Формирование произвольности у гиперактивных детей. (Из опыта работы с детьми 1–2-х классов в студии)

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Гиперактивные дети интересуют меня уже давно. Ранее, работая психологом, я изучала динамику развития дефицитарных функций при индивидуальной работе с гипреактивными детьми. Сейчас я хочу поделиться опытом формирования произвольности у гиперактивных детей 1 - 2-х классов на занятиях в студии бисероплетения и оригами.

"Вечный двигатель", "Живчик", неутомимый, непоседа, шалун, клоун, неуправляемый, на уроках - рассеянный, невнимательный, качается на стуле, роняет ручки и карандаши и постоянно их собирает, - вот далеко не полный перечень отзывов педагогов по поводу гиперактивных детей. У окружающих создается впечатление, что эти дети не воспитываются родителями, что они живут в атмосфере вседозволенности. Хотя это чаще всего не так. В большинстве случаев их родители испробовали все возможные воспитательные меры, которые не принесли результатов или были эффективны на короткое время: "Мама, клянусь, я больше так не буду!" и через 5 минут опять то же самое: Родители гиперактивных детей, сохраняющие выдержку и ищущие пути помощи своим малышам, - низкий Вам поклон!

Это мы говорим о семье, где один - два ребенка, и это родные существа, часто похожие на кого-то из родственников и этим уже заранее оправданные ("ребенок не виноват, он унаследовал такой характер"). А что говорить о школе, где в классах в среднем 25 человек, из них 2-5 гиперактивных, каждый из которых - замечателен, не такой как все, у каждого есть свои особенности, которые необходимо учитывать при взаимодействии. Что же делать учителям?

У гиперактивных детей, в большинстве случаев, можно наблюдать отставание в развитии внимания, двигательного контроля и регуляции поведения:.

Психологами разработаны три основных направления работы с гиперактивными детьми:

  • развитие психических функций, отстающих у таких детей - внимания, двигательного контроля, контроля поведения;
  • отработка конкретных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • важно, при возможности, вести работу с гневом.

Вначале я хотела бы подробнее остановиться на развитии слабых психических функций. Коррекционная работа должна проходить постепенно с какой-то одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность. Например, развиваем внимание, а после того, как ребенок научился концентрировать и переключать внимание, можно переходить к тренировке двигательного контроля. Когда в процессе занятий достигаются устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций. Это может быть, например, дефицит внимания и контроль поведения. И только позже вводить упражнения, развивающие все три функции одновременно.

Начинать работать с гиперактивными детьми надо, по возможности, индивидуально, в крайнем случае - малыми группами, и только потом постепенно вводить их в большие группы. Это связано с тем, что индивидуальные особенности мешают таким детям сосредоточиться если рядом много сверстников.

Кроме того, сами занятия должны проходить в эмоционально привлекательной для детей форме, например, игровой. Какого бы эмоционального напряжения Вам это не стоило, все усилия окупятся сторицей!

В студии оригами и бисероплетения есть возможность, учитывая особенности коррекционной работы с гиперактивными детьми, обучать их малыми группами. Детей первых классов мы разделили на две подгруппы так, что в первой оказалось 2/3 (15 человек) и в ней нет гиперактивных детей. Во второй подгруппе осталось 7 человек (4 - гиперактивных: Федя Ф., Кристина П., Даня С., Юля С., 3 - также нуждаются в малой группе). Таким образом, появилась возможность вводить в занятия игровой компонент, сказку, постепенно тренируя внимание и память. Примеры таких игр и требования к их проведению, а также анкету для педагога и тест на гиперактивность Вы найдете в Приложении 1-3.

Больший диапазон для индивидуальной игровой работы дают занятия оригами, в связи с относительной простотой навыков и меньшими усилиями, затрачиваемыми на усвоение основных принципов работы.

Главная задача, которую я перед собой поставила в начале работы, - научить детей "слышать" взрослого. Особенно важно это было во второй подгруппе. Об осуществлении этой работы я расскажу на примере занятий оригами: показ сопровождался четкой инструкцией, затем дети повторяли действия совместно с учителем, более ориентируясь на устную инструкцию. Детям, испытывающим трудности в работе, я помогала, показывая действия на его фигурке, затем возвращала все в прежнее состояние и, проговаривая инструкцию, следила за их повтором. После завершения поделки большей формы мы повторяли ее в меньших размерах, имитируя детеныша. В первой подгруппе инструкцию проговаривал кто-то из детей, первым сложивший фигурку, а во второй - дети повторяли инструкцию вслух вполголоса каждый для себя. Кроме этого, на стенде я вывесила правила поведения в студии и каждое занятие начинала с них, обыгрывала в сказке (сказка о лисичке и сказка о моряка). Примерно на четвертом занятии дети стали проявлять активность, тянуть руку и перечислять правила сами, иногда меняя формулировки, сохраняя при этом их суть. А далее можно было при нарушении одного из правил спрашивать: "кто нарушил первое правило - работай молча?" или "какое правило нарушила Кристина?"- это давало возможность детям контролировать дисциплину на уроке собственными силами, освобождая меня от излишних дисциплинарных требований.

На занятиях в нашей студии успешно используются основные направления в работе с гиперактивными детьми, предлагаемые психологом Мониной Г.Б. [2]:

1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных форм работы (например, возможности выбрать зверушку, которую дети будут изготовлять на уроке), обучение учениками 2-3 классов более младших школьников (старшие дети "работают" инструкторами оригами и бисероплетения, такие занятия нравятся и старшим и младшим).

