Цель:
- развитие нравственных качеств личности ребенка.
Задачи:
- развивать познавательную и творческую активность, расширять кругозор детей
- продолжать работу по формированию доброжелательных отношений, образа “я”;
- раскрыть яркость, образность, меткость при использовании малых фольклорных жанров;
- воспитывать чувство прекрасного, закладывать любовь к занимательному и яркому миру народного творчества;
- формировать нравственно-коммуникативную культуру человека, открытого к Добру и готовому к творчеству.
День 1. В гостях у золотого Петушка
Утро.
- Наблюдение в уголке природы: познакомим Петю-Петушка с уголком природы
- Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
- Игра “Выбери сказку, где героем является Петушок”
- Беседа по сказке “Петушок и бобовое зернышко”
- Рисование Петушка с использованием трафарета
- Моделирование птиц из геометрических фигур и трансформеров
Занятие:
- познавательное развитие
Тема. Знакомство с “Трудовыми часами” с использованием пословиц и поговорок о труде.
Задачи. Продолжать расширять представления детей о труде, формировать качественные характеристики – нравственный результат – что главное не то, чем занимается человек, а то как он выполняет свое дело, как к нему относится. Накапливать запас пословиц и поговорок о труде, способствуя их нравственному пониманию и значению.
Предварительная работа: рассматривание альбома “Профессии”, “Труд взрослых”, “Творчество народных мастеров”., заучивание пословиц и поговорок о труде, дежурство, самообслуживание в группе и на прогулке, беседа “Кем работают мама и папа”, “Как я помогаю маме и папе”.
Материал:
- игрушка Петушок,
- “трудовые” часы,
- носовой платочек,
- расческа,
- клей,
- кисточки,
- салфетки,
- отобранные для ремонта детские книги.
Ход: сюрпризный момент: появление Петушка с “трудовыми часами”.
1.Беседа Петушка с ребятами : “Сегодня на занятие я принес вам часы, но не те часы, которые показывают время, а трудовые часы. Давайте рассмотрим их. На них изображены трудовые действия детей”. Далее беседа сопровождается вопросами и ответами детей, рассказом педагога о видах детского труда. Подводится итог: часы называются “трудовые”.
2. Работа с пословицами о труде “Кто любит трудиться, тому без дела не сидится”. Беседа.
Далее пословицы и поговорки о труде читают наизусть дети.
Петушок благодарит детей.
3. Игровой момент с Петушком “Чудесное превращение”. Звучит “Загадочная мелодия”, дети зажмуривают глаза. Музыка заканчивает звучать, дети открывают глаза и видят перед собой неряшливого, взъерошенного ребенка (заранее подготовленного). Помогают ему привести себя в порядок.
4. Физкультминутка
Кто зубы не чистит, (соединяют большой палец с остальными)
Не моется мылом,
Тот вырасти может (показывают маленького, сгорбленного человека)
Болезненным, хилым.
С грязнулями дружат – (рука с рукой обнимаются)
Только грязнули.
Которые сами в грязи утонули (изображают утопающего)
У них вырастают противные бяки (изображение брезгливого отношения)
За ними гоняются злые собаки
Боятся грязнули воды и простуд (трясут плечами, махают руками)
А иногда и совсем не растут.
5. Вместе с детьми Петушок отправляется в “Книжкину больницу” для того, чтобы “вылечить заболевшие” (порванные) книги.
6. Анализ занятия.
Вечер.
- Рассматривание картины “Птичий двор”
- Строительство птичьего двора с использованием разного строительного материала и мелких игрушек
- Загадывание загадок о домашних птицах
- Индивидуальная работа: звук “Ц”, песенка цыплят.
- Чтение потешки “Петушки”, обсуждение ситуации.
День 2. В теремочке своём очень дружно мы живем
Утро.
- Самообслуживание “На что указывают трудовые часы”
- Соберем пазлы и назовем сказку
- Рассматривание альбома “Сказки”
- Хороводная игра “Каравай”
- Игра “Какой? Какая?”
Занятие: музыкально-познавательное
Тема. О чем рассказывает сказка
Задачи. Выработать способность парадоксального мышления. Помогать детям, используя разные приемы (моделирования, сказкотворчество, слушание) и педагогические ситуации, по новому воспринимать содержание знакомого произведения, сопереживать героям. Учить проявлять творчество в передаче музыкального образа, развивать чувство ритма.
Материал:
- круги,
- изготовленные из цветного картона разного цвета и размера,
- русский народный костюм для педагога,
- сундучок,
- деревянные ложки.
Ход: дети под музыку входят в музыкальный и рассаживаются на стульчиках. Их встречает педагог в русском национальном костюме со словами “Добрый день, детушки-касатушки. Поудобнее располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило? Я, Аленушка – сказительница русских сказок. И сегодня мы отправимся с вами навстречу к очередной и уже знакомой сказке “Теремок”. Берет в руки сундучок и предлагает детям отгадать загадку для того, чтобы сундучок открылся. Дети отгадывают предложенную загадку, сундучок открывается и Аленушка достает из него разноцветные круги. Каждый круг символизирует героя сказки (например: маленький белый круг – заяц, коричневый большой – медведь и т.д.). В результате в сундучке остаются еще круги, и Аленушка предлагает детям, придумать новых героев к сказке “Теремок”.
