Введение
Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа, ведь культура – это “совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. Творчество возможно только в культуре, творчество и культура неразделимо связаны”, - так говорит о сущности народной культуры К.М. Хоруженко [19, 228-229]. И сколько бы времени не проходило, проблемы духовности всегда будут волновать человека, как городского, так и сельского жителя. И именно село принято считать создателем культуры народа, народных традиций.
В наше сложное время происходят радикальные изменения в обществе, которые, безусловно, находят своё отражение и в самом образовании, как школьном, так и дополнительном. “Образование, включающее в диалектическом единстве обучение и воспитание, и влияние на человека всей сферы реального жизнеустройства, которая, по своей сути, является как источником мотивации организованного обучения и воспитания, так и средой выбора человеком знаний, содержания образования, во все времена определяло развитие общества, его жизнеустойчивость”, - отмечает Н.С. Речкин [11, 3]. И сегодня, когда происходит важнейший процесс социализации гуманизма, “образование выступает как важнейший компонент культурного, социально-экономического и экологического устойчивого развития человека, сообщества и нации” [11, 3]. И именно сегодня, в сложный переходный период общества, когда “изменения в социокультурной и экономической сферах российского общества привели к отставанию сферы образования”, так важно то, что возникнувшая ранее система дополнительного образования, нашла своё приложение и в наши дни” [11, 3]. Ребёнок приходит в учреждение дополнительного образования, чтобы найти для себя радость, раскрыть свои природные задатки, приходит сюда, чтобы стать успешным.
И здесь, в учреждении дополнительного образования, для детей привлекательно то, что “программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно им знать, а предлагают выбор в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями” [2, 53]. Поэтому воспитанники учреждений дополнительного образования выбирают себе ту программу, которая трогает их маленькое сердце и не оставляет его равнодушным к тому, что происходит на большой планете, имя которой – Земля.
“Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре”, - отмечает академик Д.С.Лихачёв [6, 54].
Любовь к родному краю, знание его истории – это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир.
И поэтому, определяя цель, объект, предмет, задачи творческой работы, следует подчеркнуть, что учреждения дополнительного образования – это важный социальный институт. Используя разнообразные формы своей деятельности, они играют большую роль в социальном воспитании молодого поколения, способствует приобщению детей к традициям народной культуры [Приложени1, Приложение 2, остальные приложения можно взять у автора].
Цель работы заключается в определении роли дополнительного образования в социальном воспитании детей с целью приобщения их к традициям народной культуры через разнообразные формы работы.
Объектом работы является сам процесс приобщения детей к традициям народной культуры.
Предмет работы – это разнообразные формы работы по приобщению детей к традициям народной культуры. Отсюда определяются и следующие задачи данной работы:
- показать, что традиции народной культуры имеют большое значение в развитии личности подрастающего поколения;
- провести анализ знаний, отношения, понятий воспитанников о традициях народной культуры;
- раскрыть формы работы с детьми с целью приобщения их к традициям народной культуры.
Основными методами исследования в работе являются следующие: анализ, сравнение и обобщение, они способствуют изложению теоретического материала. Беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование и интервьюирование – методы, которые являются основными в исследовательской работе с детьми.
- Воспитательное воздействие традиций народной культуры на личность ребенка.
- Традиционное культурное наследие в становлении общества.
Культурные традиции тесно связаны со средой и социально обусловлены. Многие из них возникли в силу объективных требований, которые закреплены и поддерживаются общественным мнением. В традициях проявляются специфические черты материальной и духовной культуры, сознания и психологических особенностей взаимоотношений с другим народом. Являясь элементом этнического самосознания, традиции выступают как коллективная социально – историческая память, они определяют общность переживаний, укрепляют чувство патриотизма, национальной гордости, любви к своей земле и народу. Академик Д.С.Лихачёв подчёркивает важность культуры и народных традиций, взаимосвязь культурных ценностей прошлого и настоящего; ведь “подлинно новая культурная ценность возникает в старой культурной сфере [6, 55].
Традиции народной культуры продолжают жить в наше время благодаря своей ценностной ориентации. Человек всегда стремился увиденное вокруг себя воплотить надолго, чтобы красота всегда радовала человека, помогала ему жить. Вот почему притягательны для нас, дончан, необыкновенные казачьи сказки, сама жизнь этих свободолюбивых, веселых и добрых людей. Ведь более ста наций и народностей населяют наш благословенный донской край, и каждый народ принес в культуру донского края свои обычаи, традиции, частичку своей культуры.
- Духовные ценности народной культуры в развитии личности ребенка.
Духовные ценности – это высочайшее достижение народной культуры, это результат не одного индивида, а целого народа и многих поколений. Жизнь народа отражает все элементы быта, начиная с дома. Нравственное же начало народной культуры неотделимо от народного сознания, от космического начала, переживания, добра, любви. Оно пронизывает жизнь народа, одухотворяя среду, воплощаясь в материальных и духовных образах народного искусства, отражается в методах и средствах воспитания подрастающего поколения. И особенным является сохранение отношения к природе. “Природа, - по мнению академика Д.С.Лихачёва, - по – своему “социальная”. “Социальность” её ещё и в том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот, в свою очередь, социален и интеллектуален сам” [6, 17].
Первоначальный признак народной культуры – её синкретизм, отражающий три формы бытия: культура, общество, человек. Один из важнейших признаков народной культуры – традиционный.