2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:

  • смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;
  • реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя; требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы);
  • понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
  • выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);
  • инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
  • избегание категорических запретов.

Уже в первые дни занятий с гиперактивными детьми 6-7 летнего возраста я столкнулась с несколькими большими проблемами.

Первая - продолжительность урока. Гиперактивный ребенок может поддерживать работоспособность не более 10-15 минут. Это объясняется тем, что умственная деятельность детей с СДВГ характеризуется "цикличностью" время, когда дети могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут, по истечении которого они теряют контроль над умственной активностью. 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В моменты "отключения" ребенок занимается посторонними делами, а на слова учителя не реагирует. Так накапливаются пробелы в знаниях. [3] Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок опять может продуктивно работать какое-то время, после чего мозг снова "отключается" и произвольное управление интеллектуальной деятельностью оказывается невозможным.

Интересно проследить эти циклы на примере Феди Ф. Каждое занятие, при приближении периода "отключения" его вера в собственные силы вдруг резко падает, "у меня никогда ничего не получится", " я ничего не смогу". Ребенок сильно расстраивается, плачет, затем успокаивается, включается в работу и прекрасно доделывает поделку. Такое поведение на протяжении первых месяцев занятий продолжалось постоянно. Были уроки, когда реакция была еще более бурной или наоборот он был заторможен, не мог повторить поделку по памяти. В такие дни я постоянно сопровождала его действия, переключала его на организационную помощь (он раздавал листы бумаги, был главным в поиске сокровищ с морского дна - дети собирали бисер, рассыпавшийся на пол во время предыдущих занятий), проводила не одну, а несколько физкультминуток, заменяла повтор на малом листе - раскрашиванием первой поделки.

Вторая проблема - повышенная отвлекаемость. Конечно, гиперактивным детям по возможности рекомендуется индивидуальная работа. В классе, где 25-30 детей его работа на контрольных практически равна нулю. Та же самая работа, проведенная индивидуально с учителем или дома выполняется успешно.

Третья проблема - неумение строить свои отношения со сверстниками. Успешность учебной деятельности ребенка зависит от способности строить бесконфликтные отношения со сверстниками, контролировать свое поведение. Такая работа включает в себя: отработку навыков выражения гнева в приемлемой форме; обучение конструктивным способам разрешения конфликтов на уроках (коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии); обучение приемам структурирования учебного времени, отработку навыков самоконтроля, обучение техникам самоуправления. Вместе с детьми была выработана система поощрений и наказаний, которая помогла гиперактивным детям адаптироваться в детском коллективе. Поведение неприемлемое, мешающее другим детям наказывалось - формы наказаний принимаемые всеми детьми легко ориентировали нарушителей на позитивное общение, а поощрение - положительная оценка в личный дневник - сильно стимулировали аккуратность и доведение работы до конца.

По истечении двух с половиной месяцев занятий, я расформировала подгруппы (это совпало с каникулами - наша школа работает триместрами). В каждой стало примерное количество детей и гиперактивные дети разделились по 2 человека в каждой подгруппе. Это участие гиперактивных детей стало возможным в связи с усвоением ими правил поведения на занятих, сформированности основных навыков контроля поведения, адаптации в малой группе. Кроме того, большую роль в достаточно коротком времени формирования произвольности сыграл огромный интерес детей к процессу и конечным результатам их труда. Сейчас я планирую, дальнейшее развитие произвольности за счет повышения уровня знаний и умений, включение в занятия более сложной пальчиковой гимнастики, а также психогимнастики (я планирую чередовать психогимнастику и физкультминутки: в один день - физкультминутка и пальчиковая гимнастика, в другой - психогимнастика и гимнастика для глаз).

В заключение я хочу предложить рекомендации по работе с гиперактивными детьми [1]:

1. Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

2. Уменьшить рабочую нагрузку, по сравнению с другими детьми.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Создавать ситуацию успеха, в которой ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Надо научить его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых.

Пусть он станет отличным экспертом по отдельным областям знаний.

6. Посадить ребенка во время занятия, по возможности, рядом с взрослым. Оптимальное место для гиперактивного ребенка - в центре класса, напротив доски, он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

7. Использовать физический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения.

8. Направлять лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло: во время урока просить их помочь - вымыть доску, раздать бумагу и т.д.

9. На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Если предстоит большое задание, то его надо предлагать в виде последовательных частей, и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы.

10. Давать задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика.

Важно избегать предъявления завышенных или заниженных требований.

11.Учить выражать свои эмоции.

12. Договариваться с ребенком заранее о тех или иных действиях.

13. Давать короткие и четкие инструкции (не более 10 слов).

14. Использовать гибкую систему поощрений и наказания.

15. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

16. Предоставлять ребенку возможность выбора, когда это необходимо.

Желаю Вам оставаться спокойными в любой ситуации!

Приложение.

Список использованной литературы.

1. И.П.Брязгунов, Е.В. Касатикова "Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях". ООО "Психотерапия". М.: 2008.

2. Монина Г.Б., Лютова Е.К. "Гиперактивные дети: психолого-педагогическая коррекция". М.: 2002.

3. Ясюкова Л.А. "Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями". СПб.: Иматон, 1997.