Цели:
- Дать понятие «звери»;
- Развивать мыслительную деятельность через приемы анализа, синтеза и классификации (зверей), а также использования элементов ТРИЗ технологии (существенные и несущественные признаки) и метода постановки проблемы;
- Воспитание бережного отношения к природе в целом на примере природоохранительной деятельности человека.
Задачи урока:
- учить определять принадлежность животного к группе зверей;
- познакомить с разнообразием зверей, их внешним видом, раскрыть связь между строением животного и его образом жизни.
Планируемые достижения учащихся: Усвоить, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; научиться выделять зверей среди других животных, приводить примеры животных этой группы.
Оборудование.
У учителя – цветные изображения медведя, лося, белки, зайца, крота, кита, летучей мыши, божьей коровки, кобры, тигра, бобра, пингвина, петуха, страуса, курицы, коня, козла, верблюда, моржа, носорога, слона, бегемота, а также муравья, майского жука, пчелы, паука. Плакат: тело зверей покрыто шерстью. Пучки шерсти в полиэтиленовом пакете. Названия частей тела зверей. На отдельных листах бумаги слова: перья, 6 ног, чешуя. Призы победителям игр, небольшие листочки бумаги с надписями – «молодец», «умница», «знаток», для поощрения детей во время урока.
У учащихся – лист с копией рисунка для раскрашивания; цветные карандаши; тестовые задания, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса А. А. Плешакова «Мир вокруг нас».
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Проверка готовности рабочего места к уроку.
- Создание положительного настроя на урок и предстоящее общение; установление позитивного контакта с детьми.
У.- Ребята! Сегодня у нас будет добрый урок, красивый урок. Он будет посвящен нашим меньшим братьям – животным.
2. Проверка изученного материала.
1. Игра «Четвертый лишний»
На доске 4 представителя животного мира: муравей, майский жук, пчела, паук.
У.- Найдите «четвертого лишнего» и объясните свой выбор
Д.- Лишний «паук», т. к. у всех животных по 6 ног и они являются насекомыми, а у паука 8 ног.
У.- Сделайте вывод, каких животных мы будем называть насекомыми?
Д.- Всех животных, у которых 6 ног.
На доске появляется лист с надписью «6 ног».
2. Повторяем знания о рыбах.
У.- Ребята, отгадайте старинную загадку :
У маленькой скотинки
сто серебряных монеток в спинке.
Д.- Это рыба.
У.- Чем рыбы отличаются от всех других животных?
Д.- Самое главное то, что у всех рыб есть чешуя, которая играет защитную функцию.
На доску вывешивается надпись «чешуя»
У.- Неужели нет ни одной рыбы без чешуи?
Д.- Есть. Это сом.
У.- Если у сома нет чешуи, то, что же тогда его защищает?
Д.- У него очень толстая кожа.
У.- Что еще вы знаете об этой рыбе?
Д.- Она живет на дне реки, в иле. У него огромный рот и маленькие глазки.
3. Игра-соревнование «Кто знает больше птиц?».
У.- Дети, отгадайте, о ком я сейчас вам расскажу.
И петь не поет,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают?
Д.- Это пингвин (курица, страус). Его считают птицей потому, что у него есть перья.
На доску вывешивается надпись «перья» и рисунки названных птиц.
У.- Какие еще птицы не летают?
Д.- Курица, страус (пингвин).
У.- Мы с вами сейчас поиграем в игру под названием «Кто знает больше птиц?». Вы по очереди будете называть по одной птице, кто сможет назвать последнюю птицу – тот выиграл. Условия игры: не выкрикивать – кто выкрикнет, тот выбывает из игры; второй раз птицу не называть. Победитель получит приз.
Проводится игра–соревнование, во время которой один из учеников фиксирует количество названных птиц на доске в виде магнитов.
У.- Молодцы! Вы назвали очень много птиц. А чем отличаются птицы от остальных животных?
Д.- У них есть перья.
У.- Как еще называют птиц?
Д.- Пернатые.
4. Тест-контроль.
У.- Давайте подведем итог предыдущих уроков, выполнив небольшой тест. У каждого из вас лист с 3 заданиями. Вам нужно правильный ответ обвести кружком красным карандашом. На выполнение работы отводится не более 3 минут.
(Тестовые задания из тетради «Тесты к учебнику для 1 класса» под редакцией
А.А. Плешакова, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова.)
Дети выполняют задания по вариантам .1 вариант: кто такие насекомые? 2 вариант: кто такие рыбы? 3 вариант: кто такие птицы? После выполнения работы трое учеников фиксируют ответы на доске. Ученик, который первым выполнил задание, исполняет «роль учителя» - проверяет работы своих товарищей.
Физминутка.
Проводится в виде игры «Летает, не летает».
Если названное учителем животное летает, то дети встают и поднимают руки вверх. Если же объект не летает – приседают.
Слова для игры: орел, уж, пингвин, шмель, курица, птица, муравей, воробей, енот, крот, бегемот, соловей.
3. Изучение нового материала.
У.- Скажите, рисунки каких животных вы видите на доске?
Д.- Это петух, бобер, тигр, кобра и божья коровка.
У.- Как вы думаете, про кого из них мы можем сказать – зверь?
Для разрешения проблемной ситуации требуется выявить основной признак зверей – наличие шерсти.