Традиционная культура использует язык, миф, утварь, жилище, пищу, оружие как периферийные знаки культуры. Важнейшим средством передачи и сохранения всех элементов народной культуры является социально-историческая память, она формируется через познание прошлого и передачи знаний в настоящее, она поддерживает непрерывную связь прошлых поколений с настоящим, способствует этнической эволюции, в этом её огромная роль в развитии личности. Большое значение в сохранении и передаче элементов этнической культуры играют обычаи, ритуалы, обряды и праздники. Ведь вся духовная культура древних славян строилась на основании понятия “культ” - вера, обычаи, традиции, от которого и произошло само понятие “культура”. В традиционной культуре ритуалы играли важнейшую роль, так как они определяли само существование мира. Ритуал объединял человека не только с общностью людей, но и с природой, с космосом, духом предков, миром животных. Календарные праздники являлись отражением взаимосвязи человека с природой. Бытовые обряды, появившиеся вместе с мифологическими, определяли бытие и регулировали отношения между людьми.
Календарные праздники и обряды в наше время – это составляющая часть культуры и народа. Это то, что отражает жизнь, помогает помнить доброе и хорошее, что оставили для потомков прошлые поколения. С каким удовольствием празднуются и новый год, и масленица, и троица, и пасха, как в городе, так и в деревне. Можно не только участвовать самому в празднике, но и устроить праздник для близких и друзей, в своем же детском творческом объединении. Сколько интересного можно записать со слов старожилов хутора о жизни в то далекое от нас время, о праздниках и буднях наших хуторян. Вот, к примеру, как и воспитанники ТО “Росинка” и “Лучик” не только приглашают к себе на праздник хуторян, но и приходят к ним домой, получив приглашение, и записывают неторопливые воспоминания старожилов хутора, мастеров декоративно-прикладного творчества: Мельник А.Л., Донецковой М.Ф., Баранович Л.К., Махновец О.К., Добровольской А.П., и др. Эти встречи, юных и ветеранов, взаимно обогащают, учат и воспитывают добрые качества, потому что в основе всего - народная культура, замечательное народное творчество, оно несёт в себе огромный творческий потенциал.
Вот почему так трогает душу маленьких воспитанников литературной студии “Лучик” детская народная литература: это и песни, и сказки, и пословицы, и поговорки, и былины, и игры. Ребята сами выбирают для своего творческого объединения именно такую тему – фольклор. Они не только изучают детский фольклор, созданный мудрым народом, но и собирают материал по данной теме, записывая фольклорные произведения со слов старожилов родного хутора. Сколько восторга от сознания того, что занят ты такой интересной работой! Вот, к примеру, детская народная игра “Садовник”, оказывается, что в нее играли несколько поколений: дети сейчас, их родители и даже их бабушки! Программа, которую избрали обучающиеся “Лучика”, направлена на социальное воспитание детей с целью приобщения их к традициям культуры через овладение богатством устного народного творчества (в том числе и наших хуторян – потаповцев) и творчества потаповского поэта Николая Сергеевича Сухоносова. Он пишет о нашей благословенной донской земле, его произведения отражают жизнь дончан, жизнь наших потаповцев. А все это не может не тронуть душу ребенка.
Творческое объединение детей способствует развитию личности, ее самостоятельности и инициативы. В рамках ТО создаются широкие возможности для общения детей друг с другом. Каждый обучающийся, как личность, имеет возможность расширения круга своих интересов, реализации своих творческих потребностей. Великий русский педагог К.Д.Ушинский был убежден, что предоставление ребенку возможности свободного выбора полной, широкой деятельности, поглощающей всю его душу, посильной для него, и является истинной целью жизни, так как эта цель сама жизнь. Вот почему маленьким селянам – воспитанникам “Лучика” так близко и понятно то, что они изучают, потому что они жители родного хутора Потапов. Участие же самих обучающихся в работе ТО “Лучик” расширяет круг интересов ребят, они активные участники не только хуторских, школьных, библиотечных, но и районных мероприятий [Приложение 4]. Вот к примеру, 24 марта 2007 года в ст. Романовская проходила районная конференция “Молодежь. Политика. Право”. Воспитанники литературной студии “Лучик” представили здесь литературную композицию о потаповском поэте Н.С.Сухоносове “Эта сельская картина дорога мне с детских лет” (Н.С.Сухоносов). А обучающиеся краеведческого кружка “Росинка” провели для участников конференции экскурсию “Быт и декоративно-прикладное творчество потаповцев”. Юные воспитанники “Росинки” не только провели экскурсию в этот день, но и представили экспозицию исторического уголка краеведения “Быт и традиции хуторян”, который они создают на базе своего краеведческого кружка “Росинка” [Приложение 5]. Мероприятия данного дня принесли воспитанникам радость и удовлетворение от сознания того, что делают они интересное, нужное, полезное для себя и других дело. Именно поэтому “Росинка” для себя выбрала тему изучения быта и декоративно-прикладного творчества хуторян – потаповцев. Быт и творчество взаимосвязаны и оба значимы. В.А.Сухомлинский писал: “Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе” [21, 2].
Народное искусство выступает важнейшим средством народной педагогики, так как формирует отношение к своему народу, языку, к миру, к окружающей природе [Приложени1, Приложение 2, остальные приложения можно взять у автора].
Вот так, планомерно, целенаправленно, шаг за шагом, происходит приобщение воспитанников к традициям народной культуры, идет важнейший процесс социализации личности. Это вновь подчеркивает то главное, ради чего ребенок приходит в учреждение дополнительного образования. Ребенок приходит сюда, чтобы оказаться в мире радости, в мире успеха. Именно здесь он раскрывается более полно, потому что творческое объединение, которое ребенок выбирает, соответствует его интересам, способностям. И от того, какие условия здесь для ребенка, для него, как персоны, индивидуально будут созданы, во многом, возможно, будет зависеть и то, какое место во взрослой жизни он для себя найдет. Именно в дополнительном образовании, где в ТО количество воспитанников не более пятнадцати человек, есть больше возможности, чем в самой школе, в реализации личностно-ориентированной модели воспитания обучающихся. Педагог дополнительного внимания, реализуя программу по социальному воспитанию совместно со своими воспитанниками, способствует воспитанию духовности, нравственности, гражданственности обучающихся, что является главными ценностями гуманного общества.
