Урок развития речи "Живые реки"

Разделы: География


Цели урока:

  • Дать понятия: режим рек, питание рек, половодье, паводок, равнинные реки, горные реки, пороги, водопады,
  • Научить описывать режим реки, виды питания, характер течения реки,
  • Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта - реки,
  • Продолжить формирование умения работы с картой - определение местонахождения некоторых крупнейших рек,
  • Воспитывать через произведения литературы и фотографии любовь к красотам родного края.

Оборудование:

  • Физическая карта мира,
  • Таблица "Режим и питание рек",
  • Картины "Горное ущелье", "Горная река", "Равнинная река",
  • Сборники произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Вадима Шефнера,
  • Фотографии с видами местных рек Белой, Яндыка, Наязы,
  • Контурная карта полушарий,
  • Словари по физической географии,
  • Карточки со словами питание, режим, с рисунками снега, дождя, ледников, подземных вод.

Ход урока

ОПРОС

1. Опрос по терминам (карточки):

Вариант А

1. Водный поток, текущий в выработанном им углублении

2. Начало реки

3. Главная река со всеми притоками

4. Граница, разделяющая соседние речные бассейны

5. Часть речной долины, затапливаемая во время разлива реки

Вариант Б

1. Широкое углубление, на дне которого расположено русло рек

2. Место впадения реки в другую реку, озеро или море

3. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку

4. Естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка

5. Часть речной долины, затапливаемая во время разлива реки

2. Работа по настенной контурной карте

В карточках рядом с названиями рек нужно проставить цифры, которыми они обозначены на настенной контурной карте

Вариант А Вариант Б
Нил Конго
Амазонка Обь
Волга Инд
Енисей Лена
Миссисипи Амазонка

Карточки собираем.

3. Описание строения реки и речной долины (два ученика готовятся, пока два других отвечают по карте).

Дана схема реки и речной долины, магнитом прикрепить названия частей и рассказать об их строении.

4. Опрос по настенной карте

1 ученик - Волга, Енисей, Нил, Инд, Миссисипи

2 ученик - Обь, Лена, Конго, Амазонка, Хуанхэ

5. В контурных картах (реки обозначены дома) закрасить в зеленый цвет бассейн Оби, в желтый - бассейн Волги (или заштриховать) и ответить, что является водоразделом. ?

НОВАЯ ТЕМА

Сегодня мы продолжим изучение рек, узнаем, откуда в реках берется вода, каков режим рек, чем отличаются горные и равнинные реки, что такое пороги и водопады, тему нашу назовем "Живые реки". Мы еще раз убедимся, насколько выразителен и богат русский язык.

Если мы откроем толковый словарь, то узнаем, что:

Питание -

1. Пища, характер и качество пищи

2. Энергия, топливо, необходимые для функционирования чего-либо.

Режим -

1. Распорядок дел, действий,

2. Условия деятельности, работы, существования чего-либо

Словарь Ожегова

В словарях физических терминов дано несколько иное значение этих же слов:

Питание - поступление, приток воды от источника питания.

Режим - характер поведения реки во времени

Словарь терминов по физической географии

Вопрос: Так откуда же в реку поступает вода?

Виды питания: дождевое, снеговое, ледниковое, подземное или смешанное ( на доску прикрепляю карточки со словами).

Учащиеся получают карточки с изображением ледника, дождика, снежинок, грунтовых вод и определяют тип питания реки

Реки:

  • 1 гр. Амазонка - дождь, ледник, нет снега,
  • 2. гр. Волга - дождь, снег, подземные воды, нет ледника,
  • 3 гр. Нил - ледник, дождь, нет снега
  • 4 гр. Обь - снег, дождь, подземное, нет ледника
  • 5. гр. Колыма - все, кроме подземного
  • 6 гр. Яндык - все, кроме ледника

Ответы поясняются.

Вспомним, какими бывают наши реки в течение года?

Ежегодный подъем уровня воды в реке в одно и тоже время называется половодьем. Для наших рек характерно весеннее половодье. Летом уровень воды в реке падает. Но, если идут ливневые дожди, уровень может подняться, возникает паводок.

Разберем рисунок 59. . Что произошло с режимом реки Волги?

Работа по графикам "Режим и питание Унжы, Амура, Терека".

В какое время года на этих реках бывает половодье? Каков тип питания данных рек?

Скорость течения рек бывает разной. зависит это от рельефа. По характеру течения выделяют реки равнинные и горные.

По вариантам составить рассказ о горной реке и равнинной реке.

Заполните таблицу:

Характеристики Горная река Равнинная река
1. Разница в высоте между истоком и устьем    
2. скорость течения    
3. речная долина    

Ответы озвучить и объяснить

Учащиеся получают карточки со стихами.

1 карточка

Река глубокая. Над ней
Прибрежный наклонился сад -
И отражение ветвей
На плоском зеркале лежат.
Порой колышет их волна,
Но, безучастна и темна,
Под пленкою зеркальной спит
Таинственная глубина.
В.Шефнер

2 карточка

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
"Расступись, о, старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить я готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов, им на славу,
Стадо целое пригнал".
М. Ю. Лермонтов

О каких по характеру течения реках идет речь? По каким эпитетам мы это узнали?

(на доске карточка "Эпитет - образное, художественное определение"). Какую еще информацию мы получили во втором отрывке?

3 карточка

... Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервеняясь,
На город кинулась...
А. С. Пушкин

О каком явлении идет речь? Из каких слов мы это узнали?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

  • О чем мы сегодня говорили?
  • Что такое питание реки?
  • О каких видах питания мы узнали?
  • Что такое режим реки?
  • Как меняется режим реки Белой около нашего села?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Прочитать параграф 30.

2. Из стихотворных отрывков выписать эпитеты, относящиеся к горной реке, к равнинной реке.

3. Записать в словарик новые слова

4. Определить координаты водопадов Анхель и Ниагарского.

Список литературы.

1. Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. Начальный курс географии. - М.: Дрофа, 2006

2. Никитина Н. а. Поурочные разработки по географии. - М.: "ВАКО", 2005

3. Лермонтов М. Ю. Сочинения: в 2 т. - М.: Издательство "Правда", 1988, т. 1, стр. 180

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: 2006

5. Пушкин А. С. Стихотворения и поэмы. - М.: "Художественная литература", 1976,стр. 300

6. Соловьев А. И., Карпов Г. В. Словарь справочник по физической географии. - М.: "Просвещение", 1983

7. Шефнер Вадим Цветные стекла. - Л.: "Детская литература", 1974, стр. 122