Урок математики во 2-м классе на тему "Прием письменного вычитания в случаях вида 50–24"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Ознакомление с письменным приемом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток, когда уменьшаемое является круглым числом.
  2. Содействовать развитию внимания, логического мышления, памяти, смекалки.
  3. Прививать эмоционально-чувственное отношение к природе, учить взаимовыручке и поддержке.

Учебные материалы: детские рисунки – портреты мам, солнышко- с одной стороны спящее, с дугой – улыбающееся, семь лучиков, перфокарты с примерами, карточки с ответами и буквами.

Ход урока

1. Организационный момент

У. Взялись за руки, скажем дружно:

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Чтобы правильно считать.

2. Беседа учителя

У. Отгадайте загадку:

Дует теплый, южный ветер
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Что за месяц, кто узнает?

Дети. Март

У. Что вы представляете себе, когда произносится это слово?

Ответы детей.

<Рисунок 1> Вот и к нам на урок сегодня пришло солнышко отдохнуть, послушать: как считаем, как читаем, как задачки решаем. Но солнышко не простое, а с волшебными лучиками. Лучики нам подскажут, чем мы будем заниматься на уроке.

А мы будем внимательно слушать друг друга, считать, угадывать, смекать – это нам поможет научиться решать примеры нового вида.

Затем заложим полученные знания в память, как в компьютер.

Выполним зарядку для ума – решим задачи.

В конце урока проверим свои знания и оценим свою работу.

И если все у нас получится – солнышко отблагодарит нас лучезарной улыбкой, чудесным светом и теплом.

– Ребята, посмотрите на солнышко – оно стало просыпаться. И первый лучик, который он нам дарит, называется пробуждение.

<Рисунок 2>

– А почему?

Д. Потому – что весна – пробуждение природы.

У. Каждый урок мы тренируем свою память, речь, наблюдательность. И в этом нам помогают числа.

– Какое же число мы встретили сегодня первым?

Д. Четвертое.

У. О чем оно нам рассказало?

Да, по календарю сегодня четвертый день весны. Осталось 4 дня до Маминого праздника. Я взяла на себя смелость пригласить к нам на урок ваших любимых мам, портреты которых вы так любовно изобразили.

Пусть они увидят вас в работе: умных, счастливых.

3. Актуализация опорных знаний

Для нас наступление весны – это 8 марта, астрономы считают первым днем весны 21 марта – день весеннего равноденствия (когда день равен ночи), а ученые, изучающие жизнь, птиц орнитологи) считают, что весну приносят к нам на крыльях грачи, которые прилетают к нам с 12 по 19 марта.

– Запишите числа, которые я назвала.

У. Посмотрите внимательно и скажите, как можно быстро вычислить сумму этих чисел.

Д. (8 + 12) + (21 + 19) = 60

У. Проследите, какую можно найти закономерность и продолжить эту цепочку.

– Какое число можно назвать лишним в этом ряду. Почему?

Д. 30 – круглое число, 8 – однозначное и др.

У. Назовите наименьшее число в цепочке.

Молодцы, ребята! Все хитрости чисел этого ряда вы разгадали. Но они все не сдаются: составили столбики и перепутали ряд. Давайте снова соберем цепочку, т.е. решим круговые примеры:

У. У кого цепочка получилась – встали (разгадываем задачу на смекалку с доски). D каком примере затруднились?

Д.

У. Почему?

Д. Пример нового вида.

4. Изучение нового материала

У. Какой пример является помощником в этой цепочке?

Д.

У. Вот и настал черед просыпаться новому лучику и назовем его волшебным. Почему? <Рисунок 3>

Д. Потому, что он научит нас решать такие примеры.

У. Кому помогла догадка решить этот пример?

(Ответы и объяснения детей.)

У. Решим примеры с комментированием (№1 с.100 1,2,5 ст. / 3, 4 ст. дом. задание).

– Хорошо, ребята (подбадривание с использованием портретов мам).

– А теперь у нас еще один лучик проснулся, а разбудила его весенняя капель. <Рисунок 4>

Эти капельки ко мне попали на листок и в примерах расплылись некоторые цифры. Мы сможем вместе восстановить?

У. Давайте, ребята, мы погреемся на солнышке, на весенней проталинке. <Рисунок 5>

К нам весна шагает.
Топ-топ-топ.
Весело по лужам
Шлеп-шлеп-шлеп.
Солнышко нам светит
Прямо всем в глаза.
Здравствуйте, ребята!
Дождались меня?

Согрелись, размялись на солнышке. Солнышко вместе с нами улыбается и дарит еще один лучик. “ Загадки весны ”. <Рисунок 6>

5. Повторение изученного материала

– Прочитаем задачу.

“На деревьях в парке было 30 скворечников. В марте 12 скворечников заняли скворцы, а в 7 их них еще живут воробьи. Сколько пустых скворечников ждут новых гостей? ”

Краткая запись:

Было – 30 скворечников
Занято – ? 12 скворцов и 7 скворцов
Пустых – ? скворечников

У. Что означают числа 30? 12? 7?

Ответы детей.

У. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Разбор для 2-го варианта.

У. Что мы знаем? Чего мы не знаем? Это можем найти? Каким действием?

После этого можно ответить на вопрос задачи: Каким действием?

– Называем, у кого какие ответы.

Как вычли из 30 – 19, из 30 – 12?

– У кого другой способ?

– Докажи свой выбор.

Проверка решенной задачи: 12 + 7 + 11 = 30 (скворечников)

– А теперь подумайте над такой задачей:

“На заборе сидело 6 воробьев. Подкрался кот и одного поймал. Сколько осталось воробьев на заборе? ”

– Молодцы, ребята! Разгадали мы загадки весны. Вы ничего не слышите?

Мне слышится перезвон капели, птичьих голосов, журчанье ручейков. А это на солнышке появился следующий лучик – Веселый перезвон. <Рисунок 7>

6. Закрепление

У. Проверим, как усвоили прием вычитания двузначных чисел из круглого десятка?

Вариант 1: пишут друг – другу примеры на листочках. Решают, взаимно проверяют.

Вариант 2: Работают по перфокартам.

Проверка: Дети 2 – го варианта называют ответы, учитель выставляет их у доски. Переворачиваем – слово – Молодцы!

7. Итог урока

У. Наше солнышко проснулось,
Всем ребяткам улыбнулось.

Появился последний лучик “ Улыбка <Рисунок 8>

– Молодцы, ребята! За нашу хорошую работу – сюрприз от солнышка. Дарим мы это солнышко нашим мамам к празднику.

– Скажите мне, какой лучик согрел больше других? (Что больше понравилось?)

Ответы детей.

У. А чему научил вас волшебный лучик?

Д. Решать новые примеры.

У. Как работали? Кто на “отлично”, кто на “хорошо”?

Ответы детей.

У. Ваши мамы тоже радуются вместе с нами, и благодарят за интересный урок.