- Социализация личности воспитанника дополнительного образования через разнообразные формы приобщения его к традициям народной культуры.
- Современные педагогические технологии дополнительного образования.
В новых социально-экономических условиях, по мнению профессора А.Н.Ванеева, в обществе особое значение приобретает образовательная деятельность. И в первую очередь это относится к школе. Именно она готовит ребенка ко взрослой жизни. Немаловажна здесь и роль учреждений дополнительного образования детей. И от того, как сам педагог подходит к решению данной проблемы, во многом будет зависеть и то, какое место во взрослой жизни найдет для себя его воспитанник. И здесь большое значение для учителя и ребенка будут иметь передовые педагогические технологии, которые помогают ребенку формировать его личностный опыт.
В настоящее время анализ проведенных исторических педагогических исследований позволяет говорить о принципиально новом уровне педагогических технологий.
Еще Я.А.Коменский утверждал, что нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, и только при этом условии его работа может быть успешной, а профессия учителя – одной из лучших. Именно Я.А.Коменский впервые создал технологию, основными элементами которой являлись и являются в настоящее время классно - урочная организация жизнедеятельности школы, предметность обучения, наличие основных принципов изложения учебного материала (доступность, наглядность, систематичность и др.)
Идеи технологий обучения развиваются, отражая требования нынешнего времени. И лучшее, что было достигнуто ранее, остается в педагогике и сейчас. Ведущие идеи технологий А.С.Макаренко и С.Т. Шацкого, Н.И.Поповой, В.Н.Сороки - Росинского находят свое отражение в современных педагогических технологиях В.П.Беспалько, Б.Г.Лихачева, М.В.Кларина, Г.В. Сеивко и других. Каждый из этих замечательных представителей передовой педагогической мысли по-своему определяет понятие, “педагогические технологии”. Но все они едины в том, что в основе педагогических технологий лежит процесс продуктивного взаимодействия взрослого и ребенка. В.П.Беспалько определяет педагогические технологии как совокупность средств, методов процесса обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Важнейшей стороной всякой технологии является познание ребенка и отношение к ребенку со стороны взрослого. По этому признаку выделяют несколько типов технологий дополнительного образования.
Таблица 1. Типология педагогических технологий в дополнительном образовании.
Рациональное зерно современных педагогических технологий может использовать педагог в своей работе с детьми. Весь спектр передовой педагогической мысли дает педагогу возможность использования той или иной педагогической технологии в зависимости от конкретной ситуации, факторов, влияющих на организацию и содержание учебно-воспитательного процесса. Огромным образовательным и воспитательным потенциалом обладают личностно - ориентированные технологии, отражающие общую структуру процесса:
Таблица 2. Личностно-ориентированное образование.
Личностно-ориентированное образование основной упор делает на поддержку ребенка. На протяжении всего учебного процесса педагог высказывает детям свое полное доверие. Он помогает воспитанникам в формулировке и уточнении задач, которые стоят перед классом и отдельным ребенком. Педагог должен руководствоваться мнением, что у воспитанников существует внутренняя мотивация к учению. Дети могут в любое время обратиться к своему учителю за помощью, воспринимая педагога как источник разнообразного опыта. Необходимо, чтобы в педагоге каждый воспитанник находил для себя друга, консультанта, наставника. А сам педагог должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой своих воспитанников и принимать его. Для детей очень важно видеть, что их учитель- участник группового взаимодействия (учитель - ученик), открыто выражающий свои мысли и чувства. Педагог должен уметь сопереживать и понимать чувства каждого ребенка. Одним из главных положений во взаимоотношении педагога и воспитанников должно быть четкое понимание самим педагогом своих возможностей.Вот почему так притягательна для воспитанников и самого педагога психолого-дидактическая концепция личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская). Здесь различают процессы обучения и учения, рассматривая учение как индивидуально значимую деятельность отдельного субъекта, в которой реализуется его личный опыт [Приложени1, Приложение 2, остальные приложения можно взять у автора].
Таблица 3. Психолого-педагогическая концепция личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская). Приложение
Субъективный опыт обучающегося должен быть раскрыт педагогом, максимально использован в учебном процессе, обогащен научным содержанием, при необходимости преобразован в учебном процессе. Обучение помогает ребенку выявить особенности субъективного опыта, приобретенного вне учебного процесса, создает условия для его развития через учет индивидуальных познавательных возможностей воспитанника [Приложени1, Приложение 2, остальные приложения можно взять у автора]. Этот процесс возможен только при условии основных требований к содержанию личностно-ориентированного образовательного процесса.
Таблица 4. Требования к содержанию личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская).
Реализуя данные требования в образовательном процессе, педагог дает возможность ребенку права выбора тех способов деятельности, которые больше всего соответствуют его индивидуальности, а педагогу, и его воспитанникам здесь помогают современные модели обучения. Среди общеизвестных моделей обучения существуют следующие.
Таблица 5. Модели организации обучения.
Сообщающее обучение – это объяснительно-иллюстративное обучение, здесь учитель излагает знания в обработанном, “готовом” виде, а ученики воспринимают и воспроизводят полученные знания [Приложени1, Приложение 2, остальные приложения можно взять у автора].
Таблица 6. Этапы деятельности педагога и воспитанников.
Использование данной модели в работе с воспитанниками дает положительные результаты [Приложени1, Приложение 2, остальные приложения можно взять у автора].
В организации обучения педагог может использовать и следующую модель обучения – проблемное обучение. Здесь важным является то, что учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ребята усваивают новые знания, умения, навыки.
Следующая модель – программированное обучение, основой этого процесса является усвоение материала учеником при помощи специальных средств (учебник, ЭВМ).
