Основные задачи урока:
- Познакомить учащихся с разнообразием и красотой водоемов, с источниками питьевой воды. Донести до сознания детей значение воды для жизни на земле.
- Развивать познавательную активность, мыслительную деятельность учащихся.
- Воспитывать любовь к природе. Убедить в необходимости сохранения чистоты водоемов и бережного отношения к воде.
На уроке использованы: звукозаписи, видеофильм, карточки.
Начало урока сопровождается звукозаписью шума прибоя, звуки морской волны. Просмотр видеофильма о море, о воде. Работа по карточкам, разгадывание кроссворда, отгадывание загадок.
- Декламирование стихотворений, инсценирование произведения К.И. Чуковского.
- Рисование “запрещающих” знаков отношение к воде; под звуки шума прибоя. Выставка рисунков “запрещающие” знаки.
Основные задачи урока:
- Познакомить учащихся с разнообразием и красотой водоемов, с источниками питьевой воды. Донести до сознания детей значение воды для жизни на земле.
- Развивать познавательную активность учащихся, мыслительную деятельность. Расширять словарный запас детей. Развивать творческие способности уч-ся.
- Воспитывать любовь к природе. Убедить в необходимости сохранения чистоты водоемов и бережного отношения к воде.
Оборудование:
Звукозапись (шум прибоя, моря), видеофильм (водоемы, море, волны), Карточки индивидуальные (формы земли), рисунки (девушка – водица, слон, верблюд), кроссворд, карточки – слова (река, родник – ключ, колодец и др.), рисунки “запрещающие” знаки.
Ход урока
I. Повторение изученного.
У каждого ученика на парте лежит карточка. Карточка пуста, без слов.
– Запишите слова, которые можно отнести к формам суши. Дети записывают слова, которые можно отнести к формам суши.
(Равнина, холм, горы, овраг, пропасть)
Проверка: на экране телевизора дан правильный ответ карточки. Учащиеся проверяют и оценивают свою работу, ставят оценку (если все слова записаны верно – “5”, допущена 1–2 ошибки – “4”, три ошибки – “3”)
II. Сообщение темы и целей урока.
– О чем пойдет речь на уроке сегодня, вы узнаете отгадав загадку.
Загадка:
Много ее – беда!
Мало ее – беда!
Нужна нам всегда
Больше, чем еда. (Вода.)
– Речь пойдет о воде. К нам на урок пришла девица – красавица – водица.
III. Изучение нового материала.
Просмотр видеофильма о воде.
– Где встречается вода?
– Кому нужна вода?
Обобщение учителем: Вода наполняет ручьи и реки, пруды и озера, моря и океаны. Вода есть в почве и под землей, где бегут подземные реки и ручейки. Дожди и туманы, тучи и облака, снежинки и сосульки, льды и сугробы, роса, иней, зимние узоры на стеклах – это тоже вода! Без воды не могут жить люди, животные и растения.
– Посмотрите на глобус (модель Земли), какого цвета больше? (Синего, голубого.)
– Эта вода, ее действительно больше, чем суши. Но ее нужно беречь.
IV. Работа по учебнику – тетради стр. 54 задание № 1.
– Назовите источники питьевой воды, разгадав загадки.
(Читают первую загадку по учебнику – тетради, отгадывают – река).
Все на свете отражает...
Напоит и освежит.
И все время убегает,
Да никак не убежит. (Река.)
Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение Георгия Ладонщикова.
Река живет
Смотришь на реку,
Кажется, в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Только бежит голубая вода,
Петляя по лугу незнамо куда.
Но, если поглубже в нее заглянуть,
С маской и трубкой тихонько нырнуть,
Сразу увидишь, что это не так.
Вот под корягою прячется рак,
Налим под колоду забрался, а это
Огромная щука плывет, как ракета;
Река ведь не просто течет и течет, –
Она интересною жизнью живет.
– Что вам понравилось в описании речной жизни?
(Река не просто течет, это дом для рыб и других животных).
– Прочитайте вторую загадку по учебнику – тетради.
(Читают вторую загадку по учебнику – тетради, отгадывают – родник)
Из земли пробился,
Как сердечко бьется.
Ты в жару напился,
И другой напьется. (Родник.)
Рассказывают наизусть:
Скажи “родник” –
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом
(ключ от дверей тут ни причем)
– Родник, как по другому называют?
Ключевая вода
Журчит, поет водица.
Знакомою тропой
Медведь идет напиться
Водою ключевой.
Нагнется он, лакает,
Слегка намочит мех,
А ключ бежит, сверкает
И щедро поит всех!
– Что вы знаете о родниках (ключах)? (Самая чистая, холодная вода.) (В лесу кто находит родник, обкладывают его камушками.)
– Прочитайте третью загадку.
