Проблемный урок по теме "Почвы и почвенные ресурсы Омской области"

Разделы: География


Цели урока:

Образовательная:

  • Знать: закономерности использования почв человеком, причины разрушения почв и пути повышения плодородия почв. Понятия: почвенные ресурсы, мелиорация, рекультивация.
  • Уметь: анализировать почвенную карту, прогнозировать последствия антропогенного воздействия на состояние почв.

Развивающая: определять, анализировать и объяснять явления, доказывать и опровергать, устанавливать причинно-следственные связи, применять знания в новой ситуации.

Воспитательная: Показать взаимосвязь между деятельностью человека и состоянием почв. Подвести к пониманию необходимости бережного отношения к почве, как основе существования человека.

Оборудование: почвенная карта России, атласы Омской области, дидактический материал.

Ход урока

1. Введение в учебную деятельность.

Индивидуальная деятельность учащихся.

Решение кроссворда «Ресурсы» с целью активизации действенного фонда знаний

Для проверки результата ответы оформляют на доске, используя шаблон кроссворда, нанесенный на лист ватмана. Ответы к кроссворду: 1. Плодородие. 2 Зернистая. 3. Гумус. 4. Докучаев. 5. Чернозем. 6. Степь. 7. Ресурсы.

Слово учителя: Ребята. А как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Предполагаемый ответ: ресурсы почв, почвенные ресурсы России и т.п.

Вопрос учителя: Какие знания вы можете получить на этом уроке?

Предполагаемый ответ: Все ли типы почв являются ресурсами. Почему человек использует не все почвы в своей деятельности? Как сохранить основное свойство почв – плодородие? (Фронтальный опрос учащихся с последующей коррекцией темы и целей урока.)

2. Основной этап.

Слово учителя: Обратите внимание на слова, которые могут быть эпиграфами к нашему уроку: «Земля мать – подает клад», «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь» (пословицы). Ребята, почему в пословицах русский народ сравнивает землю с тарелкой, сиротой, называет ее матерью?

Ответы: Земля дает урожай, нуждается в уходе, защите. Урожай зависит от качества земли, ее плодородия и т.п.

Слово учителя: А так ли это? Попробуем доказать актуальность народной мудрости в настоящее время. Запишите в тетрадях тему урока: «Почвенные ресурсы России и Омской области».

Вопрос учителя: Все ли типы почв можно назвать ресурсами? Ответ: Нет, так как имеют разное плодородие.

Вопрос учителя: Какие почвы имеют достаточное содержание гумуса?

Ответ: Достаточное содержание гумуса в черноземах и серых лесных почвах, до 10%.

Задание: Проанализируйте почвенную карту атласа (стр. 28-29). Определите, занимают ли эти почвы на территории России большую площадь? Где они расположены?

Ответ: Плодородных почв мало, расположены в центральной и южной части Русской равнины, предкавказье, юге Западной Сибири.

Слово учителя: Какие же почвы можно отнести к почвенным ресурсам? Почвенными ресурсами называют те почвы, которые человек использует в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве. (Запись определения в тетради). От всей территории России сельскохозяйственные угодья составляют 13%, а площади занятые лесом-45%. Вернитесь к пословицам, почему земля нуждается в хозяине?

Ответ: человек заботится о земле, вносит перегной, удобрения. Делает все, что бы получить хороший урожай, обеспечить себя продуктами.

Вопрос учителя: знаете ли вы, от чего может разрушаться почва? Как противостоять этому процессу? Для ответа на этот вопрос выполните следующее задание:

1 вариант: прочитайте текст учебника на странице 132-133, составьте в тетрадях схему «Виды эрозии почв».

2 вариант: прочитайте текст учебника на странице 134-135, составьте в тетрадях схему «Виды мелиорации».

Ребята, выполнив работу по вариантам, обмениваются информацией в парах, дополняют записи в тетрадях. Несколько человек составляю схемы на доске.

Вопрос учителя: Во всех районах России можно применять одни и те же виды мелиорации? Дополните схему «Виды мелиорации» используя рисунок №50 на странице 134.

Желающие дополняют схему на доске.

Вопрос учителя: Ребята, а можно нашу область отнести к территориям, хорошо обеспеченными почвенными ресурсами?

Ответ: да, так как мы живем в сельской местности. Где выращивают в основном зерновые культуры: пшеницу, овес, ячмень и другие культурные растения.

Задание: Используя почвенную карту Омской области, определите типы почв в нашей области. Выпишите в тетрадь. В каких районах расположены самые плодородные почвы? Есть ли такие почвы в нашем районе?

Ответ: В Омской области сформировались черноземы, серые лесные почвы, дерново-подзолистые, торфяно-болотные, пойменные почвы и солонцы. В Павлоградском районе есть черноземы и солонцы, а в Павлоградке почвы малоплодородные и требуют мелиорации.

Задание: Прочитайте дополнительный материал, заполните таблицу «Проблемы и мелиорация почв в Омской области». Организуется работа в группах. Результаты работы каждой группы оформляются в сводной таблице, прикрепленной к доске.

Дополнительный материал раздается на каждую парту.

Проблемы и мелиорация сельскохозяйственных земель Омской области.