Следует отметить и то, что наряду с этими общеизвестными моделями обучения существуют и другие, которые чаще всего называют концепциями, системами: развивающее обучение (П.Гальперин, Л.Занков, В.Давыдов), гуманистическая психология (Дж.Брунер), педагогические взгляды учителей – новаторов 80-х гг. И каждая из представленных моделей может быть использована педагогом в своей деятельности в зависимости от целей, которые ставятся взрослым и решаются совместно с детьми. Так складывается емкое понятие – ключевые компетентности учащихся.А это, в первую очередь,- ценностно-смысловая компетентность – готовность видеть и понимать окружающий мир и компетентность самоопределения воспитанника. Кроме того, здесь важно проявление и коммуникативной компетенции. И здесь неоспорима роль урока как одна из основных форм обучения воспитанников, где педагог имеет возможность использования всего многообразия методического сопровождения на занятиях своих воспитанников, делая акцент на том, что особенно эффективно в приобретении социального опыта самим учащимся. [Приложение можно взять у автора].
- Музейный урок как форма приобщения воспитанников творческих объединений “Росинка” и “Лучик” к традициям народной культуры дончан.
В наше время, когда в обществе происходят радикальные изменения, идет возрождение народных традиций, для дополнительного образования важным и нужным является процесс эффективного познания ребенка, его нравственное воспитание.
“Единой целью современного образования, - отмечает Л.А.Першина и др., - является социализация и разностороннее развитие личности ребенка. Эта цель может быть реализована при наличии умения педагога обогащать, модернизировать содержание профессиональной деятельности посредством критического, творческого осмысления, освоения и применения на практике достижений науки и техники” [8,3]. Именно учитель должен выбрать ту технологию, ту методику, которая дает наиболее ощутимый результат. Вот поэтому каждый педагог дополнительного образования стремится к реализации основной единой цели образования. Применяя на практике технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, используя элементы этих технологий в разных сочетаниях, они создают собственные технологии, тем самым повышают уровень своего педагогического мастерства. Вот так и рождается та или иная технология, такая, как музейная педагогика. Она позволяет превратить обучение в модель социального общения личности в реальной творческой, продуктивной, познавательной деятельности. На таких занятиях воспитанники активно усваивают новые знания, формируют собственное мнение, инициативу, умение работать в команде, у детей формируются те качества, которые востребованы современным обществом.
Музейные уроки – это эффективный способ социализации личности ребенка. А в настоящее время, когда идет процесс возрождения традиционного культурного наследия, они являются и способом приобщения юных граждан к культурному наследию предшествующих поколений.
Музейный урок – это способ приобщения воспитанников краеведческого кружка “Росинка” и литературной студии “Лучик” к традициям культуры дончан. [Приложение можно взять у автора].
Для воспитанников краеведческого кружка “Росинка” и литературной студии “Лучик” музейный урок – это способ познания исторического прошлого донского края, это приобщение детей к быту и народным традициям дончан.
Проводя экскурсии, организуя выставки, готовя экспозиции, дети взаимно обогащаются. Вот, к примеру, экскурсии об историческом прошлом дончан, или же выставки и мини-музеи декоративно-прикладного творчества хуторян, или же выставки творческих работ самих же воспитанников – это составляющее музейного урока. [Приложения можно взять у автора]. Такие занятия глубоко воздействуют на ребенка, ведь он – активный участник всего того, что представлено на уроке.
И ребенок, приходя в учреждение дополнительного образования, ставит перед собой определенные цели: применить и развить свои индивидуальные способности в той или иной области, профессионально самоопределиться в будущем, найти себе новых друзей и другие. Обладая желанием, стремлением к познанию исторического прошлого своего родного края, ребенок раскрывает свои способности в краеведении. Он стремится больше узнать и передавать свои знания другим. Вот почему он такой активный участник всех мероприятий, связанных с донским краем.
Ребят интересует все в родном хуторе. Для открытого занятия “Рождение одежды из домотканого льняного полотна” ребятами был собран богатый материал о хуторских мастерицах, была проведена исследовательская работа о быте и культурных традициях хуторян - потаповцев. [23-24]. Все было интересно ребятам: и новые знания, и прямое общение, и творчество дончан и самих же воспитанников творческих объединений “Росинка” и “Лучик” [Приложени1, Приложение 2, остальные приложения можно взять у автора].
Вот так музейный урок становится важным средством нравственного воспитания ребенка, способом приобщения воспитанников творческих объединений “Росинка” и “Лучик” к культурному наследию дончан. Ребята не только сами приобретают социальный опыт на своих музейных уроках и непосредственно на занятиях в кружке, но и на базе других занятий, как, например, на уроке-экскурсии для воспитанников детского сада, или же на занятиях казачьего школьного актива в ДОЛ “Донские зори”. Приобретая новые знания, ребята активно делятся ими с другими [27-29].
Музейные уроки познавательны и интересны для детей, потому что представляют собой коммуникативное пространство, где каждый включен в активную деятельность. На таком уроке происходит постоянный диалог, в котором каждый из ребят и собеседник, и партнер. Ребенок имеет возможность полного или же частичного погружения в среду эпохи, представленной на музейном уроке. [Приложение можно взять у автора]. Кроме того следует обратить внимание и на еще одну ценность подобных занятий – это возможность общения детей и взрослых, разных этнических и социальных групп, возможность для каждого участника урока передать свои знания другим, открыть для себя что-то новое и неизведанное, а все это в итоге – способ социализации личности ребенка.
