Понятие «здоровый образ жизни» в наши дни становится все более актуальным. Государство разрабатывает массу программ по оздоровлению населения, привлечению молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Необходимо активно пропагандировать значение физической культуры и спорта для гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, повышения умственной и физической работоспособности, улучшения самочувствия в целом. Перед специалистами стоит задача поиска новых эффективных и привлекательных форм занятий физическими упражнениями, доступных для широких масс населения.
Одна из таких форм - эстетическая гимнастика. Эстетическая гимнастика является массовым видом спорта, охватывающим практически все женское население, поскольку учитывает анатомо-физиологические и психомоторные особенности женского организма на разных возрастных этапах.
Проведение занятий по эстетической гимнастике позволяет качественно улучшить процесс физического воспитания, оказывает положительное влияние на динамику физической подготовленности девушек, способствует воспитанию устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Процесс спортивной подготовки занимающихся эстетической гимнастикой осуществляется путем последовательного проведения отдельных тренировочных занятий. Организация занятий может носить разные формы:
- урочную;
- самостоятельную - утренняя разминка, домашнее занятие, самостоятельная работа, и др.;
- демонстрационную - показательные выступления, прикидки, зачеты и соревнования.
Основной, наиболее действенной эффективной формой занятий эстетической гимнастикой является урок, в спорте называемый учебно-тренировочным занятием.
Урок характеризуется тем, что проводится под руководством педагога-специалиста с организованным, однородным коллективом занимающихся по специальным программам и в рамках определенного расписания.
Каждый урок является относительно самостоятельным и важным звеном общего процесса спортивной подготовки гимнасток. Он должен быть связан с предшествующими и последующими звеньями и вносить определенный вклад в физическое развитие, образование и воспитание занимающихся.
Учебно-тренировочное занятие в эстетической гимнастике принято делить на 4 части: вводную, подготовительную (разминку), основную и заключительную.
- Вводная - организационная — построение, рапорт, проверка посещаемости
- Подготовительная (разминка) - разогревание занимающихся, подготовка к предстоящей нагрузке, улучшение эластичности мышц, подвижности в суставах, общая и специальная физическая подготовка.
- Основная - решение главных учебно-тренировочных задач урока, повышение у занимающихся уровня всесторонней физической и специальной подготовки, обучение спортивной технике и тактике, воспитание моральных и волевых качеств (силы, быстроты, выносливости и др.), привитие навыков и умения самостоятельного выполнения заданий.
- Заключительная - постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к исходному.
Для эстетической гимнастики характерной является фрагментарная структура урока и его частей. Под фрагментарной структурой урокаподразумевается деление его на отдельные логически завершенные эпизоды продолжительностью 10-20 (иногда и более) минут каждый, которые решают узконаправленные педагогические задачи эстетической гимнастики. При этом каждый фрагмент имеет свою логику построения и включает в себя цикл упражнений. Учитывая специфику эстетической гимнастики, можно выделить следующие фрагменты учебно-тренировочного занятия: разминочный, равновесно-вращательный, прыжковый, на развитие пластики, на развитие вестибулярной устойчивости, дыхательная гимнастика, на развитие выразительности, на развитие скоростно-силовых качеств, на развитие музыкальности, стретчинг; релаксация.
I фрагмент – разминочный:
1-я серия - втягивающая - танцевально-беговая:
- спортивные виды ходьбы и бега: с носка, на носках, на пятках, в приседе, бег с высоким подниманием бедер, с захлестыванием голени, семенящий и др. в различных соединениях.
- специфические формы ходьбы и бега: мягкий, перекатный, пружинный, высокий, острый, широкий, приставной, вальсовый и др. в различных соединениях.
- танцевальные шаги, элементы и соединения различного характера (историко-бытовые, народные, современные) или музыкально-двигательные задания на воспроизведение темпа, ритма, характера или динамики музыки.
2-я серия - разминочные упражнения у опоры и на середине
- общеразвивающие упражнения, преимущественно на развитие силы мышц и подвижности суставов ног по принципу «снизу-вверх», и туловища по принципу «сверху-вниз».
- хореографические упражнения (классический или народно-характерный экзерсис) у опоры, на середине или в партере, в общепринятой последовательности: плие, тандю, жете, рон де жамб, фондю, фраппе, сутеню, девлопе и релевелян, гран батман.
