Цели урока:
Оборудование:
- Учебник, линейка, карандаш.
- Опорные схемы, раздаточный материал, предметные картинки, эталон, схемы к задачам.
I. Организация к уроку.
- Над какой темой мы сейчас работаем?
(Одновременное движение по числовому лучу)
- Хотели бы вы снова отправиться в путешествие по числовому лучу?
- Тогда прочитайте все вместе девиз:
Смело иди вперед,
Не стой на месте.
Чего не сделает один,
Сделаем вместе!
- Я желаю каждому из вас удачи, и вы улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
II. Актуализация знаний.
1). Индивидуальная работа.
3 человека решают задачу на карточках: (Приложение 1)
Мальчик и девочка едут на велосипедах навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми равно 480 м. Мальчик движется со скоростью 10 м/с, а девочка - 6м/с. Через какое время они встретятся? Сколько метров проедет каждый из них?
2). Фронтальная работа. "Блиц-турнир"
(У каждого ребёнка лист с заданием - Приложение 2)
- Разность чисел 86 и 16 увеличить в 8 раз.
- Произведение 90 и 5 уменьшить на 370.
- От суммы чисел 550 и 350 найти девятую часть.
- Разность чисел 640 и 510 умножить на частное чисел 36 и 6.
- Третья часть неизвестного числа равна 15. Чему равно число?
- (940-310):7=
- Самолёт пролетел 240 км, что составило 12% всего намеченного пути. Сколько километров должен пролететь самолёт?
- Пассажир был в пути 2суток и 6 часов. Сколько всего часов он был в пути?
45, 54, 80, 90, 100, 560, 780, 2000.
Д В И Ж Е Н И Е
- Назовите самое маленькое число.
- Назовите самое большое число.
- Расскажите всё о числе 2000.
- Придумайте правильную дробь со знаменателем 100. Как сказать по-другому?
- Запишите ответы в порядке возрастания и прочитайте слово. Движение.
- С какими видами движения вы знакомы?
- Какие формулы здесь лишние? Почему? Уберите их.
- Что объединяет эти формулы?
P=(a+b)·2 V=s:t Vсбл.=V1+V2 V=a·b·c S=V·t C=a·n Vуд.= V1+V2 t=S:V
-Что такое скорость? Как найти скорость?
- Соотнести скорость с объектами.
(1 человек работает у доски)
- Как узнать S?
- Как найти время t?
-Что такое V сближения? Удаления?
III. Постановка учебной задачи.
- А теперь я предлагаю вам решить несколько задач.
(Дети решают задачи на листах - Приложение 3)
1. Два объекта движутся в противоположных направлениях. Скорость одного объекта 5 км/ч, а другого 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км. На каком расстоянии они будут находиться друг от друга через 1 ч?
2. Два объекта движутся навстречу друг другу. Скорость одного объекта 5 км/ч, а другого 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км. На каком расстоянии они будут находиться друг от друга через 1 ч?
3. Из пунктов А и В, удалённых друг от друга на 200км, одновременно в одном направлении выехали автобус и велосипедист. Скорость велосипедиста 10 км/ч, а автобус догоняет его со скоростью 60 км/ч. Чему будет равно расстояние через 2ч?
-Почему не получилось решить задачу?
- В каком направлении движутся объекты в задаче 1? В противоположных.
- А в задаче 2? Навстречу друг другу.
- Как движутся объекты в задаче 3? В одном направлении.
- Догонит ли автобус велосипедиста? Догонит, т.к. Vавтобуса больше Vвелосипедиста.
- Как могут называться такие задачи? Ответы детей.
- Какую цель мы поставим себе на этот урок? Составить формулу и научиться решать задачи нового вида.
- А моя цель?
IV. "Открытие нового знания"
- Давайте вернёмся к задаче, которая вызвала у вас затруднение.
Откройте учебники на с. 97, №1.
- Прочитайте ещё раз задачу.
- Какое расстояние было между автобусом и велосипедистом в самом начале? 200км
- Что будет происходить с расстоянием?
- Почему расстояние между объектами будет уменьшаться? Автобус догоняет, у него скорость больше.
- На сколько? 60-10=50км/ч - запишите в учебнике.
- Как узнали?
- Как же узнать, каким будет расстояние через 1 ч? 200-50=150км
Что будет происходить дальше? Потом они сблизятся на 50км, потом ещё и т.д.
- Как же определить расстояние через 2ч? 200 - (60-10)·t
- Закончите заполнение таблицы.
-Запишите формулу зависимости расстояния между автобусом и велосипедистом в момент времени t. d =200-(60-10)·t
- Что произошло через 4 часа? Они встретились.
- Значит, расстояние в момент встречи =0. Следовательно, tвстр.=200 :(60-10)
- Обозначим первоначальное расстояние буквой S (200км), а скорости автобуса и велосипедиста (60км/ч и 10км/ч) -V1 и V2.
(Закрываем числа буквами и получаем формулы).
Вывод:
- Эти формулы можно перевести с математического языка на естественный в форме правил:
1. Чтобы найти расстояние между объектами в данный момент времени, можно из первоначального расстояния вычесть скорость сближения, умноженную на время в пути.
2. Первоначальное расстояние равно скорости сближения, умноженной на время до встречи.
V. Физминутка.
Гимнастика для глаз.
VI. Первичное закрепление.
1. с.98 №2.
- Прочитайте задачу. Кто сможет её прокомментировать?
- Что надо узнать в задаче? Как узнать?
Работа в парах
Проверка.
2. с.98 №3.
- Прочитайте задачу про себя.
- Обратите внимание ЧТО надо узнать!
- Кто чувствует затруднение в решении задачи, возьмите карточки-помощники.
Самостоятельная работа.
Проверка по эталону.
3. Логические задачи.
Тройка лошадей за 1ч пробежала 24км. Сколько километров пробежала каждая лошадь за 1 час? C какой скоростью ехал ямщик, управлявший этими лошадьми?
От дома до аптеки 150м. Сколько метров прошла бабушка, если она ходила в аптеку 2 раза?
Гусеница отползла от веточки на 4м, а потом в противоположном направлении 6м. На каком расстоянии от веточки оказалась гусеница?
4. Составление задач по схемам.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какую цель ставили на урок?
- Научились мы решать такие задачи или надо ещё поработать?
- Оцените свою работу смайликами.
Доволен собой.
Надо постараться, и успех придёт.
VIII. Домашнее задание.
С.98 №5. Придумать свои задачи на новый вид движения.