Музейная педагогика в познании истории оказывает учителю и его воспитанникам неоценимую услугу. “Музейная педагогика как система образования и воспитания музейными средствами в последние годы находит широкое распространение в образовательных учреждениях”, - отмечают авторы сборника “Музейные уроки в образовательных учреждениях” [8,3]. Опора педагога на труды основателей музейного дела в России и за рубежом – У.О.Зеленко, Д.Камерона, Ж.А.Ривьера позволяет лучше представить замечательные возможности музейных экспонатов, выставок и экспозиций в воспитании ребенка. “Музей погружает в бесконечный мир образов, судеб, страстей и служит становлению души и разума. Музейная информация эмоциональна, так как музейный предмет воздействует на чувства человека” [8,3]. Вот поэтому музейные уроки способствуют развитию интереса ребенка к истории родного края, учат его видеть, понимать и ценить то, что окружает его с самого раннего детства, что так дорого его маленькому сердцу, ведь все это – Родина.
- Исследовательская работа на занятиях краеведческого кружка “Росинка” и литературной студии “Лучик” как способ развития творческих способностей воспитанников.
В настоящее время идет поиск модели обучения и воспитания, несущей в себе идеи гуманизации образования и развития личностных качеств ребенка в целях его успешной жизнедеятельности в современном обществе. “Именно этим стремлением цивилизованного мира, - по мнению Н.Л.Головизниной, - во многом обусловлен в нашей стране процесс эволюционного видоизменения всей системы внешкольной работы, переход ее в новое качественное состояние – дополнительное образование” [4,6]. По-новому, как того требует реальная действительность, определяется место и значимость учреждений дополнительного образования. Историки и исследователи А.К.Бруднов, В.А.Горский, Л.Ю.Ляшко говорят “об отказе от стереотипа “второстепенности” дополнительного образования по отношению к базовому, указывают на многие преимущества перед последним в создании условий для формирования ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире” [4, 6-7].
Исследовательская деятельность детей в системе дополнительного образования – одно из средств воздействия на духовное развитие подрастающего поколения. Эта творческая работа дает возможность ребенку погружения в историческое прошлое своего родного края, дороже которого нет ничего на свете.
“Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимся творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы”, - говорится в Концепции дополнительного образования [4,7].
А.К.Бруднов делает акцент на то, что дополнительное образование представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежат любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни [2,7]. И только в единстве школьного и внешкольного образования возможна реализация учебно – воспитательных программ. “Особенно тех, - подчеркивает Н.Л.Головизнина, - которые поставили для себя в качестве главной цель формирования личности ребенка через приобщение его к учебно-исследовательной деятельности” [4,7].
Исследовательская деятельность воспитанников кружка “Росинка” и литературной студии “Лучики” - стройный научный процесс, имеющий свои этапы.
Таблица 1. Основные этапы научного исследования воспитанников.
В свою очередь мыслительные умения и навыки, приобретаемые воспитанниками в процессе исследовательской деятельности, представляют собой важный процесс.
Воспитанники, осуществляя исследовательскую деятельность, приобретают необходимые умения и навыки, формируя свою исследовательскую культуру.
Таблица 2. Компоненты исследовательской культуры воспитанников.
Таблица 3. Мыслительные умения и навыки воспитанников.
Приобретая умения и навыки исследования, обучающийся в творческих объединениях “Росинка” и “Лучик” выбирает для себя ту исследовательскую работу, которая больше всего подходит его наклонностям и способностям, это может быть научно-исследовательская и собственно исследовательская работа.
Таблица 4. Типы исследовательских работ.
Учебно-исследовательские работы выполняются воспитанниками под постоянным контролем со стороны педагога и с использованием такой методики сбора и обработки данных, которые наиболее приемлемы для детей. Вот так, работая над информационными источниками, воспитанники ТО “Росинка” и “Лучик” одной из главных методик для себя определяют прямое общение со старожилами хутора и мастерами декоративно-прикладного творчества хуторянами - потаповцами.
Учебно-исследовательская работа для воспитанников краеведческого кружка “Росинка” и литературной студии “Лучик” является своеобразным упражнением на заданную тему, когда ребенок оттачивает свои умения и знания, необходимые для выполнения в будущем самостоятельного исследования.
А сами же исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Такие работы выполняются воспитанниками, уже имеющими некоторый опыт исследовательской деятельности, а педагог здесь выступает в роли консультанта, а при необходимости помогает детям на различных этапах выполнения исследовательской работы. Об этом свидетельствует сама исследовательская работа кружковцев “Традиции художественного льноткачества – бесценный опыт декоративно-прикладного творчества народа” [Приложение 2].
Великий педагог А.В.Сухомлинский писал: “Благодаря восприятию в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе”. Вот так и воспитанники ТО открывают для себя необыкновенное в творческом общении со взрослыми – своими замечательными хуторянами – потаповцами. А это помогает им ценить прекрасное и находить его в себе самих.
Работая над исследованием, воспитанники ставят для себя цель и задачи, которые смогут реализовать, доступно их раскрыть. Ребята четко формулируют для себя мысль о том, для чего выполняется исследование, подразделяют для себя данные задачи на типы.
Исследовательские задачи | Типы задач |
|
Исследовательская деятельность нацелена на раскрытие творческого потенциала каждого воспитанника, потому что создает единое интеллектуальное развивающее, личностно формирующее пространство с возможностями для самообразования, самовоспитания ребенка.
Неважно, каким творчеством занимается ребенок, “лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность: способности, чувства, разум”, - подчеркивает А.В.Ворстер. [2,34]. Все это важно, все пригодится воспитаннику во взрослой жизни, в его будущей профессиональной деятельности.
Исследовательская деятельность воспитанников дополнительного образования, как их авторское достижение, дает ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал.
Вот так и рождается замечательное исследование о дончанах – о декоративно-прикладном творчестве родных потаповцев.
Сердце маленького исследователя не останется равнодушным к тому материалу, который собран им самим о замечательных людях, живущих рядом с ним. Познавая прекрасное через приобщение к традициям народной культуры, ребенок открывает прекрасное в себе самом. Он становится добрее и мудрее, ему хочется творить, реализовать свои задатки. И здесь, по мнению А.В.Ворстер, присутствие авторитетного педагога, создающего условия для творческого самовыражения ребенка, может оказаться как никогда кстати и научит преодолевать трудности, встающие на пути взрослеющего ребенка [2, 34].