- «растяжка», доразминка, организованная или самостоятельная.
II фрагмент – равновесно-вращательная подготовка:
1-я серия - изучение и совершенствование по элементам и соединениям:
- специфических упражнений: волн, взмахов, расслаблений, сжатий, скручиваний;
- наклонов вперед, назад, в сторону;
- равновесий: передних, боковых, задних.
2-ясерия - изучение и совершенствование поворотов:
- тур-ляны в разных позах;
- одноименных в разных позах на 360-7200 градусов;
- разноименных в разных позах и на разное количество градусов;
3-я серия - изучение и совершенствование акробатических и партерных элементов и соединений.
III фрагмент – прыжковая подготовка:
1-я серия - «распрыгивание»: маленькие хореографические прыжки, упражнения на развитие прыгучести.
2-я серия - изолированные прыжки - прыжки одной формы с многократным исполнением: на толчковую, на маховую ногу, прямые и с вращениями.
3-я серия - прыжковые соединения разных форм и соединения прыжковс акробатическими и другими элементами.
IV фрагмент – на развитие пластики:
Пластика понимается как красота движения, характеризующаяся гибкостью, плавностью, выразительностью, гармоничностью движений и жестов. Пластичность движений характеризуется закономерной последовательностью сменяющихся положений тела, а также его отдельных частей при условии их гармонической слаженности, непрерывности, слитности. Пластичность обусловливает красивую постановку и непринужденную грациозность движений.
1-я серия – пластичность верхних конечностей;
- Плавные движения руками (ладони вниз) вперед, вверх, вверх дугами наружу; то же в различные промежуточные положения, в различных стойках (на носках, в выпаде, на шаге).
- Волна руками (основная форма). Из и. п. руки в стороны, соединяя лопатки, последовательно согнуть руки во всех суставах, разведя лопатки, последовательно разогнуть руки во всех суставах. Соединяя лопатки, плечи не поднимать, перед разгибанием мышцы предплечья и кисти излишне не напрягать; движение от плеча до дистальных фаланг пальцев выполнять непрерывно, последовательно, со средним напряжением. Волна рукой заканчивается выпрямлением во всех суставах. При последовательном сгибании руки голова и плечи слегка наклоняются вперед, при последовательном разгибании - выпрямляются.
- Волна кистью. Движение начинается в лучезапястном суставе. Последовательное разгибание всех мелких суставов заканчивается ногтевыми фалангами.
- Волна руками в сочетании с приседаниями, наклонами, равновесиями, махами и пружинными движениями.
2-я серия – пластичность телодвижений;
- Отстающие движения головой, плечами и руками.
- Из седа на пятках, руки сцеплены сзади, наклон вперед, - последовательно прогибаясь в поясничном, грудном и шейном отделах (закончить наклоном головы назад) - первая фаза. Непрерывно продолжая движение, постепенно выпрямиться, последовательно сгибаясь в пояснице, грудном и шейном отделах - вторая фаза. Волна вставая на колени.
- Целостная волна вперед (основная форма) - из круглого полуприседа на носках, руки вверх, последовательно разгибаясь во всех суставах вперед-вверх, выпрямиться, делая круг руками книзу. Согнутые в и. п. колени дополнительно немного согнуть и вывести вперед; бедра и таз не достигают вертикали, идущей вверх от коленей, но выходят вперед за линию центра тяжести; грудной отдел при разгибании двигается вперед - кверху.
- Целостная волна в сторону - стоя на носках с наклоном - влево, руки вправо кверху, смотреть влево, приседая и еще больше наклоняясь влево, последовательно вывести влево колени, таз, грудной отдел. Руки идут книзу, влево и влево - вверх; при движении запаздывают, выводятся влево непосредственно за волной в грудном отделе. Закончить волну в вертикальной стойке, руки влево - вверх.
3-я серия – пластичность нижних конечностей;
- Из стойки на носках опуститься на полную стопу, сгибая ноги в коленях до полуприседа; без паузы выпрямить колени и встать на носки. Движение протекает медленно, непрерывно, упруго; выполняется с полной амплитудой; в стойке на носках пятки высоко над полом, ноги прямые. Попеременное пружинное движение на шаге вперед.
