Цели:
- Ознакомление с письменным приемом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток, когда уменьшаемое является круглым числом.
- Содействовать развитию внимания, логического мышления, памяти, смекалки.
- Прививать эмоционально-чувственное отношение к природе, учить взаимовыручке и поддержке.
Учебные материалы: детские рисунки – портреты мам, солнышко- с одной стороны спящее, с дугой – улыбающееся, семь лучиков, перфокарты с примерами, карточки с ответами и буквами.
Ход урока1. Организационный момент
У. Взялись за руки, скажем дружно:
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Чтобы правильно считать.
2. Беседа учителя
У. Отгадайте загадку:
Дует теплый, южный ветер
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Что за месяц, кто узнает?
Дети. Март
У. Что вы представляете себе, когда произносится это слово?
Ответы детей.
<Рисунок 1> Вот и к нам на урок сегодня пришло солнышко отдохнуть, послушать: как считаем, как читаем, как задачки решаем. Но солнышко не простое, а с волшебными лучиками. Лучики нам подскажут, чем мы будем заниматься на уроке.
А мы будем внимательно слушать друг друга, считать, угадывать, смекать – это нам поможет научиться решать примеры нового вида.
Затем заложим полученные знания в память, как в компьютер.
Выполним зарядку для ума – решим задачи.
В конце урока проверим свои знания и оценим свою работу.
И если все у нас получится – солнышко отблагодарит нас лучезарной улыбкой, чудесным светом и теплом.
– Ребята, посмотрите на солнышко – оно стало просыпаться. И первый лучик, который он нам дарит, называется пробуждение.
– А почему?
Д. Потому – что весна – пробуждение природы.
У. Каждый урок мы тренируем свою память, речь, наблюдательность. И в этом нам помогают числа.
– Какое же число мы встретили сегодня первым?
Д. Четвертое.
У. О чем оно нам рассказало?
Да, по календарю сегодня четвертый день весны. Осталось 4 дня до Маминого праздника. Я взяла на себя смелость пригласить к нам на урок ваших любимых мам, портреты которых вы так любовно изобразили.
Пусть они увидят вас в работе: умных, счастливых.
3. Актуализация опорных знаний
Для нас наступление весны – это 8 марта, астрономы считают первым днем весны 21 марта – день весеннего равноденствия (когда день равен ночи), а ученые, изучающие жизнь, птиц орнитологи) считают, что весну приносят к нам на крыльях грачи, которые прилетают к нам с 12 по 19 марта.
– Запишите числа, которые я назвала.
У. Посмотрите внимательно и скажите, как можно быстро вычислить сумму этих чисел.
Д. (8 + 12) + (21 + 19) = 60
У. Проследите, какую можно найти закономерность и продолжить эту цепочку.
– Какое число можно назвать лишним в этом ряду. Почему?
Д. 30 – круглое число, 8 – однозначное и др.
У. Назовите наименьшее число в цепочке.
Молодцы, ребята! Все хитрости чисел этого ряда вы разгадали. Но они все не сдаются: составили столбики и перепутали ряд. Давайте снова соберем цепочку, т.е. решим круговые примеры:
У. У кого цепочка получилась – встали (разгадываем задачу на смекалку с доски). D каком примере затруднились?
Д.
У. Почему?
Д. Пример нового вида.
4. Изучение нового материала
У. Какой пример является помощником в этой цепочке?
Д.
У. Вот и настал черед просыпаться новому лучику и назовем его волшебным. Почему? <Рисунок 3>
Д. Потому, что он научит нас решать такие примеры.
У. Кому помогла догадка решить этот пример?
(Ответы и объяснения детей.)
У. Решим примеры с комментированием (№1 с.100 1,2,5 ст. / 3, 4 ст. дом. задание).
– Хорошо, ребята (подбадривание с использованием портретов мам).
– А теперь у нас еще один лучик проснулся, а разбудила его весенняя капель. <Рисунок 4>
Эти капельки ко мне попали на листок и в примерах расплылись некоторые цифры. Мы сможем вместе восстановить?
У. Давайте, ребята, мы погреемся на солнышке, на весенней проталинке. <Рисунок 5>
К нам весна шагает.
Топ-топ-топ.
Весело по лужам
Шлеп-шлеп-шлеп.
Солнышко нам светит
Прямо всем в глаза.
Здравствуйте, ребята!
Дождались меня?
Согрелись, размялись на солнышке. Солнышко вместе с нами улыбается и дарит еще один лучик. “ Загадки весны ”. <Рисунок 6>
5. Повторение изученного материала
– Прочитаем задачу.
“На деревьях в парке было 30 скворечников. В марте 12 скворечников заняли скворцы, а в 7 их них еще живут воробьи. Сколько пустых скворечников ждут новых гостей? ”
Краткая запись:
Было – 30 скворечников
Занято – ? 12 скворцов и 7 скворцов
Пустых – ? скворечников
У. Что означают числа 30? 12? 7?
Ответы детей.
У. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Разбор для 2-го варианта.
У. Что мы знаем? Чего мы не знаем? Это можем найти? Каким действием?
После этого можно ответить на вопрос задачи: Каким действием?
– Называем, у кого какие ответы.
Как вычли из 30 – 19, из 30 – 12?
– У кого другой способ?
– Докажи свой выбор.
Проверка решенной задачи: 12 + 7 + 11 = 30 (скворечников)
– А теперь подумайте над такой задачей:
“На заборе сидело 6 воробьев. Подкрался кот и одного поймал. Сколько осталось воробьев на заборе? ”
– Молодцы, ребята! Разгадали мы загадки весны. Вы ничего не слышите?
Мне слышится перезвон капели, птичьих голосов, журчанье ручейков. А это на солнышке появился следующий лучик – Веселый перезвон. <Рисунок 7>
6. Закрепление
У. Проверим, как усвоили прием вычитания двузначных чисел из круглого десятка?
Вариант 1: пишут друг – другу примеры на листочках. Решают, взаимно проверяют.
Вариант 2: Работают по перфокартам.
Проверка: Дети 2 – го варианта называют ответы, учитель выставляет их у доски. Переворачиваем – слово – Молодцы!
7. Итог урока
У. Наше солнышко проснулось,
Всем ребяткам улыбнулось.
Появился последний лучик “ Улыбка ” <Рисунок 8>
– Молодцы, ребята! За нашу хорошую работу – сюрприз от солнышка. Дарим мы это солнышко нашим мамам к празднику.
– Скажите мне, какой лучик согрел больше других? (Что больше понравилось?)
Ответы детей.
У. А чему научил вас волшебный лучик?
Д. Решать новые примеры.
У. Как работали? Кто на “отлично”, кто на “хорошо”?
Ответы детей.
У. Ваши мамы тоже радуются вместе с нами, и благодарят за интересный урок.