Исследовательская работа “Традиции художественного льноткачества – бесценный опыт декоративно-прикладного творчества” воспитанников краеведческого кружка “Росинка” и литературной студии “Лучик” была представлена на конкурсы районного и областного уровней. Коллективная деятельность воспитанников была отмечена грамотами на уровне Центра внешкольной работы.
На областном фестивале искусств “Донская палитра” в 2007 году исследовательская работа ребят была отмечена дипломом [Приложение 3 можно взять у автора].
А от ДАНЮИ в 2008 году ребята получили свидетельство за свое исследование о хуторянах - потаповцах [Приложение 3 можно взять у автора].
Вот так исследовательская деятельность воспитанников, начинающаяся в творческих объединениях, находит свое продолжение далеко за их рамками. Ведь эта деятельность, по определению А.Маслоу, - это необходимое качество самоактуализирующейся личности и одно из условий сохранения ребенком его психологического здоровья [2, 32].
В современных условиях становится очень важным и нужным наличие достаточного количества творчески развитых детей, которые ясно осознают свои способности, желания и знают, как добиться поставленной цели. И те знания, умения, навыки, которые развивают творческие объединения учреждений дополнительного образования, пригодятся в жизни. Пригодится ребенку и сам творчески развитый дух личности, навык творчества, владение творческими приемами. И все это станет замечательной движущейся силой в самой деятельности воспитанника во взрослой жизни.
- Формы массовых мероприятий творческих объединений “Росинка” и “Лучик” по социальному воспитанию детей с целью приобщения их к традициям народной культуры.
Изменения в социально-экономической жизни России на современном этапе вплотную коснулись дополнительного образования. “В стране произошла смена общественно-экономического строя, - по мнению доктора педагогических наук В.Р.Фирсова, - вектор идеологических устремлений граждан сменился на прямо противоположный: происходит переоценка значимости культуры и информации в жизни общества” [15,9]. Качественные изменения в жизни граждан обусловили “взрыв интереса к отечественной истории, национальными культурами, утраченным традициям, истокам духовной культуры”, - подчеркивают В.А.Доброва и О.В.Осипова [15,7]. Вот почему творческие объединения “Росинка” и “Лучик” считают важной и актуальной работу по социальному воспитанию детей с целью приобщения к традициям народной культуры. Именно культура наших предков – хранительница высокой духовности народа. Используя разнообразные формы массовых мероприятий, воспитанники краеведческого кружка “Росинка” и литературной студии “Лучик” приобщаются к культурному народному наследию. Для того, чтобы полно отразить, как происходит этот интересный познавательный процесс, следует отметить то, что дети не только проводят свои занятия согласно требованию Закона “Об образовании”, Концепции о дополнительном образовании, образовательных программ, но и являются активными участниками массовых мероприятий. Коллективно составляется план мероприятий на год, отражающий систематичность знаний воспитанников о народной культуре.
Воспитанники творческих объединений, являясь участниками массовых мероприятий, еще больше узнают о культуре своих предков и передают свои знания другим. Особенно привлекательны для ребят те мероприятия, в которых они имеют возможность представить и свои личные творческие работы и коллективные труды.
Используя разнообразные формы массовых мероприятий, ребята социализируют себя, приобретают свой собственный социальный опыт, приобщаются к традициям народной культуры.
Кроме мероприятий по данному плану работы, воспитанники творческих объединений “Росинка” и “Лучик” - активные участники школьных , хуторских, районных и областных мероприятий. Ко Дню Победы в школе и в хуторском клубе воспитанники подготовили литературно-музыкальную композицию о войне.
Важным в творческой жизни юных кружковцев было участие в празднике - День хутора, где ребята подготовили выставки декоративно-прикладного творчества взрослых и детей.
Воспитанники краеведческого кружка “Росинка” и “Лучик” радуют своим детским творчеством ребят, отдыхающих в “Солнышке” и в районном детском оздоровительном лагере “Донские зори”.
Особое отношение у ребят к ежегодному мероприятию, которое отметило уже свой 10-летний юбилей, - это региональный фестиваль “Струны души”. Воспитанники творческих объединений представляют в фестивальном Городе Детства свою программу.
Вот так на девятом фестивале “Струны души” ребята увлекли маленьких гостей этого праздника своей “Веселой каруселью”, а на 10-м фестивале представили и выставки, и экспозиции, и творческую лабораторию потаповского поэта Н.С. Сухоносова. А на районной конференции “Молодежь. Политика. Право” воспитанники ТО не только продемонстрировали свои творческие работы, организовали выставки, но и провели экскурсию о быте и культурных традициях дончан. Воспитанники “Росинки” и “Лучика” за данные мероприятия отмечены грамотами, благодарственными письмами, дипломами.
Большой интерес для ребят – кружковцев имеет и исследовательская работа о культуре хуторян - потаповцев, которая позволяет ребятам принимать участие в различных детских творческих конкурсах. Вот так ребята имеют дипломы и грамоты за свои работы по итогам областного фестиваля “Донская палитра”, конкурса исследовательских работ а ДАНЮИ, Всероссийского детского творческого конкурса (2007г.).