- Маятникообразный мах ногой вперед и назад. То же, npиседая на опорной ноге. То же с наклоном туловища. То же, со взмахом туловищем вперед при махе ногой вперед и с выпрямлением туловища и со взмахом руками в сторону при махе ногой назад.
V фрагмент - на развитие вестибулярной устойчивости:
1-я серия – упражнения для формирования устойчивости к вращательной нагрузке:
- Кувырок вперед, прыжок вверх с поворотом кругом или на 3600 (вправо – влево).
- Кувырок вперед, вставая на одну, поворот на носке на 3600 (вправо – влево).
- Колесо – перекидной прыжок (вправо – влево).
- 4 целостные волны назад (темп от среднего до быстрого) – переворот назад.
- 2 целостные боковые волны– «вертолет» (темп от медленного до быстрого), вправо – влево.
- 8 шене (вправо – влево) - равновесие атетюд.
- 6 быстрых наклонов вперед, стоя на полупальцах – равновесие на двух, на полупальцах, держать 10 сек.
2-я серия – квалификационные упражнения и их сочетания уровня сложности II–I разрядов:
- Боковая волна + скручивание корпуса вправо – влево + прыжок с отворотом корпуса от ноги на 1800
- Целостная обратная волна + переворот назад + равновесие атетюд.
- Прыжок касаясь + целостный взмах вперед + расслабление.
- Поворот атетюд 3600 + боковое равновесие.
- Целостная волна вперед + целостный взмах вперед
- Прыжок шагом + кувырок.
- Переворот назад + переднее низкое равновесие + целостная обратная волна.
- Прыжок касаясь в кольцо + равновесие вперед (на правую – на левую).
VI фрагмент - дыхательная гимнастика:
Дыхательные упражнения представляют собой произвольные изменения дыхательных движений, посредством которых человек управляет параметрами акта внешнего дыхания. При этом могут изменяться глубина и частота дыхания, и их соотношение.
1-я серия – перед началом тренировочной работы, содержит упражнения активизирующего типа:
- Успокаивающий тип дыхания: вдох (на счет – 1), выдох (на счет – 1-2-3).
- Активизирующий тип дыхания: вдох (на счет – 1-2-3), выдох (на счет – 1).
- Очищающее дыхание: производится медленный полный вдох, и после небольшой паузы двумя-тремя короткими и сильными толчками воздух выдыхается через губы, сложенные трубочкой.
2-я серия – во время тренировки, состоит из упражнений нагрузочного типа:
- Вдох + 3 выдоха, выдох + 3 вдоха: производится медленный, глубокий вдох – пауза 2 сек. Грудная клетка и ее мышцы возможно больше расслабляются, после чего дополнительно и последовательно производится еще 3 вдоха, сверх уже сделанного. После каждого вдоха осуществляется пауза 3 сек. Затем осуществляется выдох, также поэтапно. После первого глубокого выдоха – пауза, нужно максимально расслабить мышцы грудной клетки и путем максимального сокращения брюшного пресса сделать еще 3 выдоха.
- Усиленные вдохи и выдохи через сжатые зубы и губы.
- Упражнения на согласование с дыханием.
3-я серия – после окончания тренировки, дыхательные упражнения носят успокаивающий характер и направлены на ускорение восстановительных процессов:
- Успокаивающий тип дыхания: вдох (на счет – 1), выдох (на счет – 1-2-3).
- Трехфазное дыхание: вдох (на счет – 1), паузу (на счет – 1), выдох (на счет -1-2-3… каждый день прибавлять одну цифру)
VII фрагмент - на развитие выразительности:
Выразительность движения определяется как выполнение упражнения с эмоциональным отражением замысла и особенностей движений. Выделяют следующие компоненты выразительности исполнения в эстетической гимнастике: соответствие движений характеру музыки, логическую правдивость поз, эмоциональную насыщенность упражнения.
Проявление выразительности движений возможно на основе правильного подбора музыки, соответствующей движениям, техническим возможностям и индивидуальности гимнасток. Выразительность должна гармонично сочетаться с действиями, решающими спортивно-техническую часть двигательной задачи.
1-я серия – средства создания художественного образа.
2-я серия – средства пластической выразительности.