Далее проводится музыкальная игра
В конце игры подводится итог, что места в теремочке хватило всем.
В конце занятия проводится игра “Поиграем на ложках”. Аленушка прощается с ребятами. Дети под музыку выходят из музыкального зала.
Вечер.
- Игры-сравнения
- Игры на музыкальных инструментах
- Настольный театр по русским народным сказкам
- Игры в уголке ряженья
- Работа в ИЗО уголке “Рисование по русским народным сказкам”
День 3. Загадочный день
Утро.
- Движение по стрелкам друдовых часов
- Труд в уголке природы, ситуации “что будет если…”
- Пальчиковая игра “Поросята”
- Игра “Посчитай-ка”
- Игра “Лягушки”
- Рисование с использованием трафаретов
Занятие: математика
Тема. Отгадай загадку
Задачи: обучение детей умению отгадывать загадки, развивать логическое мышление, умение выделять основные признаки предметов. Познакомить с геометрическими телами: куб и шар, учить обследовать их осязательно-двигательным способом, дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии углов, упражнять в счете в пределах 3.
Материал:
- чудесный мешочек с предметами,
- шар,
- куб,
- схема Мишутки,
- выполняющего упражнения,
- платок,
- корзина.
Ход:
1. Педагог предлагает вниманию детей Чудесный мешочек.
Загадывает загадки:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Педагог достает из мешочка отгадку (матрешек).
Пластмассовый, круглый
За хвост не поймаешь
Педагог достает другую отгадку (шар).
Много сторон и много углов
Каждая сторона – это квадрат
Угадаешь – будешь рад.
Педагог достает следующую отгадку (куб).
Далее проводится анализ следующим образом: матрешка – игрушка, шар и куб – геометрические тела; шар катится – матрешка и куб нет; куб имеет углы – матрешка и шар нет и т.д.
2. Игра “На что похоже”
3. Физкультминутка (с использованием схем) “Мишкины упражнения”
4. Игра “Оладушки”
Бабушка, бабушка
Испекла оладушки
Маше – сколько? (дети отвечают, самостоятельно придумывая число)
Коле – сколько?
5. Практическая часть занятия: лепка “Кубы и шары”
Вечер.
- Дидактическое упражнение “Отгадай загадку”
- Лепка с использованием природного и бросового материала
- Просмотр русской народной сказки “Пузырь, соломинка и лапоть”
- Строительные игры
День 4. “Островок хороших манер”
Утро.
- Выполнение трудовых поручений
- Рассматривание альбома “Сервировка стола”
- Беседа “Умей есть не спеша и аккуратно”
- Проговаривание рифмовок тихо-громко
- Игра “Кому что нужно для работы”
- Игра “Пузырь”
- Игра “Сорока-ворона”
Занятие: развитие речи
Тема. “Пересказ сказки “Пузырь, соломинка и лапоть”
Задачи: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей. Формировать поведение на основе определенных правил взаимоотношений, уточнение связи правил с конкретными ситуациями и поступками. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость.
Материал:
- игрушки – герои сказки: медведь, лиса, Доктор Айболит, Баба Яга,
- волшебный сундучок,
- лапоть,
- салфетки,
- клей,
- готовые формы: пузырь, соломинка, лапоть.
Ход:
- Рассматривание героев сказки на мольберте (результат предварительной работы)
- Чтение сказки и пересказ несколькими детьми
- Этическая беседа “Чему учит сказка?”
- Игра “В сундучке” (педагог поочередно достает из волшебного сундучка героев разных сказок и предлагает детям дать характеристику героя”
- Практическая часть занятия: аппликация “Пузырь, соломинка и лапоть”
Вечер.
- “Будь приветлив” - ситуации
- Игра “Дочки-матери”
- Игры в уголке ряженья
- Слушание в аудиозаписи мелодий русских народных инструментов
- Самостоятельная творческая деятельность детей.
День 5. День шуток – прибауток
Утро.
- Работа в уголке природы “Собирайся народ, уголок природы ждет”
- Чтение произведений малых фольклорных жанров
- Обыгрывание в хороводе “Цынцы-брынцы, балалайка”
- Игра “Выложи фигуру”
- Пальчиковая игра “Мы делили апельсин”
Игра “Передай другому”
Занятие: ознакомление с искусством
Тема: Декоративное рисование “Украсим тарелочку для кукол”
Задачи: развивать у детей чувство цвета, желание украсить готовую форму узором, замечать красивые предметы в быту. Учить располагать узор по всей тарелочке, ритмически чередуя. Воспитывать умение сопереживать, заботится друг о друге.
Материал:
- бумажные тарелочки (одноразовая посуда),
- гуашь,
- кисти,
- салфетки,
- матрешки,
- декоративные тарелочки – образцы.
Ход: обратить внимание детей на красоту расписанных декоративных тарелочек, рассмотреть их. По просьбе педагога дети находят в группе предметы, которые украшены узором. Далее приглашается матрешка, проводится народная игра по желанию детей и предлагается сделать ей подарок: расписать тарелочки узором. Выбирают наиболее понравившиеся. Оформляется выставка.
Вечер.
- “Шалуны-болтуны” - русские народные игры
- Чтение наизусть детьми поговорок, потешек
- Игра “Доскажи словечко”
- Мини-инсценировка “Медведь”