Массовые мероприятия – это маленькая дверь в большой мир детского познания, в котором взрослые – наставники и друзья для юных кружковцев. Вот почему к разработке плана мероприятий по социальному воспитанию детей с целью приобщения их к традициям родной культуры были привлечены и дети, и взрослые: родители, педагоги, психолог, руководитель творческих объединений, организатор. Все это способствует эффективности данной работы с детьми, которая не оставляет равнодушным сердце юного воспитанника. Ведь “интерес + самостоятельность +значимость личности взрослого + общественная ценность + актуальность + проблемная ситуация + успех + творчественность обстановки, вот, - по определению Ю.А.Гриханова, - слагаемые эмоциональной отзывчивости школьников” [3,31]
И частичка этого большого процесса – в приобщении воспитанников “Росинки” и “Лучика” к традициям народной культуры. Вот почему эта нужная, кропотливая работа должна иметь интересные формы: литературные часы и гостиные, встречи и вечера, выставки и экспозиции, экскурсии и конференции и др. Каждая из форм имеет свое знание. Вот, например, выставка – это основная форма наглядной пропаганды. “Любая выставка - своего рода искусство составления антологий. И поэтому, - по утверждению Н.В.Збаровской, - является синтезом материалов по проблеме или теме. Кроме того, обеспечивая доступ к информации разного рода как визуальной, иллюстративной, так и текстовой, выставка синтезирует определенное визуально-текстовое пространство” [5,13]. Именно выставки, экспозиции так интересны самим детям и тем, для кого они проводятся. К этой форме мероприятий у воспитанников особое отношение, потому что ребята собирают экспонаты о быте и культуре дончан, работают по созданию исторического уголка краеведения о быте и культурных традициях хуторян-потаповцев.
А на казачьем активе школьников в ДОЛ “Донские зори” кружковцы “Росинки” и “Лучика” представляли казачий курень “Культура донских казаков”.
Замечательными мероприятиями, объединяющим взрослых и детей, являются праздники, посиделки, День открытых дверей, День Знаний, ведь здесь кружковцы показывают то, что сделано их руками, свои творческие работы, делятся своим опытом и получают огромный воспитательный заряд. Особенной гордостью воспитанников является книга о нашем родном районе – “Волгодонской район: история и современность” В.П.Мельникова и С.Ю.Шендерук. Это настольная книга кружковцев. И все мероприятия, связанные с историей и сегодняшним днем нашего района, очень притягательны для ребят, ведь они имеют возможность не только услышать новое для себя, но и увидеть и даже взять в руки замечательную книгу “Волгодонской район: история и современность”. Чувство гордости наполняет ребят, что это книга – одна из немногих, которые созданы в области, она написана нашими же дончанами.
Разнообразные формы массовых мероприятий оказывают большое влияние на личность ребенка, служат благородному делу – социальному воспитанию.
- Анализ знаний, отношения, понятий воспитанников творческих объединений “Росинка” и “Лучик” о традициях народной культуры.
Народная культура – источник неиссякаемой мудрости наших предков, обладающий большим воспитательным потенциалом. И воздействуя на ребенка, культурное наследие представляет юному гражданину возможность узнать и увидеть много интересного и важного, что так необходимо душе и полезно в жизни.
Сами же знания , отношение, понятия о традициях народной культуры детей – воспитанников творческих объединений складываются в процессе занятий ребят и их участия в различных массовых мероприятиях. И чтобы определить, как это происходит, и было проведено исследование, отразившее анализ знаний, отношения, понятий кружковцев о традициях народной культуры. В испытании приняли участие воспитанники краеведческого кружка “Росинка” и литературной студии “Лучик” в возрасте 11-14 лет, количество детей – 30 человек. Вместе со старожилами хутора, мастерами декоративно-прикладного творчества – хуторянами - потаповцами, педагогом – психологом Центра внешкольной работы, педагогом дополнительного образования были разработаны и вопросы интервью, и вопросы анкеты [Приложение 1]. Исследование проводилось в творческих объединениях ребят в начале учебного года (первичное исследование) и в конце учебного года (повторно). Вот результаты, полученные при первичном и вторичном проведении анкетирования “Декоративно-прикладное творчество дончан”.
Таблица 1. Основные положения анкеты “Декоративно-прикладное творчество дончан”.
№ | Основные положения | Результаты в % | Изменение результатов в % | |
первично | вторично | |||
1 | Что такое народная культура? А) знаю; |
|
|
|
2 | Что, по Вашему мнению, означает понятие “декоративно-прикладное творчество”? |
|
|
24 |
3 | Назовите культурные традиции дончан. |
|
|
|
4 | Знаете ли Вы мастеров декоративно-прикладного
творчества из наших хуторян-потаповцев? А) знаю; |
|
|
|
5 | Какие культурные традиции декоративно-прикладного
творчества характерны для наших хуторян? А) вязание; |
|
|
|
6 | Знаете ли Вы мастеров художественного льноткачества
в нашем хуторе? А) знаю; |
|
|
|
Исследование, проведенное методом анкетирования, показало, что данный опрос заинтересовал участников. Уже первично (в начале года) ребята показали неплохие результаты. Отмечен рост показателей в знании воспитанников при повторном опросе (в конце года), что показывает заинтересованность ребят в данном исследовании. А иначе и не могло быть, ведь кружковцы проводили не просто занятия по народной культуре, но и посещали на дому старожилов, мастеров декоративно-прикладного творчества – хуторян - потаповцев, приглашали их к себе на встречи и на занятия. Данная анкета позволила сделать вывод о том, какой смысл воспитанники вкладывают в понятие “народная культура” и “декоративно-приклоданое творчество”, но и углубить знания о донских традициях. Хуторяне с особым удовольствием отмечают донские праздники, не забывают обычаи свои и обряды. Это и Рождество Христово, и Пасха, и Святки, и Колядки, и календарные земледельческие праздники. Из декоративно-прикладного творчества наши хуторяне - потаповцы отдают предпочтение в основном вязанию (как спицами, так и крючком), вышиванию – менее, а вот художественное ткачество – в основном привозное, лен в хуторе не возделывали. Сравнительные результаты следующего метода исследования – интервьюирования показали, что значат для воспитанников народные культурные традиции. Все, что окружает ребят с детства, очень дорого им.
Таблица 2. Основные положения интервьюирования “Роль традиций народной культуры в жизни человека”.
