“… В мире нет места для некрасивой математики!”
Г.Х. Харди
Цели:
- Образовательная: показать применение математики в других науках, в окружающей действительности.
- Воспитательная: содействовать развитию культуры речи, умению публично выступать; воспитывать чувство ответственности за учебный труд.
- Развивающая : развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой, выделять главное из прочитанного, анализировать и делать выводы.
Подготовка к конференции – ученики заранее делятся на 4 группы: “архитекторы”, “искусствоведы”, “литераторы”, “музыканты”; все участники собирают материал и пишут рефераты по разделам: “Математика и архитектура”, “Математика и искусство”, “Математика и литература”, “Математика и музыка”; затем, изучая данные рефераты, учитель предлагает продемонстрировать лучшее.
Оборудование – слайды (основные рисунки и картинки по теме в электронном виде); видеопроектор.
Оформление зала.
1. На доске и стенах плакаты: пентаграмма,
пропорция: а /А = А /(а+А) – золотое сечение,
Парфенон, мажорный аккорд 1: 4/5: 2/3 – до, ми, соль,
высказывание: “Математик так же, как художник
или поэт, создает узоры….”
2. На столе – модели правильных и звёздчатых
многогранников, экспонаты: морская раковина,
морская звезда, кристаллические решётки.
3. Фотографии храма Знамения Пресвятой
Богородицы в селе Дубровицах близ города
Подольска, фото храма Василия Блаженного,
картина А.Рублева “Троица”.
Ход конференции
Ученица: Здравствуйте, уважаемые участники конференции “Математика и Красота”!
Ученик: Сегодня мы совершим путешествие в мир красоты, гармонии и порядка.
Ученица: Узнаем о тесной связи, которая навечно соединила математику со всеми областями жизни и творчества человека.
Ученик: Математика – это не только стройная система законов, теорем, задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и в живых организмах, в атомах и во Вселенной, в произведениях искусства и научных открытиях.
Ученица: Изучая математику, мы открываем всё новые и новые слагаемые красоты, приближаясь к пониманию, а затем и к созданию красоты и гармонии.
Ученик: Мир науки несомненно прекрасен и значителен, но есть области в которых математика не менее важна.
Ученица: Например, Архитектура.
Ученик: Возьмем хотя бы пирамиду Хеопса – это немой трактат по геометрии. Её вид доставляет эстетическое наслаждение.
Ученица: Но вот появились новые современные материалы, конструкции и тектоника. Перевёрнутая пирамида – музей современного искусства в Венесуэле, построенный по проекту бразильского архитектора Оскара Нимейера, восхищает нас.
Ученик: А теперь выступит группа учащихся, перед которыми стояла проблема изучения законов математики в архитектуре. (Приложение 1)
Ученица: Архитектура тесно связана с другой областью – искусством. Где математика играет огромную роль!
Ученик: Творчество ряда всемирно известных художников, таких как Леонардо да Винчи, Дюрер, Дали, Эшер, проникнуто математикой и тесно связано с геометрическими построениями.
Ученица: Об этом можно судить по геометрической правильности изображения пространства и подчеркнутой соразмерности фигур и предметов в их работах.
Ученик: Слово для выступления по проблеме “Математика и искусство” предоставляется представителю от группы. (Приложение 2)
Ученик: Теперь мы видим, что и искусству не чужды математическая строгость и пропорции.
Ученица: Что любят, то находят повсюду, и было бы странно не встретиться с математикой в художественной литературе.
Ученик: Почему странно?
Ученица: Потому что, как верно заметил А.Блок, сама истинная поэзия, сами настоящие стихи – это “математика слова”.
Ученик: Потому что в жизни нет ничего такого, чего не было в романах, рассказах и стихах, а математика – слишком заметная тема жизни, чтобы не стать темой литературы.
Ученица: Давайте послушаем, что думают по этому поводу участники группы, решающие проблему “Математика и литература”. (Приложение 3)
Ученик: Удивительно, но математика встречается и в таком виде искусства, как музыка!
Ученица: Настоящее искусство имеет свою теорию. Иногда эту теорию можно выразить с помощью математических терминов.
Ученик: Начиная с Пифагора, математики проявляли интерес к музыке. Впервые в школе Пифагора была создана математическая теория музыки.
Ученица: Таким образом, приятные для слуха созвучия подчиняются простым математическим законам, и нам становятся понятны слова пушкинского Сальери:
….. Поверил
Я алгеброй гармонию…
Ученик: Математику в жизни музыки нам представит следующая группа.(Приложение 4)
Ученица: Мы поняли, что без математики невозможна красота и гармония в нашем мире. Что бы видеть и чувствовать красоту нам достаточно знать математические законы и факты. В ходе нашей конференции проследили связь математики с наукой, архитектурой, литературой, музыкой и искусством. Но математика вошла и в другие сферы жизни человека, например… (фрагмент из мультфильма “Вовка в тридевятом царстве” (слет Василис).)