Программа недели педагогического мастерства в средней группе "Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • развитие нравственных качеств личности ребенка.

Задачи:

  • развивать познавательную и творческую активность, расширять кругозор детей
  • продолжать работу по формированию доброжелательных отношений, образа “я”;
  • раскрыть яркость, образность, меткость при использовании малых фольклорных жанров;
  • воспитывать чувство прекрасного, закладывать любовь к занимательному и яркому миру народного творчества;
  • формировать нравственно-коммуникативную культуру человека, открытого к Добру и готовому к творчеству.

День 1. В гостях у золотого Петушка

Утро.

  1. Наблюдение в уголке природы: познакомим Петю-Петушка с уголком природы
  2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
  3. Игра “Выбери сказку, где героем является Петушок”
  4. Беседа по сказке “Петушок и бобовое зернышко”
  5. Рисование Петушка с использованием трафарета
  6. Моделирование птиц из геометрических фигур и трансформеров

Занятие:

  • познавательное развитие

Тема. Знакомство с “Трудовыми часами” с использованием пословиц и поговорок о труде.

Задачи. Продолжать расширять представления детей о труде, формировать качественные характеристики – нравственный результат – что главное не то, чем занимается человек, а то как он выполняет свое дело, как к нему относится. Накапливать запас пословиц и поговорок о труде, способствуя их нравственному пониманию и значению.

Предварительная работа: рассматривание альбома “Профессии”, “Труд взрослых”, “Творчество народных мастеров”., заучивание пословиц и поговорок о труде, дежурство, самообслуживание в группе и на прогулке, беседа “Кем работают мама и папа”, “Как я помогаю маме и папе”.

Материал:

  • игрушка Петушок,
  • “трудовые” часы,
  • носовой платочек,
  • расческа,
  • клей,
  • кисточки,
  • салфетки,
  • отобранные для ремонта детские книги.

Ход: сюрпризный момент: появление Петушка с “трудовыми часами”.

1.Беседа Петушка с ребятами : “Сегодня на занятие я принес вам часы, но не те часы, которые показывают время, а трудовые часы. Давайте рассмотрим их. На них изображены трудовые действия детей”. Далее беседа сопровождается вопросами и ответами детей, рассказом педагога о видах детского труда. Подводится итог: часы называются “трудовые”.

2. Работа с пословицами о труде “Кто любит трудиться, тому без дела не сидится”. Беседа.

Далее пословицы и поговорки о труде читают наизусть дети.

Петушок благодарит детей.

3. Игровой момент с Петушком “Чудесное превращение”. Звучит “Загадочная мелодия”, дети зажмуривают глаза. Музыка заканчивает звучать, дети открывают глаза и видят перед собой неряшливого, взъерошенного ребенка (заранее подготовленного). Помогают ему привести себя в порядок.

4. Физкультминутка

Кто зубы не чистит, (соединяют большой палец с остальными)
Не моется мылом,
Тот вырасти может (показывают маленького, сгорбленного человека)
Болезненным, хилым.
С грязнулями дружат – (рука с рукой обнимаются)
Только грязнули.
Которые сами в грязи утонули (изображают утопающего)
У них вырастают противные бяки (изображение брезгливого отношения)
За ними гоняются злые собаки
Боятся грязнули воды и простуд (трясут плечами, махают руками)
А иногда и совсем не растут.

5. Вместе с детьми Петушок отправляется в “Книжкину больницу” для того, чтобы “вылечить заболевшие” (порванные) книги.

6. Анализ занятия.

Вечер.

  1. Рассматривание картины “Птичий двор”
  2. Строительство птичьего двора с использованием разного строительного материала и мелких игрушек
  3. Загадывание загадок о домашних птицах
  4. Индивидуальная работа: звук “Ц”, песенка цыплят.
  5. Чтение потешки “Петушки”, обсуждение ситуации.

День 2. В теремочке своём очень дружно мы живем

Утро.

  1. Самообслуживание “На что указывают трудовые часы”
  2. Соберем пазлы и назовем сказку
  3. Рассматривание альбома “Сказки”
  4. Хороводная игра “Каравай”
  5. Игра “Какой? Какая?”

Занятие: музыкально-познавательное

Тема. О чем рассказывает сказка

Задачи. Выработать способность парадоксального мышления. Помогать детям, используя разные приемы (моделирования, сказкотворчество, слушание) и педагогические ситуации, по новому воспринимать содержание знакомого произведения, сопереживать героям. Учить проявлять творчество в передаче музыкального образа, развивать чувство ритма.

Материал:

  • круги,
  • изготовленные из цветного картона разного цвета и размера,
  • русский народный костюм для педагога,
  • сундучок,
  • деревянные ложки.

Ход: дети под музыку входят в музыкальный и рассаживаются на стульчиках. Их встречает педагог в русском национальном костюме со словами “Добрый день, детушки-касатушки. Поудобнее располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило? Я, Аленушка – сказительница русских сказок. И сегодня мы отправимся с вами навстречу к очередной и уже знакомой сказке “Теремок”. Берет в руки сундучок и предлагает детям отгадать загадку для того, чтобы сундучок открылся. Дети отгадывают предложенную загадку, сундучок открывается и Аленушка достает из него разноцветные круги. Каждый круг символизирует героя сказки (например: маленький белый круг – заяц, коричневый большой – медведь и т.д.). В результате в сундучке остаются еще круги, и Аленушка предлагает детям, придумать новых героев к сказке “Теремок”.

