свою работу в виде минипроекта «Спасите почву в Павлоградке». Поможет при выполнении задания параграф 28, дополнительная литература, ваши наблюдения.
Литература:
- Атлас Омской области для учащихся общеобразовательных школ- Омск Картографическая фабрика, 2002;
- Кожухарь А.А., Зайков Г.И. и др. География Омской области, 2001;
- Г.И. Саренко, Л.Н. Щербак Регионоведение: география Омской области, Омск 2003;
- П. Дронов, И.И. Баринова География России 8 класс М: Дрофа 2006;
- Чащин В.П. Природопользование и охрана природы на территории Омской области. Часть 2. Омск 1999.