Цели урока:
- Дать понятия: режим рек, питание рек, половодье, паводок, равнинные реки, горные реки, пороги, водопады,
- Научить описывать режим реки, виды питания, характер течения реки,
- Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта - реки,
- Продолжить формирование умения работы с картой - определение местонахождения некоторых крупнейших рек,
- Воспитывать через произведения литературы и фотографии любовь к красотам родного края.
Оборудование:
- Физическая карта мира,
- Таблица "Режим и питание рек",
- Картины "Горное ущелье", "Горная река", "Равнинная река",
- Сборники произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Вадима Шефнера,
- Фотографии с видами местных рек Белой, Яндыка, Наязы,
- Контурная карта полушарий,
- Словари по физической географии,
- Карточки со словами питание, режим, с рисунками снега, дождя, ледников, подземных вод.
Ход урока
ОПРОС
1. Опрос по терминам (карточки):
Вариант А
1. Водный поток, текущий в выработанном им углублении
2. Начало реки
3. Главная река со всеми притоками
4. Граница, разделяющая соседние речные бассейны
5. Часть речной долины, затапливаемая во время разлива реки
Вариант Б
1. Широкое углубление, на дне которого расположено русло рек
2. Место впадения реки в другую реку, озеро или море
3. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку
4. Естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка
5. Часть речной долины, затапливаемая во время разлива реки
2. Работа по настенной контурной карте
В карточках рядом с названиями рек нужно проставить цифры, которыми они обозначены на настенной контурной карте
Вариант А Вариант Б Нил Конго Амазонка Обь Волга Инд Енисей Лена Миссисипи Амазонка
Карточки собираем.
3. Описание строения реки и речной долины (два ученика готовятся, пока два других отвечают по карте).
Дана схема реки и речной долины, магнитом прикрепить названия частей и рассказать об их строении.
4. Опрос по настенной карте
1 ученик - Волга, Енисей, Нил, Инд, Миссисипи
2 ученик - Обь, Лена, Конго, Амазонка, Хуанхэ
5. В контурных картах (реки обозначены дома) закрасить в зеленый цвет бассейн Оби, в желтый - бассейн Волги (или заштриховать) и ответить, что является водоразделом. ?
НОВАЯ ТЕМА
Сегодня мы продолжим изучение рек, узнаем, откуда в реках берется вода, каков режим рек, чем отличаются горные и равнинные реки, что такое пороги и водопады, тему нашу назовем "Живые реки". Мы еще раз убедимся, насколько выразителен и богат русский язык.
Если мы откроем толковый словарь, то узнаем, что:
Питание -
1. Пища, характер и качество пищи
2. Энергия, топливо, необходимые для функционирования чего-либо.
Режим -
1. Распорядок дел, действий,
2. Условия деятельности, работы, существования чего-либо
Словарь Ожегова
В словарях физических терминов дано несколько иное значение этих же слов:
Питание - поступление, приток воды от источника питания.
Режим - характер поведения реки во времени
Словарь терминов по физической географии
Вопрос: Так откуда же в реку поступает вода?
Виды питания: дождевое, снеговое, ледниковое, подземное или смешанное ( на доску прикрепляю карточки со словами).
Учащиеся получают карточки с изображением ледника, дождика, снежинок, грунтовых вод и определяют тип питания реки
Реки:
- 1 гр. Амазонка - дождь, ледник, нет снега,
- 2. гр. Волга - дождь, снег, подземные воды, нет ледника,
- 3 гр. Нил - ледник, дождь, нет снега
- 4 гр. Обь - снег, дождь, подземное, нет ледника
- 5. гр. Колыма - все, кроме подземного
- 6 гр. Яндык - все, кроме ледника
Ответы поясняются.
Вспомним, какими бывают наши реки в течение года?
Ежегодный подъем уровня воды в реке в одно и тоже время называется половодьем. Для наших рек характерно весеннее половодье. Летом уровень воды в реке падает. Но, если идут ливневые дожди, уровень может подняться, возникает паводок.
Разберем рисунок 59. . Что произошло с режимом реки Волги?
Работа по графикам "Режим и питание Унжы, Амура, Терека".
В какое время года на этих реках бывает половодье? Каков тип питания данных рек?
Скорость течения рек бывает разной. зависит это от рельефа. По характеру течения выделяют реки равнинные и горные.
По вариантам составить рассказ о горной реке и равнинной реке.
Заполните таблицу:
Характеристики | Горная река | Равнинная река |
1. Разница в высоте между истоком и устьем | ||
2. скорость течения | ||
3. речная долина |
Ответы озвучить и объяснить
Учащиеся получают карточки со стихами.
1 карточка
Река глубокая. Над ней
Прибрежный наклонился сад -
И отражение ветвей
На плоском зеркале лежат.
Порой колышет их волна,
Но, безучастна и темна,
Под пленкою зеркальной спит
Таинственная глубина.
В.Шефнер
2 карточка
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
"Расступись, о, старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить я готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов, им на славу,
Стадо целое пригнал".
М. Ю. Лермонтов
О каких по характеру течения реках идет речь? По каким эпитетам мы это узнали?
(на доске карточка "Эпитет - образное, художественное определение"). Какую еще информацию мы получили во втором отрывке?
3 карточка
... Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервеняясь,
На город кинулась...
А. С. Пушкин
О каком явлении идет речь? Из каких слов мы это узнали?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- О чем мы сегодня говорили?
- Что такое питание реки?
- О каких видах питания мы узнали?
- Что такое режим реки?
- Как меняется режим реки Белой около нашего села?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Прочитать параграф 30.
2. Из стихотворных отрывков выписать эпитеты, относящиеся к горной реке, к равнинной реке.
3. Записать в словарик новые слова
4. Определить координаты водопадов Анхель и Ниагарского.
Список литературы.
1. Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. Начальный курс географии. - М.: Дрофа, 2006
2. Никитина Н. а. Поурочные разработки по географии. - М.: "ВАКО", 2005
3. Лермонтов М. Ю. Сочинения: в 2 т. - М.: Издательство "Правда", 1988, т. 1, стр. 180
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: 2006
5. Пушкин А. С. Стихотворения и поэмы. - М.: "Художественная литература", 1976,стр. 300
6. Соловьев А. И., Карпов Г. В. Словарь справочник по физической географии. - М.: "Просвещение", 1983
7. Шефнер Вадим Цветные стекла. - Л.: "Детская литература", 1974, стр. 122