3-я серия – средства музыкальной выразительности. С этой целью можно использовать модифицированную методику Э.П. Аверкович. Гимнасткам предлагается прослушать четыре музыкальных фрагмента разного характера: романтико-лирического, героико-драматического, бравурно-страстной, гротеск. Затем гимнастки должны описать свои впечатления от прослушанной музыки, назвать ее, определить характер и придумать четыре позы, наиболее точно отражающие, по их мнению, характер и эмоциональное содержание каждого музыкального отрывка.
VIII фрагмент - на развитие скоростно-силовых качеств:
1-я серия - упражнения на развитие мышечной силы и выносливости:
- Лежа на животе, руки вверх, прогнуться «лодочка» - ноги поочередно вверх-вниз. Выполнять 50 раз в быстром темпе. Ноги и руки прямые, пола не касаться.
- Лежа на спине, ноги вверх. Резко развести ноги в стороны в шпагат, поднять туловище, касаясь руками впереди, вернуться в исходное положение. Выполнять 30 раз в быстром темпе.
- Упор сидя, ноги вверх на 450 – «ножницы» ногами. Выполнять 50 раз в быстром темпе.
- Лежа на спине, руки вверх. Одновременное поднимание туловища и ног – складка («щучка»), руки вперед. Выполнять 30 раз в быстром темпе. Следить за положением туловища. Ноги держать вместе, особенно в момент отрыва ног от пола.
- Упор присев, выпрямляя опорную ногу, мах прямой ногой в шпагат. Амплитуда и скорость максимальные, ноги прямые. Выполнять по 30 раз правой и левой ногой.
- Стойка на полупальцах, поочередные махи правой (левой) вперед, в сторону, назад. Амплитуда и скорость максимальные, ноги прямые. Выполнять по 30 раз. Маховую ногу опускать с силой, а не бросать, удерживая вертикальное положение туловища, не опускаясь на всю стопу.
2-я серия – упражнения со скакалкой:
- Бег через скакалку на месте, темп максимальный – 2 серии по 20 сек.
- Серия прыжков с двойным вращением в максимальном темпе с ускорением – 2 серии по 20 сек.
- Прыжки с двойным вращением с ноги на ногу (на месте и с продвижением).
- Скакалка справа (слева) прыжки «козлик» с поворотом на 3600, выполнять в движении.
- Широкие прыжки с правой (левой), продвигаться вперед в темпе.
- 2-х минутная серия мелких прыжков. Выполняется на месте. Упражнение на выносливость.
- бег со скакалкой на месте в быстром темпе – вперед – 20 сек.
- прыжки на двух, вращая скакалку вперед, прыгать невысоко, работают только стопы – 20 сек.
- прыжки через скакалку с двойным вращением скакалки – 20 сек.
Серию повторить 2 раза без перерыва.
IX фрагмент - на развитие музыкальности:
Определяя музыкальность в эстетической гимнастике, выделяют ее основные компоненты: соответствие движений характеру музыки, соблюдение темпа, заданного композитором, и ритма произведения. Важнейшими ориентирами для изменения характера движений служат основные средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, полифония, композиция) и нюансы музыкальных произведений (его динамические оттенки, ритмический рисунок, темп).
1-я серия – задания на связь упражнений с музыкой.
2-я серия – игры под музыку: содержание игр под музыку в значительной мере обусловлено формой и характером музыкальных пьес и отрывков, под которые они проводятся. Игры строятся на умении воспринимать различную мелодию, ее темп и ритм, отдельные средств: выразительности (например, высота и сила звука), а также передавать в движении характер звучания. Слушая музыку, занимающиеся должны быстро выполнять действия в соответствии с правилами игры. Музыкальные пьесы, используемые в играх, отличаются бодростью, ясностью и простотой формы они способствуют активности, жизнерадостности, повышении эмоционального тонуса занимающихся. В играх широко применяются простейшие танцевальные движения, упражнения с предметами, воспитывающие ловкость, свободу, изящество.