Эрозия почв. В Омской области 3 млн. га предрасположены к эрозион­ному воздействию, из них требуют восстановления 1,2 млн. га. Ветровая эрозия проявляется в значительных размерах в степной и южной лесостепной зоне. Водная эрозия преобладает в северной лесостепной и южно-таежной зоне.

Снижение гумуса. Начиная с 60-х годов XX столетия, проводятся постоянные наблюдения за трансформацией органического вещества в почвах. Содержание гумуса в почвах Омского Прииртышья различно. По усредненным данным для 14 районов области его содержание составляет 5,1%, т.е. малогумусовый фон.

Закисление почв. В Омской области имеется 1366,6 га кислых почв, из них сильно кислых 90,9 тыс. га. Кислые почвы приурочены к северной части области, они требуют известкования.

Засоление почв. Солонцы, солончаки, другие засоленные почвы широко представлены в области. Формированию солонцовых почв способствует слабая дренированность почв, близость водоупорного слоя и минерализация грунтовых вод. Площадь солонцов составляет 21% от площади пашни. Требуют гипсования.

Переувлажнение, заболоченность. Болота занимают 20 млн. га, т.е. около 14,8% территории области. Использование тяжелой техники и многократная обработка почв усилили механическое воздействие на почву, что привело к переуплотнению верхних горизонтов, снизило их водопроницаемость, усилило поверхностное переувлажнение. Резкий подъем грунтовых вод в южных районах области вызывает угрозу не только сельскому хозяйству, но и инженерным коммуникациям и поселениям.

Задание: По почвенной карте атласа определите основные зональные типы почв Омской области. Какие почвы и почему наиболее нуждаются в мелиорации? Заполните таблицу.

Проблемы и мелиорация почв Омской области. 

Проблема Районы распространения Виды мелиорации
Водная эрозия северная лесостепная и южно-таежная зона Осушение
Ветровая эрозия степная и южная лесостепная зона Посадка лесозащитных полос, безотвальная обработка почв.
Закисление почв северная часть области  Требуют известкования.
Засоление почв северная лесостепная и степная зона, Павлоградский район. Требуют гипсования. 
Переувлажнение почв  в южных районах, в т.ч. в Павлоградке. Дренаж

3. Закрепление и проверка понимания нового материала.

Вопрос учителя: как вы считаете, необходима ли та информация, с которой мы сегодня познакомились?

Ответ: Да, конечно нужна, ведь в нашей местности почва тоже нуждается в защите, и на уроке мы смогли узнать, как и от чего ее защищать.

Задание: Давайте проверим, как хорошо вы сегодня работали на уроке. Для этого прочитайте 10 утверждений по теме «Почвенные ресурсы России и Омской области» и исключите 4 утверждения, дающие ложную характеристику почвам и мелиоративным мероприятиям.

Текст задания раздается каждому ученику.

  1. Размещение основных типов почв по поверхности Омской области под­чинено закону широтной зональности.
  2. Зональные почвы: дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы.
  3. Зональные почвы: тундрово-глеевые, подзолистые и серые лесные.
  4. Самые плодородные почвы расположены в долине Иртыша.
  5. Почвы, богатые перегноем, находятся в степной зоне области.
  6. Мелиорация сельскохозяйственных земель – совокупность мер по улучше­нию почв для повышения их плодородия.
  7. Кислые почвы приурочены к южной части области. Требуют известко­вания.
  8. Почвы севера области сильно переувлажнены.
  9. Борьба с водной эрозией – кулисное лесонасаждение.
  10. Ветровая эрозия более характерна для южных районов нашей области.

Проверьте ваш ответ, если вы ответили верно – оценка 5, если 1 ошибка – 4 , если больше 2, то вам необходимо еще раз проработать материал. Правильные ответы помещаются на доске: 3, 4, 7, 9. Можно организовать взаимопроверку.

4. Обобщение знаний и итог.

Слово учителя: Вначале урока мы вспомнили, как относились наши предки к земле в прошлом, смогли ли доказать актуальность народной мудрости в настоящее время?

Ответ: Да, смогли, 90% пищи люди получают в виде урожая с обработанной земли. Человек как хозяин относится к земле, защищает ее от ветровой и водной эрозии, вносит удобрения, осушает или орошает, чтобы сохранить плодородие. От постоянного использования земля истощается и если не вносить перегной и удобрения, то и урожая не будет.

Слово учителя: Вы правильно и убедительно доказали действенность народной мудрости в наше время. Но всегда ли мы видим только положительные результаты человеческой деятельности? К сожалению нет! Ярким примером отрицательного воздействия деятельности людей не почву является наш родной поселок. Что же привело к такому результату? Ответ на этот вопрос и будет вашим домашним заданием. Предлагаю разделиться на 4 группы, каждая группа представит свою работу в виде минипроекта «Спасите почву в Павлоградке». Поможет при выполнении задания параграф 28, дополнительная литература, ваши наблюдения.

Литература:

  1. Атлас Омской области для учащихся общеобразовательных школ- Омск Картографическая фабрика, 2002;
  2. Кожухарь А.А., Зайков Г.И. и др. География Омской области, 2001;
  3. Г.И. Саренко, Л.Н. Щербак Регионоведение: география Омской области, Омск 2003;
  4. П. Дронов, И.И. Баринова География России 8 класс М: Дрофа 2006;
  5. Чащин В.П. Природопользование и охрана природы на территории Омской области. Часть 2. Омск 1999.