Далее проводится музыкальная игра

В конце игры подводится итог, что места в теремочке хватило всем.

В конце занятия проводится игра “Поиграем на ложках”. Аленушка прощается с ребятами. Дети под музыку выходят из музыкального зала.

Вечер.

  1. Игры-сравнения
  2. Игры на музыкальных инструментах
  3. Настольный театр по русским народным сказкам
  4. Игры в уголке ряженья
  5. Работа в ИЗО уголке “Рисование по русским народным сказкам”

День 3. Загадочный день

Утро.

  1. Движение по стрелкам друдовых часов
  2. Труд в уголке природы, ситуации “что будет если…”
  3. Пальчиковая игра “Поросята”
  4. Игра “Посчитай-ка”
  5. Игра “Лягушки”
  6. Рисование с использованием трафаретов

Занятие: математика

Тема. Отгадай загадку

Задачи: обучение детей умению отгадывать загадки, развивать логическое мышление, умение выделять основные признаки предметов. Познакомить с геометрическими телами: куб и шар, учить обследовать их осязательно-двигательным способом, дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии углов, упражнять в счете в пределах 3.

Материал:

  • чудесный мешочек с предметами,
  • шар,
  • куб,
  • схема Мишутки,
  • выполняющего упражнения,
  • платок,
  • корзина.

Ход:

1. Педагог предлагает вниманию детей Чудесный мешочек.

Загадывает загадки:

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Педагог достает из мешочка отгадку (матрешек).

Пластмассовый, круглый
За хвост не поймаешь
Педагог достает другую отгадку (шар).

Много сторон и много углов
Каждая сторона – это квадрат
Угадаешь – будешь рад.
Педагог достает следующую отгадку (куб).

Далее проводится анализ следующим образом: матрешка – игрушка, шар и куб – геометрические тела; шар катится – матрешка и куб нет; куб имеет углы – матрешка и шар нет и т.д.

2. Игра “На что похоже”

3. Физкультминутка (с использованием схем) “Мишкины упражнения”

4. Игра “Оладушки”

Бабушка, бабушка
Испекла оладушки
Маше – сколько? (дети отвечают, самостоятельно придумывая число)
Коле – сколько?

5. Практическая часть занятия: лепка “Кубы и шары”

Вечер.

  1. Дидактическое упражнение “Отгадай загадку”
  2. Лепка с использованием природного и бросового материала
  3. Просмотр русской народной сказки “Пузырь, соломинка и лапоть”
  4. Строительные игры

День 4. “Островок хороших манер”

Утро.

  1. Выполнение трудовых поручений
  2. Рассматривание альбома “Сервировка стола”
  3. Беседа “Умей есть не спеша и аккуратно”
  4. Проговаривание рифмовок тихо-громко
  5. Игра “Кому что нужно для работы”
  6. Игра “Пузырь”
  7. Игра “Сорока-ворона”

Занятие: развитие речи

Тема. “Пересказ сказки “Пузырь, соломинка и лапоть”

Задачи: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей. Формировать поведение на основе определенных правил взаимоотношений, уточнение связи правил с конкретными ситуациями и поступками. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость.

Материал:

  • игрушки – герои сказки: медведь, лиса, Доктор Айболит, Баба Яга,
  • волшебный сундучок,
  • лапоть,
  • салфетки,
  • клей,
  • готовые формы: пузырь, соломинка, лапоть.

Ход:

  1. Рассматривание героев сказки на мольберте (результат предварительной работы)
  2. Чтение сказки и пересказ несколькими детьми
  3. Этическая беседа “Чему учит сказка?”
  4. Игра “В сундучке” (педагог поочередно достает из волшебного сундучка героев разных сказок и предлагает детям дать характеристику героя”
  5. Практическая часть занятия: аппликация “Пузырь, соломинка и лапоть”

Вечер.

  1. “Будь приветлив” - ситуации
  2. Игра “Дочки-матери”
  3. Игры в уголке ряженья
  4. Слушание в аудиозаписи мелодий русских народных инструментов
  5. Самостоятельная творческая деятельность детей.

День 5. День шуток – прибауток

Утро.

  1. Работа в уголке природы “Собирайся народ, уголок природы ждет”
  2. Чтение произведений малых фольклорных жанров
  3. Обыгрывание в хороводе “Цынцы-брынцы, балалайка”
  4. Игра “Выложи фигуру”
  5. Пальчиковая игра “Мы делили апельсин”

Игра “Передай другому”

Занятие: ознакомление с искусством

Тема: Декоративное рисование “Украсим тарелочку для кукол”

Задачи: развивать у детей чувство цвета, желание украсить готовую форму узором, замечать красивые предметы в быту. Учить располагать узор по всей тарелочке, ритмически чередуя. Воспитывать умение сопереживать, заботится друг о друге.

Материал:

  • бумажные тарелочки (одноразовая посуда),
  • гуашь,
  • кисти,
  • салфетки,
  • матрешки,
  • декоративные тарелочки – образцы.

Ход: обратить внимание детей на красоту расписанных декоративных тарелочек, рассмотреть их. По просьбе педагога дети находят в группе предметы, которые украшены узором. Далее приглашается матрешка, проводится народная игра по желанию детей и предлагается сделать ей подарок: расписать тарелочки узором. Выбирают наиболее понравившиеся. Оформляется выставка.

Вечер.

  1. “Шалуны-болтуны” - русские народные игры
  2. Чтение наизусть детьми поговорок, потешек
  3. Игра “Доскажи словечко”
  4. Мини-инсценировка “Медведь”