Х фрагмент – стретчинг:
Стретчинг - от англ. stretch – растяжение, растягивание. Упражнения на растяжку мышц содействуют развитию подвижности в суставах, увеличивают амплитуду движений. Растяжка мышц после физической нагрузки является одной из составных частей тренировки. Упражнения на растяжку, мышц направлены на то, чтобы:
- обновить длину мышц, которые укоротились после физической нагрузки;
- избежать накопления молочной кислоты, которая образовывается в мышцах во время физической нагрузки;
- содействовать лучшему расслаблению и восстановлению мышц после нагрузки.
Одно упражнение должно выполняться 20-30 сек. При максимальном растяжении мышцы в конечной фазе необходимо одновременно делать выдох. Это еще больше растягивает мышцу. Если во время упражнения чувствуется легкая боль, то это не является вредным. Наоборот, это значит, что мышца сократилась и нужно ее растянуть.
1-я серия – без партнера:
- Из стойки ноги врозь 20 пружинистых наклонов вперед.
- Лицом к опоре, наклон назад (подбородок к груди), наклон назад с откинутой головой, правая рука вверх, затем то же, левой. Держать 20-30 сек. Повторить упражнение 3 раза.
- Из седа на пятках перейти в упор на оттянутых носках, пружинить, сед на пятках, согнуть правую руку за головой, левую за спину (сцепить, соединить ладони) держать 20-30 сек., то же с другой руки. Руки за спину, ладони соединить, отвести максимально назад – держать 20-30 сек. Повторить упражнение 3-4 раза.
- Шпагат, правая вперед. Держать 30 сек.-1 мин. То же левая вперед, то же в поперечном шпагате. Повторить упражнение 2-3 раза.
2-я серия – с партнером:
- Спиной к опоре, правая вперед, партнер пружинистыми плавными движениями поднимает ногу вперед до предела, самостоятельно удерживать ногу на предельной высоте 10-20 сек., расслабить мышцы бедра, партнер пружинистыми движениями поднимает ногу вперед до предела и т.д. повторить 3-4 раза каждой ногой. Обратить внимание на выворотное положение бедра работающей ноги, опорная в свободной позиции.
- То же стоя боком к опоре (близко, касаясь бедром опоры). Партнер стоит сзади занимающейся, одной рукой поднимает ногу, другой удерживает грудную клетку в положении прямо. Опорная нога выворотно. Задание то же что и в упр. 1.
- То же стоя лицом к опоре на расстоянии вытянутых рук с наклоном вперед.
- В седее наклон вперед, держать 30 сек.-1 мин.
- В положении лежа на спине – прямые ноги за голову, носками касаться пола, держать 30 сек.-1 мин.
3-я серия:
- Из упора присев поворот в положение моста, переход в упор присев. Повторить 8-10 раз.
- У опоры: «растягивание» спиной к опоре с наклоном туловища вперед и фиксацией работающей ноги на опоре, перейти в стойку на руках, опустить ногу до касания носком пола (выполнять поочередно правой-левой ногой) затем мост с опорой за нижнюю рейку. Выполнять 3-5 раз каждой ногой.
- Растягивание лицом к опоре: скользящим движением вдоль опоры сторону, наклоны назад (нога впереди), глубокий присед. Выполнить по 4-6 раз с каждой ноги.
- Медленные повороты вперед, назад (по 10 раз на правую, затем на левую).
- В шпагате: наклон назад, согнуть ногу впереди, наклон назад кольцом. Выполнить 4-6 раз с правой, затем с левой ноги.
XI фрагмент – релаксация:
Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызванной принятием спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности. Произвольная релаксация является одним из приемов аутогенной тренировки. Она может быть полной, когда весь организм находится в состоянии расслабленности и покоя, а может быть частичной, когда расслабляются отдельные части тела с помощью специальных упражнений.
Обучение методу релаксации проводится в три этапа.
На первом (базовом) этапе гимнастка учится целенаправленно расслаблять все мышцы своего тела.
Второй этап — обучение дифференцированной релаксации. Гимнастка в положении сидя расслабляет мускулатуру, не участвующую в поддержании вертикального положения тела.
На третьем этапе гимнастке ставится задача: повседневно наблюдая за собой, замечать, какие мышцы напрягаются у ее при волнении, страхе, тревоге, смущении, и рекомендуется целенаправленно уменьшать, а затем снимать локальные напряжения мышц. При этом (за счет механизмов обратной связи) наблюдается значительное снижение выраженности субъективных эмоционально-стрессовых реакций.