У.- Сначала установим, какие из этих животных точно не звери.
Д.- Петух – птица, божья коровка – насекомое.
С доски снимаются изображения петуха и божьей коровки.
У.- Чтобы ответить на вопрос, кто же из оставшихся животных зверь, необходимо знать строение тела зверей. Мы рассмотрим его на примере тела коня, козла и верблюда. Скажите, какие части тела есть у всех этих животных?
Д.- Голова, шея, туловище, хвост, ноги.
По мере называния частей тела животных, на доску вывешиваются их названия..
У.- Эти части тела есть у всех из представленных животных?
Ответы детей
У.- Правильно. Это существенные признаки . Какие части есть не у всех ?
Д.- Горб, рога, копыта, грива.
У.- Да. Это несущественные признаки. Для чего верблюду горб? А козлу рога? А коню копыта?
Ответы детей
У.- А какой признак есть у всех этих зверей, для того чтобы отличить их от остальных животных? Например: от птиц, насекомых, рыб?
Д.- Это шерсть.
У.- Верно!
На доску вывешивается плакат «Тело зверей покрыто шерстью».
У.- Вернемся к нашим животным. Кто же тогда из них не является зверем?
Д.- Кобра. У нее нет шерсти.
Рисунок кобры снимается с доски.
У.- У меня в пакетике шерсть кота. Рассмотрим ее. У вас дома тоже есть животные. Что вы можете сказать об их шерсти? Какая она?
Д.- У кошек шерсть мягкая, у собак – жесткая. А у свинок – щетина.
У.- Также как перья у птиц, не вся шерсть у зверей одинакова. Сверху она длинная и жесткая , служит для защиты зверя, а снизу словно пух – греет животное. Шерсть зверю необходима, а вот для людей она вредна. Самая распространенная болезнь в наше время – это аллергия. И чаще всего она вызывается именно шерстью животных. Если у человека есть аллергия на шерсть какого-либо животного, то ему лучше всего избегать контактов с этим представителем животного мира.
4. Продолжение работы по теме.
У.- Каких еще зверей вы знаете? Каких зверей видели своими глазами? Кто из них живет рядом с человеком? Кто из них живет в лесу?
Ответы детей.
У.- А кто из вас знает что такое «Красная книга»?
Д.- Это книга, в которой занесены все редкие животные.
У.- Почему они стали редкими?
Д.- Их истребил человек. «Красная книга» нужна для охраны этих животных.
У.- Где в природе мы можем встретить редких зверей?
Д.- В заповедниках, заказниках.
У.- Я предлагаю вам вместе с родителями к следующему уроку найти материал о редких животных и рассказать нам о них.
Физминутка.
Игра «Рыбы, звери, птицы».
Учитель произносит лишь три слова: рыбы, звери, птицы. Если произнес слово «рыбы» - дети имитируют движение рыб при помощи сложенных вместе ладоней. Если сказал слово «птицы» - машут руками как крыльями, а при сказанном слове «звери» - имитируют рога и произносят «устрашающий» звук «у-у-у-у…»
5. Закрепление нового материала.
Самостоятельная работа на узнавание зверей по контуру. ( взята из учебника А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1 класс.»)
< рисунок 1 >
У.- Вам необходимо сначала найти и обвести карандашом зверей, а затем раскрасить рисунок.
После нахождения зверей их рисунки вывешиваются на доску одним или несколькими детьми.
У.- Какое время года изображено на рисунке? В какой шубке заяц? В какой шубке белка? Почему? Что вы знаете о том, как окраска зверей помогает им выживать в природе?
Ответы детей.
6. Это интересно.
У.- Рассмотрите рисунки моржа, носорога и кита. Какие необычные особенности в строении их тела вы заметили?
Д.- Плавники - у кита, отсутствие шерсти у всех этих зверей.
У.- У кита когда-то была шерсть, но постепенно она исчезла. И все же на голове у кита есть немного одиночных волосков. Это чувствительные волоски, такие же как усы у кита, с их помощью кит ночью может обнаружить в воде скопление мелких рачков, которыми он питается. Кроме этих животных нет шерсти еще у некоторых зверей. У кого?
Если дети затрудняются ответить, то учитель вывешивает на доску рисунки слона и бегемота.
У.- Как вы думаете, почему у этих зверей нет шерсти?
Ответы детей.
У.- Когда-то, давным-давно, у предков слонов – мамонтов – была шерсть. Но потепление климата привело к изменению их внешнего вида.
У.- А что интересного в строении крота и летучей мыши?
Д.- Ноги-лопаты у крота, крылья - у летучей мыши.
У.- Для чего им эти части тела?
Ответы детей.
7. Самостоятельная работа.
У.- А теперь я предложу вам выполнить задание в рабочей тетради: определите, какие звери живут в нашей стране, а какие – в жарких странах.
Выполняется задание №1 рабочей тетради со страницы 12.
Проверка задания проводится в парах: дети сидящие за одной партой меняются для проверки тетрадями друг с другом.
8. Итог урока.
У.- Чем отличаются звери от остальных животных? Есть ли такие звери, у которых нет шерсти?
Какие части тела есть у всех зверей?
9. Рефлексия.
У.- Понравился ли вам урок? Что больше всего понравилось? Кто понравился? Что было особенно интересно?