№ | Основные положения | Результаты в % первично вторично |
Изменение результатов в % | |
первично | вторично | |||
1 | Каково Ваше отношение к народной культуре? А)
положительное; |
|
|
|
2 | Можете ли Вы назвать культурные народные традиции?
А) да; |
|
|
|
3 | Можете ли Вы дать определение понятию
“декоративно-прикладное творчество”? А) да; |
|
|
|
4 | Обладает ли народная культура, ее традиции
воспитательным потенциалом? В чем? А) да; |
|
|
|
5 | Расскажите о культурных традициях Вашей семьи, если
они есть. А) да; |
|
|
|
6 | Нужно ли, по-вашему, возрождать народные ремесла в
наши дни?
А) да; |
|
|
|
Анализируя результаты данного анкетирования, следует отметить, это в процессе исследования растет желание и стремление воспитанников больше узнать, увидеть и поделиться своими знаниями с другими. Оценка, которую дают дети о роли традиций народной культуры в жизни человека в основном положительная. О чем и свидетельствует сравнительные результаты данного исследования.
Анкетирование и интервьюирование проводилось на основе знаний воспитанников, которые они приобретают на учебных занятиях по образовательной программе творческих объединений “Росинка” и “Лучик” и участвуя в различных мероприятиях.
Исследование по анализу знаний, отношения, понятий воспитанников “Росинки” и “Лучика” о традициях народной культуры показало, что ребятам дорого культурное наследие народа, воспитанники ценят культурные традиции своих хуторян - потаповцев и хотят больше и глубже узнать о культуре дончан.
Заключение
Тема творческой работы “Роль дополнительного образования в социальном воспитании детей с целью приобщения их к традициям народной культуры” - важная, интересная и актуальная. Она была раскрыта в данной работе, что и подтверждено разнообразными мероприятиями, тематикой занятий воспитанников, исследованием. Для детей творческие объединения дополнительного образования – это интересная внешкольная деятельность, способствующая социализации личности ребенка. Разнообразие форм, их умелое использование дают положительный результат, повышают творческую активность детей, способствуют гармоничному развитию личности юного гражданина.
В творческой работе на основе многообразия деятельности и разнообразия форм работы была реализована поставленная цель: дополнительное образование играет большую роль в социальном воспитании детей с целью приобщения их к традициям народной культуры через разнообразные формы деятельности.
В творческой работе нашли решение и поставленные задачи: было доказано, что традиции народной культуры обладают большим воспитательным потенциалом; анализ знаний, отношения, понятий воспитанников о традициях народной культуры показал, что детям интересно приобретать знания о народной культуре, формируя свой социальный опыт, что и отразили разнообразные формы работы по данной тематике. А методика исследования еще раз подчеркнула важность и актуальность творческой работы.
Народ, создавая свою самобытную культуру, вкладывал в нее всю свою любовь к родной земле, стремился передать эту любовь последующим поколениям, надеясь на то, что молодым будет небезразлична судьба своей страны. Юному поколению интересно будет узнавать нравы, обычаи, традиции своих предков. И это действительно так. В настоящее время в культурной жизни нашей страны происходят качественные изменения, обусловившие взрыв интереса к отечественной истории, национальным культурам, утраченным традициям, духовной культуре, фольклору, народным ремеслам.
Традиции народной культуры имеют огромное воспитательное значение в развитии личности, они дают возможность ребенку прикоснуться с неиссякаемому роднику народной мудрости, служат делу познания отечественной истории, истории родного края, смысла национальной культуры, овладения навыками и умениями в различных видах народного ремесла.
Не зная своей культуры, невозможно понять культуру другого народа и оценить вклад отечественной культуры в мировую культуру.
В современном обществе, в котором происходят радикальные изменения не только в экономике, но и в образовании, дополнительному внешкольному образованию принадлежит значительная роль. Оно дает возможность ребенку реализовать свои творческие стремления и природные задатки, способствует важнейшему процессу социализации личности ребенка, где традиции народной культуры имеют большое значение. “ В наши дни главными стали духовная и эстетическая – праздничная функция народного искусства, оно переживает новый этап – словно заново открывается нам красота произведений древнего традиционного искусства, воплощающая в себя многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человеческого труда”, - подчеркивает Л.В. Шевчук важность народной культуры и ее традиций в воспитательном процессе [21, 3].
Список литературы
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985.
- Ворстер А.В. Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка.// Доп. обр. – 2006.-№ 2.
- Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. – М., 1984.
- Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности.// Доп.обр.- 2002. - № 8.
- Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек. – М.: Профессия, 2004.
- Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М.: Советская Россия, 1984.
- Мельников В.П., Шендерук С.Ю. Волгодонской район: история и современность. – Волгодонск, 2005.
- Музейные уроки в образовательных учреждениях/Сост. Л.А.Першина и др. – Волгодонск, 2005.
- На пути к саморегуляции в процессе преподавания и научения.//Завуч. – 2001- № 1.
- Першина Л.А. и др. Современные педагогические технологии в практике работы педагогов дополнительного образования. – Волгодонск, 2004.
- Речкин Н.С. Стереотипы и процессы стереотипизации в школьном образовании. – Ростов – на – Дону, 2005.
- Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 2002.
- Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М.Забылиным. – Симферополь, 1992.
- Ситаров В.А. Дидактика.- М., 2002.
- Сельская библиотека в новых социально-экономических условиях /Сост.В.А.Доброва, О.В.Осипова. – М., Либерия, 1999.
- Солевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М., 2005.
- Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М., 2007.
- Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. –М., 2004.
- Хоруженко К.М. Культурология: энциклопедицеский словарь. – Ростов – на – Дону, 1997.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. –М., 1998.
- Шевчук Л.В. Дети и народное творчество.- М.: Просвещение, 1985.
- Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. –М., 1990.