Цель:
- повторить и закрепить сведения о графах, полученные на предыдущих уроках;
- развивать умение самостоятельно строить графы по словесному описанию отношений между предметами и существами;
- познакомить детей с понятием и “путь в графе”;
- научить строить и описывать пути в графах;
- повысить мотивацию учебно-познавательной деятельности школьников к информатике посредством компьютерной поддержки.
Задачи:
- Образовательные: продолжить знакомство с графом; формировать умения анализировать, строить графы по словесному описанию отношений между предметами и существами, обобщать предложенный материал.
- Развивающие: развивать умение применять полученные знания на практике при решении графических задач, познавательный интерес к учебному предмету, творческую активность, логическое мышление, внимание.
- Воспитательные: способствовать формированию самооценки четвероклассников, воспитывать взаимопомощь и способность к сотрудничеству.
Тип урока: урок-комплекс (комбинированный урок объяснения нового материала, повторение пройденного, закрепление умений и знаний на практике).
Оборудование:
Интерактивная доска, компьютеры, “Информатика в играх и задачах. 4-й класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях, ч.2.Изд.2 испр.– М.: Баласс, 2005.-64с., ил.” под редакцией А.В. Горячева, электронные задания.
Модель урока представляет собой 4 последовательных этапа: организационный, обучающий, тренировочный и контролирующий с использованием графического редактора Paint.
Ход урока
1 этап. Разминка
На интерактивной доске открывается слайд 1 презентации (см. Приложение 1), который приглашает учащихся отправиться в путешествие по стране мудрецов.
Для того, чтобы определить тему урока, ученики должны отгадать 4 загадки (Слайды 2-6).
Загадка 1
- Маленькая печка с красными угольками.
Ответ: гранат.
Детям предлагается запомнить первые буквы отгадок.
Загадка 2
- Ходит без ног,
Рукава – без рук,
Уста – без речи.
Ответ: речка.
Загадка 3
Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный
Ответ: арбуз
Загадка 4
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
Ответ: фонарь.
Учитель предлагает ученикам назвать слово.
Ученики: Граф.
Учитель: А известно ли вам значение этого слова?
(После ответов детей демонстрируется Слайд 7).
Граф – дворянский титул, выше баронского, а также лицо, носящее этот титул.
2-й этап. Объяснение нового материала
Учитель: Молодцы. Слово “граф” может называть не только дворянский титул. В математике и информатике слово “граф” означает совсем иное понятие. Об этом сегодня на уроке вы и должны узнать. (Слайд 8)
Учитель формулирует тему урока, задачи, а затем ставит перед учащимися вопрос:
– Что такое “граф”? (Слайд 9)
Граф – это совокупность точек, каждая пара
которых может быть соединена линиями. На слайде чётко представлена структура графа. |
Учитель: Кто из мудрецов готов ответить на следующие вопросы:
– что такое “граф”;
– как называются точки в графах;
– как называются линии в графах.
Учитель подытоживает сказанное учениками:
– Вершины графов обозначают предметы или существа, а рёбра связи, отношения между ними.
– Одни отношения изображаются рёбрами без стрелок, а другие – рёбрами со стрелками.
Вопрос:
Как вы думаете, между какими отношениями в графах понадобиться стрелка?
Ответ: Стрелки нужны, когда мы обозначаем порядок действия или путь от одной вершины графа к другой, потому что путь имеет направление. (Демонстрация слайда № 10). Четвероклассники озвучивают примеры, представленные на слайде: движение парашютиста, машины, воды имеют направление.
Вводится понятие “Направленное ребро”.
Направленное ребро – это ребро,
которое имеет направление. Ученики приводят свои примеры. Учитель информирует учащихся, что направление в графах будет задаваться стрелочками, но не всегда у графа могут быть рёбра (Слайд 11) в отличие от вершин. Такой граф называется пустым. |
3-й этап. Практическое закрепление полученных навыков. Работа с учебником и интерактивной доской
(Слайды № 12, 13, 14, 15, 16).
Задание по учебнику
- № 6, стр. 6 (ч.2)
- № 18а, стр. 18
- № 14, стр. 13
4-й этап. Запись домашнего задания
Физкультминутка
Пол-урока мы решали,
Пол-урока размышляли…
И теперь пришла пора-
Разомнётся детвора.
Аккуратно потянулись.
И к соседу повернулись.
Посмотрели в потолок….
Посмотрели в уголок…
Вот, готовы мы опять
Здесь урок наш продолжать.
5-й этап. Самостоятельная работа
После выполнения перечисленных упражнений учащимся предлагается выполнить самостоятельно 10 электронных заданий на компьютере в графическом редакторе Paint. (Папка с заданием прилагается). Не стоит пугаться объёмного количества предлагаемых заданий. Работа дифференцированная, рассчитанная на учащихся с разными уровнями развития. Они сами выбирают последовательность выполнения задания и их вид.
6-й этап. Выставление мудрецам оценок
(Слайд 17).