Урок-игра по истории России с использованием информационных технологий для 10-го класса общеобразовательной школы.
Оборудование: компьютерный класс (для индивидуальной работы) или мультимедийный проектор с экраном и колонками (для коллективной работы).
Программное обеспечение: Microsoft Office 2007, пошаговая историческая стратегия “Куликовская битва”.
Цели урока:
- Интерактивное овладение знаниями о периоде борьбы московского князя Дмитрия Донского с Золотой Ордой в союзе с русской православной церковью.
- Развитие навыков анализа и отбора информации, принятия ответственных решений, логического мышления.
- Воспитание социально-активной личности, способной к масштабному историческому мышлению.
Задачи учебной деятельности учащихся:
- Моделирование игровой ситуации.
- Успешное прохождение исторической пошаговой стратегии.
- Рефлексия.
План урока:
- Характеристика специфической исторической ситуации накануне Куликовской битвы. (Даётся учителем истории.)
- Моделирование исторического процесса Куликовской битвы. (Создаётся учителем истории.)
- Проведение игры. (Деятельность учеников)
- Подведение итогов. (Совместная деятельность)
Методы, используемые педагогом: проблемное моделирование исторической ситуации, выявление исторической альтернативы.
Методы, используемые учащимися: “мозговой штурм” при коллективной форме, отождествление с проблемной ситуацией, анализ и отбор информации при выборе альтернативы, экстраполяция, рефлексия.
Описание хода урока при индивидуальном прохождении игры:
- Учитель информирует учащихся о специфике исторической ситуации накануне Куликовской битвы, состоящей в начавшемся процессе централизации, борьбе Москвы, Твери и Литвы за объединение русских земель и ослаблении Золотой Орды. (10 минут)
- Далее учитель предлагает каждому ученику выступить в роли исторических деятелей, принимавших ответственные решения в период до и во время Куликовской битвы, а также знакомит учащихся с правилами прохождения игры. (5 минут)
- Прохождение игры учащимися. (20-25 минут)
- Рефлексия проводится в форме в форме письменного ответа на вопросы:
- Домашнее задание: §22 по учебнику История России с древнейших времён до конца XVII века: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / А. Н. Сахаров, В. И. Буганов; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2006.
Достиг ли я успеха в этой игре? Какие приёмы использовал для достижения цели? Какими качествами должен был обладать Дмитрий Донской для достижения победы над ордынцами? (вопросы представлены на слайде №20)
Описание хода урока при командном прохождении игры:
- Учитель информирует учащихся о специфике исторической ситуации накануне Куликовской битвы, состоящей в начавшемся процессе централизации, борьбе Москвы, Твери и Литвы за объединение русских земель и ослаблении Золотой Орды. (10 минут)
- Далее учитель предлагает учащимся разделиться на три команды. Выбрать в каждой команде своего князя Дмитрия Ивановича, ответственного за принятие решений, и воеводу Боброка Волынца и выступить в роли исторических деятелей, принимавших ответственные решения в период до и во время Куликовской битвы, а также знакомит учащихся с правилами прохождения игры. (5-7 минут)
- Прохождение игры учащимися в форме принятия и оглашения решений ситуаций, смоделированных в игре. За каждый правильный ответ команда награждается одним очком. (20-25 минут)
- Подсчёт результатов и подведение итогов игры.
- Домашнее задание: Рефлексия проводится в форме эссе на тему: “Влияние социально-значимых качеств личности на ход истории: на примере Дмитрия Донского”; §22 по учебнику История России с древнейших времён до конца XVII века: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / А. Н. Сахаров, В. И. Буганов; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2006.
Альтернативное использование игры: Эта игра может использоваться для сильных учащихся 6-х классов в рамках дифференцированного подхода при изучении истории России, а также как практическое занятие на уроках обществознания по теме “Исторический процесс и его участники”.
Список использованной литературы и источников:
- “Задонщина”. / Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца XVIII века: Пособие для учителя/ Сост. П.П. Епифанов, О. П. Епифанова. М.: Просвещение, 1989.
- Летописная повесть о побоище на Дону./ Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца XVIII века: Пособие для учителя/ Сост. П.П. Епифанов, О. П. Епифанова. М.: Просвещение, 1989.
- Буганов В.И. Куликовская битва.- М.: Педагогика, 1985.
- Данилов А.А., Данилов Д.Д., Клоков В.А., Тырин С.В. Российская история с древнейших времён до начала XVI века: Учебник для 6-го класса основной школы. – М.: “С-инфо”; “Баласс”, 1999.
- История России с древнейших времён до конца XVII века: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А. Н. Сахаров, В. И. Буганов; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2006.
- Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. V-VIII.- Калуга: Золотая аллея, 1993.
- Кончаловская Н.П. Наша древняя столица.- М.: Детская литература, 1962.
- Соловьёв В.М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней. – М.: Белый город, 2005.
- Тихомиров О.Н. На поле Куликовом М.: Малыш 1978.
- Энциклопедия для детей Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч. 1 От древних славян до Петра Великого.- М.: Аванта+, 2004.