(Читают третью загадку по учебнику-тетради, отгадывают – колодец)
Дом узнаешь без труда:
В четырех стенах вода.
И журавль у входа
Раздает всем воду. (Колодец.)
Итог. Река, родник, колодец – это все источники питьевой воды. Не всю воду можно пить!
V. Беседа по вопросам
– Когда плохо, если воды много?
(Затяжные дожди, наводнения, если дома прорвало водопроводную трубу и т.д.)
– Когда плохо, если воды мало?
(В пустыне, где жара; во время засухи на полях и на огородах; когда судно садится на мель и др.)
– Сколько человек может прожить без воды?
(Без воды нет жизни! Люди могут прожить без пищи несколько недель, а без воды не проживут и 2–3 дней. Например, слону в сутки надо 90 литров воды. Верблюд за 10 минут 135 литров воды выпивает.)
– Посмотрите на рисунок, послушайте стихотворение про верблюда.
Вот верблюд – живое чудо!
Два горба есть у верблюда.
Вдосталь он пока напьется –
Может выпить полколодца.
Но зато потом в пустыне,
Где воды нет и в помине,
Может он по многу дней
Не тревожиться о ней.
Итог: Всему живому нужна вода!
Физминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
VI. Работа по учебнику-тетради стр. 55 задание № 3
– Пользуясь рисунками, расскажи, кому и для чего нужна вода.
Учащиеся рассказывают по рисункам “Добрые” дела воды в кроссворде.
В воде живут рыбы, другие плавают по ней (лебеди, утки), строят свои дома, скрывая вход в ней (бобры), четвертые научились дышать в воде и она, смачивая их кожу, не дает ей высохнуть (лягушки).
– Отгадайте “Хитрые” вопросы.
– Может ли прожить без воды автомобиль, велосипед, подводная лодка, фабрика игрушек?
– Иногда автомобили моют в реке. Попадает бензин, а он вреден для рыб. Фабрики обычно строят у рек, для работы многих станков нужна вода. Отходы часто сбрасывают в воду. Как быть? Дайте совет. (Ставить очистители.)
Заполни крестословицу (кроссворд).
На доске кроссворд. Заполнение и проверка: возит, моет, охлаждает, поит, исцеляет, гасит.
Итог: Прочитайте слова в кроссворде, как используется вода.
VII. В класс выбегает чумазая девочка, а за ней Мыло.
Девочка (кричит). Пусти меня! Что тебе нужно от меня?
Мыло.
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки, на локтях дорожки.
Девочка.
Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала-
Вот они и загорели.
Мыло.
Ах ты, девочка чумазая,
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа черный,
Будто закопченный.
Девочка.
Я на солнышке лежала,
Нос я кверху держала –
Вот он и загорел.
Мыло.
Ой ли, так ли?
Отмоем все до капли.
(Мыло ведет девочку к раковине с водой и моет ее, та отбивается.)
Учитель.
Громко девочка кричала,
Как увидела мочалку,
Царапалась, как кошка.
Девочка.
Не трогайте ладошки,
Они не будут белые – они же загорелые.
Мыло. А ладошки-то отмылись!
Учитель.
Оттирали мылом нос –
Разобиделась до слез.
Девочка.
Ой, мой бедный носик
Мыла не выносит!
Он не будет белый – он же загорелый.
Мыло. А носик тоже отмылся!
– Расскажите, где используется вода в доме.
Рисунки учебника-тетради стр. 54 задание № 2.
(Моют посуду, стирают одежду и белье, моют полы и мебель) (Гигиена человека: сколько раз надо умывать, руки, лицо, ноги, туловище тело.)
Итог: О чем предупреждает Мойдодыр?
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым Трубочистам –
Стыд и срам!
Стыд и срам!
VIII. Самостоятельная работа.
Тетрадь-задачник стр. 55 задание № 4.
Вставь пропущенные слова.
(Работа в парах, можно шепотом посоветоваться) Задание записано на доске, пропущенные слова на карточках.
Проверка: чтение предложений.
На доске запись:
Всему живому ___________ вода.
Пресной воды на Земле _______.
Необходимо _____________ расходовать воду.
Краны в доме должны быть ____________ .
Нельзя ________________ водоемы.
(Слова на карточках: нужна, мало, экономно, закрыты, загрязнять)
VIII. Рисунки на листах.
Нарисуйте “запрещающие” знаки у воды.
(Слушание музыки – шум воды, прибоя. Включение звукозаписи.)
Выставка рисунков, рассказы детей.
(Нельзя мыть машины в реке, не сбрасывать мусор в воду...)
Итог: Как можно назвать девицу – красавицу – водицу? Почему водица – царица?
IX. Домашнее задание. Составить сказку про водицу – царицу.