Урок информатики в 4-м классе "Путешествуем по графам"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цель:

  • повторить и закрепить сведения о графах, полученные на предыдущих уроках;
  • развивать умение самостоятельно строить графы по словесному описанию отношений между предметами и существами;
  • познакомить детей с понятием и “путь в графе”;
  • научить строить и описывать пути в графах;
  • повысить мотивацию учебно-познавательной деятельности школьников к информатике посредством компьютерной поддержки.

Задачи:

  • Образовательные: продолжить знакомство с графом; формировать умения анализировать, строить графы по словесному описанию отношений между предметами и существами, обобщать предложенный материал.
  • Развивающие: развивать умение применять полученные знания на практике при решении графических задач, познавательный интерес к учебному предмету, творческую активность, логическое мышление, внимание.
  • Воспитательные: способствовать формированию самооценки четвероклассников, воспитывать взаимопомощь и способность к сотрудничеству.

Тип урока: урок-комплекс (комбинированный урок объяснения нового материала, повторение пройденного, закрепление умений и знаний на практике).

Оборудование:

Интерактивная доска, компьютеры, “Информатика в играх и задачах. 4-й класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях, ч.2.Изд.2 испр.– М.: Баласс, 2005.-64с., ил.” под редакцией А.В. Горячева, электронные задания.

Модель урока представляет собой 4 последовательных этапа: организационный, обучающий, тренировочный и контролирующий с использованием графического редактора Paint.

Приложение

Ход урока

1 этап. Разминка

На интерактивной доске открывается слайд 1 презентации (см. Приложение 1), который приглашает учащихся отправиться в путешествие по стране мудрецов.

Для того, чтобы определить тему урока, ученики должны отгадать 4 загадки (Слайды 2-6).

Загадка 1

  • Маленькая печка с красными угольками.

Ответ: гранат.

Детям предлагается запомнить первые буквы отгадок.

Загадка 2

  • Ходит без ног,
    Рукава – без рук,
    Уста – без речи.

Ответ: речка.

Загадка 3

Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный

Ответ: арбуз

Загадка 4

Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.

Ответ: фонарь.

Учитель предлагает ученикам назвать слово.

Ученики: Граф.

Учитель: А известно ли вам значение этого слова?

(После ответов детей демонстрируется Слайд 7).

Граф – дворянский титул, выше баронского, а также лицо, носящее этот титул.

2-й этап. Объяснение нового материала

Учитель: Молодцы. Слово “граф” может называть не только дворянский титул. В математике и информатике слово “граф” означает совсем иное понятие. Об этом сегодня на уроке вы и должны узнать. (Слайд 8)

Учитель формулирует тему урока, задачи, а затем ставит перед учащимися вопрос:

– Что такое “граф”? (Слайд 9)

Граф – это совокупность точек, каждая пара которых может быть соединена линиями.

На слайде чётко представлена структура графа.

Учитель: Кто из мудрецов готов ответить на следующие вопросы:

– что такое “граф”;
– как называются точки в графах;
– как называются линии в графах.

Учитель подытоживает сказанное учениками:

Вершины графов обозначают предметы или существа, а рёбра связи, отношения между ними.

– Одни отношения изображаются рёбрами без стрелок, а другие – рёбрами со стрелками.

Вопрос:

Как вы думаете, между какими отношениями в графах понадобиться стрелка?

Ответ: Стрелки нужны, когда мы обозначаем порядок действия или путь от одной вершины графа к другой, потому что путь имеет направление. (Демонстрация слайда № 10). Четвероклассники озвучивают примеры, представленные на слайде: движение парашютиста, машины, воды имеют направление.

Вводится понятие “Направленное ребро”.

Направленное ребро – это ребро, которое имеет направление.

Ученики приводят свои примеры.

Учитель информирует учащихся, что направление в графах будет задаваться стрелочками, но не всегда у графа могут быть рёбра (Слайд 11) в отличие от вершин. Такой граф называется пустым.

 3-й этап. Практическое закрепление полученных навыков. Работа с учебником и интерактивной доской

(Слайды № 12, 13, 14, 15, 16).

Задание по учебнику

  • № 6, стр. 6 (ч.2)
  • № 18а, стр. 18
  • № 14, стр. 13

4-й этап. Запись домашнего задания

Физкультминутка

Пол-урока мы решали,
Пол-урока размышляли…
И теперь пришла пора-
Разомнётся детвора.
Аккуратно потянулись.
И к соседу повернулись.
Посмотрели в потолок….
Посмотрели в уголок…
Вот, готовы мы опять
Здесь урок наш продолжать.

5-й этап. Самостоятельная работа

После выполнения перечисленных упражнений учащимся предлагается выполнить самостоятельно 10 электронных заданий на компьютере в графическом редакторе Paint. (Папка с заданием прилагается). Не стоит пугаться объёмного количества предлагаемых заданий. Работа дифференцированная, рассчитанная на учащихся с разными уровнями развития. Они сами выбирают последовательность выполнения задания и их вид.

6-й этап. Выставление мудрецам оценок

(Слайд 17).